Доставлять радость другим есть проявление любви.
Доставлять радость себе есть проявление онанизма.
Рассмотрим структуру современного нам общества как следствие психологии составляющих это общество людей, а психологию, в свою очередь, как следствие структуры мира в котором эти люди пребывают.
Главными жизненными мотивациями каждого человека являются страх, жадность (она же стремление к наслаждениям), любовь. Сравните с аналогичной триадой древних индусов – благость, страсть, невежество и подумайте, почему страх и невежество находятся в ближайшем родстве.
Рассмотрим эти мотивации по отдельности, начиная с любви. Увы, за века употребления слово это порядочно затаскали, из-за чего нам придётся поработать над точным определением понятия «любовь». Мы знаем, что любовь бывает промеж мужчиной и женщиной. Это я её специально курсивом выделил. Рассмотрим такую любовь повнимательней. Во-первых, мы видим, что семья в её теперешнем виде является оборонительным союзом во враждебном природном и человеческом (!) окружении. А где оборона, там и страх. Во-вторых, мы видим известное эмоциональное наслаждение присущее семейному союзу. А где наслаждение, там и жадность. Теперь мысленно вычтем из любви жадность и страх. Ну как, много осталось? Вот то, что осталось, я и называю любовью.
Итак, определение: любовь есть желание и делание добра, пользы. При таком определении возникает очередная сложность. Дело в том, что понятия добра, пользы вообще-то говоря не очевидны. Скажем некоему человеку, для его же пользы, следует накостылять по шее, дабы в будущем он избежал больших неприятностей. Все мы видели мамаш, желающих добра своим отпрыскам, видели и печальные следствия из такого желания происходящие; видели мы и бездумную благотворительность, плодящую иждивенцев. А подвожу я вас к тому, что для делания добра, для понимания в чём оно состоит необходим зрелый разум, а не одни лишь эмоции, присущие и животным.
Откуда берётся нужда в отрицательных, содержащих частицу «не» заповедях, из коих обобщающая звучит, как «не делай другому того, чего не желаешь получить сам»? Можно ли требовать от младенца (речь идёт о психологическом возрасте) делания добра? Нет, максимум, чего можно требовать от младенца, это не причинения вреда другим и себе самому.
Теперь обратимся к жадности, стремлению к эмоциональным наслаждениям. Первым делом пну господина Фрейда, по недоумию выделившего сексуальность в отдельную, всё объясняющую категорию. Сексуальность всего лишь частное, хотя и важное, проявление жадности, в свою очередь являющейся лишь одной из трёх мотиваций любого человека. Спектр доступных нам наслаждений гораздо шире. Здесь и наслаждение зрительными образами, и наслаждение вкусом пищи, и наслаждение музыкой, пением, и… продолжите сами. Жадность является основополагающей жизненной мотивацией для большинства ныне живущих и определяющим фактором современного нам общественного устройства. Крайние формы жадности проявляют себя как алкоголизм, наркомания, стремление к роскоши и тому подобное. Некоторые пытаются оправдать жадность естественными физическими потребностями. Полно, естественные потребности невелики и сравнительно легко удовлетворяются. Для лучшего различения жадности и физических потребностей вы можете вспомнить, что в других культурах вкусной считается пища, которой вы не станете есть и под страхом расстрела. Отсюда мы видим, что пищевое понятие «вкусно» принадлежит вовсе не физическому телу, а эмоциональной сфере. Равно и физическая сексуальность имеет мало общего с сексуальностью обусловленной эмоциями.
Здесь мы подошли к важнейшей теме взаимоотношений разума и эмоций в отдельно взятом человеке. Нравится оно вам или нет, но наименование «человек разумный» является сильным преувеличением. Человек бывает разумным, когда решает какую-либо конкретную задачу, но в целом по жизни он эмоционален и ещё раз эмоционален. Эмоции ставят задачи, разум их решает. Кто здесь начальник, кто подчинённый; кто хозяин, а кто раб? К этой теме мы ещё вернёмся, а пока взглянем на одно уподобление, принадлежащее господину Гурджиеву. Итак, мы имеем повозку – физическое тело; лошадь, запряжённую в повозку - наши эмоции; возницу, управляющего лошадью – наш разум; и, наконец, хозяина повозки, знающего куда и зачем вся эта конструкция едет. Увы, типична ситуация, когда возница спит, пробуждаемый лишь ржанием лошади, а хозяин повозки отлучился в страну далёку.
Теперь страх, всевозможные проявления боязни будущего во главе со страхом физической смерти. Здесь поучительно взглянуть на многомиллионную армию профессиональных больных. Их можно понять. Болеть тяжело, это тюрьма, но тюрьма известная, где понятно, что будет плохо, понятно и как именно будет плохо. А что ждёт там – за гранью физической смерти? Неизвестность. Она-то и страшит больше, чем физические мучения. Покажите мне человека, что решил для себя этот вопрос и сознательно выбирает оставаться ему здесь или уйти за грань смерти.
Надеюсь, вы понимаете, что страх, как разумная осторожность, несёт положительную функцию. Равно не стоит воевать и против эмоций как таковых. Без лошади ваша повозка далеко не уедет. Эмоции это ваша энергия.
Заметьте, что мотивации конфликтуют между собой. Время не резиновое и вы всегда стоите перед выбором посвятить его делам любви, либо удовлетворению собственной жадности. Интересно взглянуть на «искателей адреналина», предающихся опасным для жизни развлечениям. Здесь мы видим как в конфликте жадности и страха уверенно побеждает жадность. Если совершение доброго дела сопряжено с риском для вашей безопасности, будем иметь конфликт любви и страха. Помимо этого разум и эмоции регулярно конфликтуют с интересами физического тела. Примеры придумайте сами.
Теперь посмотрим на эволюцию человеческой психики в течение отдельно взятой жизни. Всякий новорождённый младенец изначально является животным, а разум и всё многообразие присущих взрослым чувств являются продуктом воспитания, а ещё более подражания. История Маугли, как известно, сказка. Далее мы видим, что физическое тело, с коим отождествляют себя младенцы, имеет исключительно (!) личные интересы. Формирующиеся разум и эмоции также обращены преимущественно к своим собственным интересам. Таким образом, любовь к ближним является вершиной, продуктом долговременного развития разума и эмоций, а развитие это происходит вопреки природе, тянущей нас назад – в животное состояние. Вы не задумывались, почему так просто любить домашнего питомца – кошку или собаку и так трудно любить людей? А дело здесь в том, что животные в своём роде совершенны, ибо достигли потолка своего развития; человек же, за редким исключением, является лишь «полуфабрикатом».
И ещё раз о том же другими словами. В суфизме есть такое образное описание эволюции человеческой психики: животное –> зомби –> (здесь развилка) человек, либо демон. Итак, всякий младенец изначально является животным. Далее, воспитанием и подражанием в психике ребёнка формируются некие нормы поведения, делающие его более-менее пригодным для проживания в обществе себе подобных и мы получаем зомби. Наименование «зомби» отражает тот факт, что нормы поведения человека в обществе являются внедрёнными извне, запрограммированными. Зомби плохо понимает откуда взялись эти нормы, почему они именно такие, а не какие-либо другие и практически не способен менять внедрённую извне программу. Великое множество людей так и зависает на этой полубессознательной стадии «как все». Я называю таких «ученики телевизора». Далее можно сознательно посвятить жизнь самоугождению, сломав блоки, созданные воспитанием, то есть стать демоном. Либо же можно сознательно взращивать в себе любовь и, в итоге, стать собственно человеком. Сходство человека и демона в том, что они способны к осознанному изменению внедрённых извне программ, и преображение демона в человека явление вполне возможное.
Быть может, вы спросите: а надо ли человеку менять стандартные программы поведения? Так ли уж они плохи? Понятно, зачем программы ломает демон. Все эти табу – не укради, не убей и им подобные демону мешают. Но зачем это делать человеку? Рассмотрим в качестве примера программу размножения. Это именно внедрённая извне программа, поскольку инстинкт размножения, во всяком случае у мужчин, выражен весьма слабо. Зачем вы плодите новые и новые тела? Быть может на этой планете мало людей? Да нет, их более чем достаточно. А, понимаю! Ведь государство испытывает недостаток пушечного мяса. Что, опять не угадал? Возможно, ваш отпрыск вырастет мерчендайзером. Звучит гордо! Снова не то? Тогда зачем? На самом деле многие желают видеть в детях улучшенные копии самих себя. Явление это можно обозначить как перенос смысла. Ваша собственная жизнь бессмысленна; возможно, смысл обнаружится в жизни детей. Не обольщайтесь, не обнаружится. А если и обнаружится, то вам-то что с того? Вы порождаете дурную бесконечность, где перенос смысла происходит вновь и вновь, без конца. Не нужно переваливать задачу, которую следует решить лично вам, на детей.
Мысленно разделим всех людей на три группы в соответствии с их главными жизненными мотивациями. Ведомых по жизни страхом обозначим словом «рабы», ведомых жадностью назовём наёмниками, а ведомые любовью у нас будут сыны. Наименования имеют своим источником Библию, над чем, читавшим Новый Завет, предлагаю поразмыслить самостоятельно. Как вы понимаете, подавляющая часть составляющих современное общество людей принадлежит к категориям рабов и наёмников. Держать эту массу в берегах не сложно. Для этого издревле применяются два инструмента - кнут и пряник. Демоны дёргают за нитки страха и жадности и народные массы послушно организуются в удобную демонам общественную систему.
Скучное это дело, писать об очевидном. Ну да ладно, потерпите ещё немного. Рассмотрим экономическую эффективность человеческого сообщества при наличествующей системе общественных отношений. Прежде всего, сформулируем необходимые потребности человека. Это пища, одежда, жильё. Кроме того, важнейшая потребность человека – пища информационная. Насколько эффективно сейчас используется рабочая сила? Проведём разделение трудоспособных людей на производящих необходимые товары и услуги и всех остальных, которых условно назовём «лишние». Современное развитие науки и средств производства создаёт ситуацию, когда один человек, работающий на высокотехнологичном производстве, создаёт такое количество продукции, которого хватит более чем на сотню потребителей, и это соотношение будет и далее увеличиваться. Теперь рассмотрим, чем заняты «лишние» люди. Это – безработные, армия спекулянтов, множество людей занятых производством ненужных товаров, например ювелирных погремушек или информационных помоев. Также к этой категории можно отнести людей занятых в полезных, но кустарных, низкотехнологичных производствах, дублирующих производства развитые. Для примера, сравните эффективность общественного питания с индивидуальным приготовлением пищи. Представьте себе общество, где вам и вашим ближним не нужно иметь постоянную головную боль об удовлетворении необходимых потребностей. Теперь рассмотрите сотни предметов находящихся в вашей личной собственности, и вы увидите, что почти все они вам не нужны. Как вы помните, люди производящие ненужные предметы – «лишние». Взгляните как тысячи людей занятых научными и конструкторскими работами в сотне мест, параллельно изобретают один и тот же велосипед. Не кажется ли вам, что сотрудничество гораздо эффективнее конкуренции? Посмотрите на всепланетный идиотизм профессионального спорта. Сложно ли дать каждому человеку нормальное жильё? Посмотрите на миллионы дач построенных во всяком пригороде. А ведь все владельцы дач уже имеют жильё. Скажите – какая необходимость в том, чтобы тратить несколько часов в день на проезд от дома до работы и обратно? Не проще ли жить рядом с работой или работать рядом с домом? И снова мы видим множество «лишних» людей, производящих ненужные транспортные средства для ненужных перемещений. Относительно экологии заметим, что производство всякого ненужного предмета добавляет грязи в окружающую среду. Таким образом, производители ненужных предметов обеспечивают работой «лишних» борцов за чистоту природы. Итак, общая экономическая эффективность существующей системы крайне низка. Быть дураком дорого!
Положим, лично вы заняты каким-либо полезным делом, например производством металлопроката. А зомби из этого металлопроката изготовят стометровую яхту для какого-то демона. Скажите мне – вы можете это проконтролировать? А теперь подумайте над таким тезисом: все дела (по-видимому добрые), которыми вы занимаетесь, работают на поддержание и сохранение вышеописанной общественной системы.
Итак, к делу. Я предлагаю сынам выйти из существующего общества и организовать своё, устроенное так, как подобает сынам. Вы можете возразить мне, что во все века предшествующей истории сыны сеяли разумное, доброе, вечное пребывая рассредоточенными внутри общества рабов и наёмников. Я в курсе и спешу указать вам на крайне низкую эффективность их работы. Численность порождённых стараниями предшественников сынов, в настоящее время едва ли превышает один процент от общей численности населения. Ту же работу гораздо удобнее вести извне, отделившись, а для рабов и наёмников будет весьма полезным пожать плоды собственной дурости в полном объёме. Ныне, стараниями сынов, горечь таких плодов существенно уменьшена. А зря. Ещё скажу, что конкретный пример разумно устроенного общества, будет стократ убедительней, нежели сто рассказов о том, каким оно должно быть и какими должны быть люди его составляющие.
Теперь подумаем – каким же оно должно быть – наше новое общество? Несложно догадаться, что по своей внутренней структуре это будет община, коммуна. Не считаю нужным наделять два этих наименования различными нюансами смысла и разводить по этому поводу терминологические баталии. Да, оба термина испачканы предшествующим неуместным употреблением. Не проблема. Главное, чтобы они были чисты для вас, читатели-сыны. Итак, характерные внутренние признаки общины, пребывающей в капиталистическом окружении: общее имущество, общий бюджет, совместное принятие решений, отсутствие внутри общины денежного обращения и наёмных работников. Во внешнем мире община действует согласно законам этого мира – как обычное капиталистическое предприятие. В общину принимается любой желающий с испытательным сроком, длительность которого варьируется в соответствии с желанием как самого испытуемого, так и общины. Подобный принцип (монахи/послушники) применяется в монастырях. Важное: необходимо максимально облегчить выход из общины. Можете жить по-старому? Живите по-старому; в общине вы не нужны. Здесь, кстати, кроется отличие общины от секты. Секта – место, куда всех вовлекают и всеми силами удерживают; община – место, откуда всех выгоняют. Зачем общине идиоты? Ими полны и города, и сёла. Вот пусть там и живут!
Ещё раз, общину образуют сыны – люди сознательные, способные объяснить хотя бы себе, почему жить нужно именно общиной, а не как-либо иначе. Положим, вследствие агрессии внешнего мира, община раздробилась, рассыпалась по чисто физическим причинам. Что в таком случае будут делать сыны, прежде её составлявшие? Они, как капли ртути, приходя в соприкосновение, будут немедленно сливаться в целое – новую общину.
Здесь можно было бы проанализировать причины неудачи крупнейшего эксперимента по построению нового общества – историю СССР, но думаю, вы и сами сейчас в состоянии это сделать. Разве что пару слов. «От каждого по способностям, каждому по потребностям» - прекрасный принцип, полностью отражающий суть общины. Понятно, что принцип этот может действовать лишь в среде людей, способных сознательно ограничивать свои потребности, к чему наёмники и рабы не способны. Далее была сформулирована задача воспитания нового человека. Сформулирована и… задвинута в дальний угол. А нечего браться за неразрешимые задачи! Природа против нас, а воспитание такая штука, что невозможна без содействия самого воспитуемого. Воспитатель же в последнем не властен. Можно, правда, попытаться сломать волю воспитуемого, его способность к самостоятельному мышлению и на выходе получить зомби (что и происходило повсеместно). Зомби можно согнать в некое подобие коммуны. Развал неминуем и закономерен.
Как нам следует относиться к государствам, корпорациям, религиозным и иным общественным объединениям? Представьте себе: маленькая, едва родившаяся община, а вокруг хаос - полиция бездействует, военные недееспособны, толпы голодных, озлобленных рабов и наёмников. Оно нам надо? Существующее общество для нас окружающая среда, а окружающую среду надо беречь. Вот такая экология. Не нужно ничего ломать; время строить. Менять окружающую среду будем позже. Снова – имеется младенец, новорождённая община. Каковы первоочередные задачи младенца? Правильно - кушать и расти – прирастать людьми, территорией, имуществом. Следующая задача – учиться пользоваться собственными руками, ногами, головой, то есть пробовать принимать коллективные решения и совершать коллективные действия. Ну а вырастем большими, будем строить грандиозные планы и вершить великие дела. Вот вам и программа лет на тысячу.
И последнее. Раб, наёмник, сын не стационарные состояния, но вопрос каждодневного, и даже ежеминутного выбора. Выбирайте кем быть, а выбрав, действуйте!