F.A.Q. Что такое духовная жизнь?
(Все, что здесь написано является исключительно собственной точкой зрения автора и не претендует на предел понимания истины в ее последней инстанции)
1. В чем состоит цель духовной жизни?
Цель духовной жизни в ее СОбытийной ориентации, т. е. В совместном бытии на возможной полноте уровней (бытия) с Богом, обладающим предельной полнотой бытия. Другими словами в крестном творческом соединении Божьего и человеческого, Божьего и природы. Более подробно про это можно прочитать у архимандрита Софрония (Сахарова), ученика преподобного Силуана Афонского. Также очень точное Евангельское указание на наше сыновство Богу, а сыновство как раз и предполагает бытийное единство.
2. Что такое бытие?
Можно сказать одним словом — это Бог, Он не только Источник всякой жизни, Он это сама жизнь, которая протекает в Нем. Кроме того — это состояние, проявляющееся осознанно или неосознанно излучением или движением энергий самого различного плана и уровня: от нетварных до природных потоков. Также более детальное рассуждение представлено в работах архимандрита Софрония.
3. На каких уровнях осуществляется бытие человека?
Например на сознательном, подсознательном и сверхсознательном; на уровне телесных, физиологических процессов, психодинамики и духовного пространства; на внешнем и внутреннем уровнях в целом и т. д. - классификаций может быть бесконечное множество. Для достижения основной цели уховной жизни — полноты бытия в Боге работать над собой следует на всех возможных уровнях. Для более полного ознакомления со спецификой различных уровней бытия человека можно познакомиться со статьей митрополита Антония Сурожского «О созерцании и подвиге» и «Педагогичекой антропологией» К. Ушинского.
4. Какие существуют приемы соединения Божьего и человеческого?
Бытийное СОединение — это совместный СОнастрой двух начал: Божьего и человеческого во многих формах и на многих уровнях. Божье движение к человеку осуществляется во Христе, в пророках, святых, ангельских силах, прямых действиях Святого Духа. Человеческое движение к Богу происходит в молитвенной настройке всех доступных бытийных структур, духовном очищении подсознания, организации поступательного восхождения к Полноте Божьего Бытия во времени своей земной жизни, что означает выделение особого времени на практику духовной жизни, пробуждение живого устремления к ней, говоря языком педагогики — познавательного интереса. Кроме того может происходить в процессе изучения духовной культуры, существующей в мире, через творческое осмысление и применение ее опыта в процессе молитвенной СОнастройки с Богом во Христе Святым Духом, ангельскими силами, святыми. Упражнять, тренировать, настраивать следует все системы, таким образом, чтобы все в человеке резонировало на Божьей Волне, пребывало в Ее Потоке. Это касается сфер нашего естества из которых проистекает пищевое и половое поведение, движение внимания, также это сферы в которых действую природные и социальные биоритмы. Большое значение имеет творческое действие во внешнем пространстве, основанное на молитвенном настрое в максимально доступной Полноте Бытия и цельности всех начал. Для более детального ознакомления следует серьезно изучать молитвенную традицию Исихазма, начиная, к примеру, с святителя Григория Паламы. Симеона Нового Богослова, Максима Исповедника.
5. Как можно объяснить тот факт, что духовная жизнь движется как-бы периодами, что касается и отдельного человека, и целых обществ, этносов и т. д.?
Мир как и каждый человек живет в соответствии с определенными биоритмами, космическими, земными, природными, внутренними человеческими, социальными и т. д. Также в определеные моменты (чаще всего критические) у определенного количества людей происходит раскрытие (или преоткрытие) духовного пространства в итоге появляются соборно объединенные группы людей, способные резонировать на духовных волнах в масштабах групповой динамики. Это является серьезным катализатором низведения Духа в земную жизнь. Резонировать души могут по разному в зависимости от полноты и качества настроя на Духовную Волну, отчего результаты этого действия могут принимать самые разнообразные формы. Про это достаточно много сказано Л.Н. Гумилевым.
6. Что такое Эго и как оно работает в духовной жизни?
Проще всего его определить как самомнение, связанное как с затверженными шаблонами и установками, подсознательными схемами реакций и поведения, широтой восприятия и сознания, качествами тонкости и мудрости. Такая самооценка-самомнение может быть адекватным, заниженным либо завышенным. По очевидным причинам обрести истинное знание себя (адекватную самооценку) необходимо в процессе достижения полноты СОбытия с Богом.
7. Почему в молитве важно стремиться не к многословию и длительному «вычитыванию» молитв, а к священнобезмолвию?
Самый простой ответ, в котором можно сослаться на Антония Сурожского, сказавшего в «Школе молитвы», что Богу необходимо наше тихое внимание, чтобы ответ был услышан. Ведь если все время говорить и не слушать, получается монолог и диалог невозможен. Чтобы ловить Божью Волну на нее необходимо максимально точно настроиться. Во всех наших составах, во утробе, в сердце в идеале должна говорить одна только Божья Радиостанция. Для этого приемник должен быть точно настроен, каскады согласованы, чтобы избежать помех через самовозбуждение; также отдельные часты «заэкранированы» от внешних помех. Про внешние помехи достаточно подробно описано у К. Льюиса в «Письмах Баламута»
8. Что дает словесная молитва, произносимая вслух или проговариваемая в уме?
При внимательном собранном состоянии помогает прожить опыт состояний авторов молитв и тем самым настроиться на действие Духа, призвать благодать. Однако после призыв следует замолчать и начать внимать Духу. В этом предел словесной молитвы.
9. Зачем контактировать с иконами, святыми местами, мощами?
В святых иконах, местах, мощах проявляется в материальном мире действие Духа. Тонко-духовное внимательное восприятие этих мест помогает приблизиться к Пространству Бытия Духа,что происходит в бытийном приобщении через предметы ко всем тем, чьей святостью жизни эти предметы были освящены и кто с ними через это остался бытийно связан.
10. Может ли быть введен комплекс физических упражнений, помогающий освобождению тела от тонусов и зажимов, обретению детского состояния тела, помогающего молитвенному настрою?
Несомненно жилистое, подвижное тело, очищенное молитвой-движением играет громадную роль в молитвенном настрое и потому такая гимнастика необходима. За основу, к примеру, можно взять свободное движение, комплекс Дж. Пилатеса и «Позосистему» Н.Романова.
11. Как мотивировать собственную духовную жизнь?
В свободе раскрыть познавательный интерес и ощутить Живое Духовное Бытие, а затем искать Его полноту, т. к. в нем истинно и заключается веер жизненных смыслов.
12. В чем заключается духовная свобода или свобода в Духе?
В возможности действовать исходя их духовного состояния бытия, основываясь на его зовах и целях его расширения.
13. Как кратко можно охарактеризовать суть духовной жизни?
Посвящение и освящение. Посвящение себя Богу и освящение внутреннего и внешнего, своего, других людей, природы, космоса.
14. Каким образом может быть организована регулярная практика по молитвенному настрою всех своих бытийных систем?
Прежде всего это вогревание устремления и посвящения себя и своей жизни Живому Богу. Для этого можно осознанно использовать все доступные формы церковной жизни, духовное изучение священных текстов и житий святых с целями настроиться и прожить опыт. Упражнения по очищению и освящению телесных структур, а также в целом подсознательной сферы. Регулярно отводить время непосредственно на молитву как словесную, так и безмолвную, врем на изучение теоретических представлений о молитве, изучение других форм и культур духовной жизни, с целью увидеть в объеме духовную жизнь. Постепенно молитвенная и обыкновенная жизнь должны соединиться и стать единым целым. Стать творческим подходом ко всем формам жизни, вдохновленным полнотой молитвенного предстояния.
15. Как начать духовную жизнь?
Допустить, что в каком-то неведомом бытийном пространстве есь Бог, Он Полнота Жизни Всего во Всем. Он — личность и с ним можно проконтактировать. Начальной точкой контакта может стать то место, в которое мы в запале стучим в грудь, говоря «я». Сосредотачиваясь на этом месте с настроем на Контакт мы его рано или позно переживем. Однако в силу загрязненности наших бытийных структур, являющихся каналами связи, он будет неясным и искаженным. Поэтому дальнейшее движение направлено на очищение и преображение наших элементов структуры: сердца, ума, тела и т.д.. Это осуществляется через участие в церковных таинствах, духовной аскетической практике и т. д. Главное всегда держать во внимании тот факт, что нашей целью является Полнота Бытия во Христе Святым Духом. Искать Божье водительство во всем, посвящения и освящения. Обретенный контакт, поверив и непрерывно поверяя его другими духовными способами проживания, желательно хранить всегда: в общении с другими людьми, осуществляя любую деятельность, пребывая в природной среде и т. д.
17. Что является основным критерием правильного настроя (направления) духовной жизни?
Мирное утишенное широкое внутреннее пространство и любовь к врагам
18. Как связано общество (социум) с духовной жизнью?
Общество как собор духовно устремленных людей могло бы взаимодополнить и обогатить личный духовный поиск положительной групповой динамикой. Сегодня же общество это многоуровневая социальная матрица, вовлекающая и подчиняющая человека низшим силам и существам описанным в «Письмах Баламута».
Духовная культура современного общества крайне низка, при условии ее повышения можно было бы ожидать усиление духовноориентированной групповой динамики.
19. Знакомство с какими из научных направлений может помочь в духовной жизни?
Практически во всех областях знаний и деятельности можно, при соответствующем устремлении, распознать Божье. Особо можно выделить онтологию, экзистенционализм, из видов терапии трансперсональную, эзистенциональную и лоотерапию.
20. Как бесы действую на человека?
Как правило направляя аффективно суженное сознание, через действие на подсознательные области, укоренившиеся стериотипы поведения, страсти, родовые проблемы, т. е. через различные формы греховного повреждения.
21. Что такое грех?
Существуют различные уровни восприятия греха. На уровне внешних действий и поступков, на уровне помыслов и на уровне укоренившихся страстей и еще более глубоких причин. Представляется наиболее целесообразным наиболее глубокий взгляд на причино-следственную цепочку греха и выбор соответственного пути его искоренения. Еще другими словами это пленение ума и окаменение сердца.
22. Как голос совести связан с духовной жизнью?
По сути внушения совести, правильно распознанные, при условии несколько очищенного сердца являются духовным компасом, помогающим двигаться по духовному пути.
з.ы. Очень важно искать максимально доступную Полноту Бытия в Боге в текущем моменте, здесь и сейчас, а не в отдаленном будующем или посмертии.