Исихазм

Автор Тема: Супружество как единение в Боге  (Прочитано 90447 раз)

прозелит

  • Сообщений: 6310
    • Просмотр профиля

Re: Супружество как единение в Боге
« Ответ #15 : 08 Ноябрь 2013, 22:22:19 »
"Ищите, и обрящете". Искал и получил линки:
оказывается, есть богословское развитие этой темы, вот не знал.   8-)
Нашел обзор трудов по теме, а в нем библиографию.
 
В 20 веке  богословие брака развивала т.н. "парижская школа" –прот. Мейендорф "Брак в Православии", проф. Троицкий («Христианская философия брака»), а т.ж. митр.Антоний Сурожский в его пронзительно поэтической беседе о христианском браке – "Таинство Любви".

http://azbyka.ru/otechnik/?Antonij_Surozhskij/tainstvo-ljubvi
Вот ссылки на книги Троицкого и Мейендорфа.
http://predanie.ru/lib/book/90617/
http://predanie.ru/lib/book/71988/
Там же желающие найдут и книгу Сурожского, в версии для закачки.

Хочется почитать, обдумать их слова. Наверняка, в них есть "катализаторы" ))

Навскидку, из "Таинства Любви" Сурожского:"
Цитировать
телесный брак ... по учению одного из отцов Церкви, предстает таинством, подобным Евхаристии, причащению верующих. В каком смысле? В том смысле, что в Евхаристии силой Божией, чудом соединяющей любви и веры друг во друга верующий и Христос делаются едиными. И в браке (конечно, на другом уровне и по-иному), благодаря взаимной вере и взаимной любви, два человека перерастают всякую рознь и делаются единым существом, одной личностью в двух лицах. Это является одновременно полнотой брака душевно-духовно-телесного и полнотой целомудрия, когда два человека друг ко другу относятся как к святыне и все свои отношения, включая и телесные, превращают в таинство, в нечто превосходящее землю и возносящее в вечность."
Цитировать
двое вдруг делаются одной личностью, два лица вдруг, потому что они полюбили и приняли друг друга до конца, совершенно, оказываются чем-то большим, чем двоица, чем просто два человека, – оказываются единством.<...>И брак, как я уже сказал, является чудом восстановления единства там, где оно не может быть восстановлено человеческими силами.
"Телега", "половинка", "ближний как тренажер Любви"... но рассмотрения этих граней брака – явно мало.

Брак – Церковь и Евхаристия в ней. Брак – образ Троицы. Брак – таинственное  восстановление раздробленного падением единства.

Почитаю пока по списку, подумаю, вдохновлюсь ...и простите меня, что так много цитирую. Видно, не вызрели еще свои слова об этом.  :-)
« Последнее редактирование: 08 Ноябрь 2013, 22:33:13 от прозелит »

прозелит

  • Сообщений: 6310
    • Просмотр профиля

Re: Супружество как единение в Боге
« Ответ #16 : 08 Ноябрь 2013, 22:28:35 »
Цитата: Антоний Сурожский"Таинство Любви"

В одной древней рукописи Евангелия есть место, где спрашивают Христа: “Когда придет Царство Божие?” И Христос отвечает: “Царство Божие уже пришло там, где двое – уже не двое, а одно…".
Можно тогда поставить вопрос: если Царство Божие на самом деле пришло в браке, то каково отношение этого Царства к человеку, выбирающему одинокую жизнь?

В Церкви существуют два института, которые кажутся противоположными друг другу: это брак и монашество. Вместе с тем для всякого человека, который принадлежит Церкви, является ее членом, живет ее жизнью, совершенно ясно, что противоречий в ее бытии, ее сущности быть не может. И на самом деле, если продумать вопрос о браке и монашестве в их существе, делается ясно, что брак и монашество – как бы два лика одной и той же Церкви. В браке единство бросается в глаза: двое соединяют свою судьбу так, чтобы весь свой земной путь пройти вместе. В монашестве человек отходит от той личной человеческой близости, которая составляет радость и полноту брака, как бы в предвкушении того времени, когда Бог победит, когда победит все, что есть лучшего в человеке. Да, монах от этого отказывается, но он не отказывается от любви: во-первых, от любви к Богу, во-вторых, от любви к человеку. Монахом может стать только такой человек, который осознал и воспринял достаточно глубоко трагизм мира; для которого страдание мира настолько значительно, что он готов о себе позабыть совершенно для того, чтобы помнить о мире, находящемся в страдании, в оторванности от Бога, в борении; и для того, чтобы помнить о Самом Боге, распятом по любви к миру. И поэтому уход в монашество далеко не означает бегства из мира. Мне вспоминается послушник Валаамского монастыря, о котором рассказывал мой духовник. Он пятьдесят лет пробыл в монастыре, но так и не согласился на постриг. Он прошел целую жизнь подвига, но считал себя неготовым к монашеству. Мой духовный отец, тогда еще мирянин, искавший свой путь, спросил его: “Что же такое монашество, кто такой монах, что ты не можешь стать им, хотя ведешь монастырскую жизнь?” И тот ответил: “Монах – это человек, который всем сердцем скорбит и плачет над горем мира, и к этому я еще не пришел”.


Как видите, и в монашестве, и в браке корень всего – в любви, притом личной, живой, конкретной любви к миру, в котором мы живем, в сознании его трагичности, а вместе с тем (и это сказывается, может быть, более ярко, более зримо в браке) – в радости о том, что в этом трагическом мире есть любовь, есть единство, есть дружба, есть такие человеческие отношения, которые делают его не адом, а возможным раем.

И здесь большую роль и в монашестве, и в браке играет надежда, понятая не просто как мечта, но как акт ликующей веры, уверенности. Священное Писание нам говорит, что надежда – это уже предвкушение будущего, как вера – уже уверенность в невидимом. Надежда – не мечта о том, что, может быть, в будущем станет лучше. Исходя из опыта сегодняшнего (несмотря на его мрачность и, порой, ужас), видя, что среди этого дня, полного жути, сияет свет, горит любовь, что свет во тьме действительно светит и тьма никакой силой его не может победить, – мы, благодаря надежде, преисполняемся уверенностью, что в конце концов победит свет. Это – надежда наша, и это – вера наша, и на них может вырасти победа любви как в монашестве, так и в браке.

Игорь Спасский

  • Сообщений: 5492
    • Просмотр профиля

Re: Супружество как единение в Боге
« Ответ #17 : 08 Ноябрь 2013, 22:28:44 »
Soglasen s Graciej, Prozelitom i Surojskim!!! Ochen' vajni detali puti. A imenno Evharistichnost', Bitie Troici i osviaschenie vseh urovnej

Повитуха

  • Сообщений: 664
    • Просмотр профиля

Re: Супружество как единение в Боге
« Ответ #18 : 09 Ноябрь 2013, 01:40:44 »
Ветхозаветный символом вечного завета- союза-брака с Богом, стало обрезание крайней плоти мальчика на 8 день после рождения.
Муж одни раз обрезает плоть и проливает в обрезании кровь - в прообраз  брака  Бога   и Израиля.
Жена один раз  проходит брачное обрезание с супругом, после брачного пира и  тоже здесь проливает кровь ради брака с супругом, , посвятившим себя Богу - в плоть едину.
 В Новом завете Христос один раз   после тайной вечери ( образа брачного пира) через обрезание завесы Свой Плоти проходит в Царство Небесное , с жертвенной Кровью ради Брака с Невестой- Церковью.

В венчальной службе есть в  молитве такие слова: "Даждь им .... единомыслие душ и телес"
 Удивительное  - "единомыслие телес. "
Во многих языках слово "с-мысл"  имеет значения    "чувство", "восприятие", "направление", " цель".
Лк.8:18. "Блюди́теся ýбо, кáко слы́шите: и́же бо и́мать, дáст­ся емý: и и́же áще не и́мать, и éже мни́т­ся имѣ́я, вóзмет­ся от­ негó."

Повитуха

  • Сообщений: 664
    • Просмотр профиля

Re: Супружество как единение в Боге
« Ответ #19 : 09 Ноябрь 2013, 01:51:40 »
ДИАЛОГ ПРАВОСЛАВНОГО ХРИСТИАНИНА С МАНИХЕЕМ О БРАКЕ (перевод с английского): http://www.orthodoxchristianbooks.com/articles/325/russian/
Лк.8:18. "Блюди́теся ýбо, кáко слы́шите: и́же бо и́мать, дáст­ся емý: и и́же áще не и́мать, и éже мни́т­ся имѣ́я, вóзмет­ся от­ негó."

mirnestranik

  • Сообщений: 8768
  • Игорь, православный
    • Просмотр профиля

Re: Супружество как единение в Боге
« Ответ #20 : 09 Ноябрь 2013, 10:21:20 »

Никита :-)...подписывай пожалуйста автора к цитате...чей дуболомной пургой ты захламляешь важную тему...ещё тока Юнга в этой теме не хватало...
"Друг друга тяготы носите, и тако исполните закон Христов." апостол Павел.

прозелит

  • Сообщений: 6310
    • Просмотр профиля

Re: Супружество как единение в Боге
« Ответ #21 : 09 Ноябрь 2013, 12:11:58 »
Повитуха, обрезание, как сказал Иисус, даже не от Моисея, а от "отцов"(Ин.7:22). Каких отцов – понятно. Потому для меня неприемлемо, уподоблять дело искупления – обрезанию. Это ветхозаветное мышление в русле "предания старцев" иудейских. Считаю, что такое мышление в отношении Христа не действенно.

О венчальной службе. Здесь в отношении брака была совершена измена: церковь Византии в 9 в. продала первородство брака за чечевичную похлебку, отделив таинство брака от Евхаристии. До этого брак совершался во время Евхаристии: в собрании верных будущие супруги причащались и благословлялись на брак. Так договор двоих становился таинством во Христе. Так в лоне Церкви, в собрании верных во Имя Господне, в причащении от единой, общей для всех Чаши –  получала рождение малая церковь. Тело от Тела, кровь от Крови. Мне это так видится.

Церкви понадобилось официально подтверждать пред государством брачный союз.Так и возник отсеченный от Евхаристии обряд венчания, в котором однако, сохранились слабые отголоски Евхаристии. Схожая история произошла  с крещением – в древней Церкви оно совершалось во время Литургии. Сейчас и брак, и крещение выведено вовне Литургии, зато во время Литургии совершается посвящение в диаконы, священники и епископы, которые теперь и причащаются отдельно от паствы...впрочем, это уже – в другую тему.

прозелит

  • Сообщений: 6310
    • Просмотр профиля

Re: Супружество как единение в Боге
« Ответ #22 : 09 Ноябрь 2013, 12:18:03 »
В венчальной службе есть в  молитве такие слова: "Даждь им .... единомыслие душ и телес". Удивительное  - "единомыслие телес. "
Во многих языках слово "с-мысл"  имеет значения    "чувство", "восприятие", "направление", " цель".
Вот да. :–) это хотелось бы развить. О телесах. О плоти, которая в с.о. учении совсем не то же, что тело. 
"И сказал: посему оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью, так что они уже не двое, но одна плоть. Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает." (Матф. 19:3-9),(Мар. 10:2-12).Здесь "плоть" – уже не перстное, не прах из земли. Не то, что "Царствия не наследует". Не "тело смерти" и не материя тления. Здесь чрез прилепление, воссоздается "плоть единая"(Мк.). Церковь Христова, которую Бог сочетал. Церковь в единении со Христом. Ей ли не наследовать Царство.
А что же такое – прилепление? Есть ЦС перевод Мф 19:4 “Сотворенный искони мужеский пол и женский сотворил Я есть и рече... будета оба в плоть едину”. Пол – это ведь и половина. Богом создана мужская часть – "пол". И женская часть. И повелено, этим полам-половинам, мужскому и женскому –  объединиться в одно целое и цельное, в "едино существо".

Такое воссоединение возможно нам в восстановившем нашу природу Иисусе.
Через едино-мыслие "телес")). В этом преображении пары – во едино существо во Христе – и "направление" супружеского союза, и его "цель".

« Последнее редактирование: 09 Ноябрь 2013, 12:58:33 от прозелит »

прозелит

  • Сообщений: 6310
    • Просмотр профиля

Re: Супружество как единение в Боге
« Ответ #23 : 09 Ноябрь 2013, 13:08:12 »
И с новой силой звучит слово Ев.от Фомы, об этом воссоединении:
Цитировать
4Сказал им Иисус: Когда вы сделаете двоих одним и когда вы сделаете внутреннее подобным внешнему и внешнее подобным внутреннему, и верхнее подобным нижнему,
5 и так, чтобы вы сделали мужа с женой одним единым, чтобы муж не был мужем, и жена не была женой,
6 когда вы сделаете <глаз> вместо их глаз, и руку вместо их рук, и ногу вместо их ног, образ вместо их образов,

7 тогда вы войдёте в царство.

Не только внутренность чаши отчищена так, что чиста и она, и внешность чаши. Не только "низ" и "верх", о которых не раз говорили на УД, сделаны "подобными". Но далее – сделайте ДВОИХ ОДНИМ, в ОДНО ЕДИНОЕ существо. ГЛАЗ вместо их глаз, РУКА вместо их рук, НОГА вместо их ног. ОБРАЗ ЕДИНЫЙ – вместо двух образов. Это ведь все сказано именно мужу и жене...

Потому вижу существенную разница, меж монашеской аскетикой и супружеской. Для супругов есть путь восхождения к Первообразу – через создание нового, восставленного, единого образа пары. Один-единый  вместо двух отдельных входит в Царство. Единение тел также важно в создании этого единого образа пары, как и единение духом и душою. Для монаха этот путь закрыт, для него есть "монос"(из уединенности-одинокости восходит к Единому). При том телесное одновременно контролируется/покоряется волей монаха и предается Духу, для преображения.

Повитуха

  • Сообщений: 664
    • Просмотр профиля

Re: Супружество как единение в Боге
« Ответ #24 : 09 Ноябрь 2013, 13:24:54 »
Повитуха, обрезание, как сказал Иисус, даже не от Моисея, а от "отцов"(Ин.7:22). Каких отцов – понятно. Потому для меня неприемлемо, уподоблять дело искупления – обрезанию. Это ветхозаветное мышление в русле "предания старцев" иудейских. Считаю, что такое мышление в отношении Христа не действенно.
Прозелит, мне кажется Вы погорячились,  поторопились и не увидели, что речь идет о символизме обрезания - прообразе совлечения уже всей дебелой, смертной плоти  и принесения ее в «жертву  всесожжения» за наши грехи.

 В Ин. 7.22 Моисей дал вам обрезание (хотя оно не от Моисея, но от отцов).
Вы увидели здесь осуждение отцов? Что Вы лично  имеете против Авраама?
Я вижу только то что Моисей, хотя не сам лично получил, но передал  и сохранил этот завет,  как и все иудеи, вплоть до апостолов и   Самого Христа, несмотря на то, что Он то знал   ради чего дан этот прообраз завета-брака Бога с человеком  ВО ПЛОТИ. И  явившись нам во плоти, тоже обрезается, тем  самым подтверждая , что и со своей стороны готов пролить кровь ради этого брака: в младенчестве через символическое обрезание, в зрелости  - уже через полное совлечение плоти. 
Брак  с Богом - это единство  в одну плоть,   так же как с супругом.

Здесь как раз то что Вам интересно (исходя из  вашего следующего поста) - ЗАВЕТ с БОГОМ иудеи носили не только в духе (обрезание сердец, т.е.  помыслов), но во плоти.

И  почему  для Вас лично «неприемлемо, уподоблять дело искупления – обрезанию», если и ВЗ и НЗ используют его, как символ духовного? :

Итак обрежьте крайнюю плоть сердца вашего (Втор.10:16)
Обрежьте себя для Господа, и снимите крайнюю плоть с сердца вашего, (Иер 4.4)
 В Нем вы и обрезаны обрезанием нерукотворенным, совлечением греховного тела плоти, обрезанием Христовым; (Кол 2.11)
« Последнее редактирование: 09 Ноябрь 2013, 13:35:58 от Повитуха »
Лк.8:18. "Блюди́теся ýбо, кáко слы́шите: и́же бо и́мать, дáст­ся емý: и и́же áще не и́мать, и éже мни́т­ся имѣ́я, вóзмет­ся от­ негó."

Rada

  • Сообщений: 833
    • Просмотр профиля

Re: Супружество как единение в Боге
« Ответ #25 : 09 Ноябрь 2013, 14:15:08 »
И с новой силой звучит слово Ев.от Фомы, об этом воссоединении:
Не только внутренность чаши отчищена так, что чиста и она, и внешность чаши. Не только "низ" и "верх", о которых не раз говорили на УД, сделаны "подобными". Но далее – сделайте ДВОИХ ОДНИМ, в ОДНО ЕДИНОЕ существо. ГЛАЗ вместо их глаз, РУКА вместо их рук, НОГА вместо их ног. ОБРАЗ ЕДИНЫЙ – вместо двух образов. Это ведь все сказано именно мужу и жене...

Потому вижу существенную разница, меж монашеской аскетикой и супружеской. Для супругов есть путь восхождения к Первообразу – через создание нового, восставленного, единого образа пары. Один-единый  вместо двух отдельных входит в Царство. Единение тел также важно в создании этого единого образа пары, как и единение духом и душою. Для монаха этот путь закрыт, для него есть "монос"(из уединенности-одинокости восходит к Единому). При том телесное одновременно контролируется/покоряется волей монаха и предается Духу, для преображения.

Мне более Евангелие от Филиппа говорит о таинстве супружества. Только это таинство любви и божественного эроса прежде всего.
Чаще всего люди так и познают Бога - полюбив всем сердцем - человека. Когда готовы страдать, жертвовать, и все это с радостью, потому что любовь претворяет все и даже боль - в счастие.
Любовь изменяет сущность вещей. Физически познавая любимого человека ты познаешь его душу, свою душу и потом это становится единым духовным телом. Не думаю, что это уникальный опыт единиц. И не думаю, что познав это кто-то скажет, что бывает бОльшее
Кана Галлилейская..претворение воды в вино. Тела - в Дух. Преходящее становится древним, вечным. И личности видятся внутренним взором как высшие ..архетипы.

Для меня фраза из Книги Зогар знАковая. Но это возможно личностно-индивидуальное.
Для постижения божественности, выраженной в единстве двух херувимов, необходима вся полнота чувств

С монахами думаю идет процесс обратный - через Бога они познают - человека, а в браке - через человека - Бога.  Души по-разному исполняют себя.
Важен сам факт осуществления, отдачи, претворения. Как бы то ни было - место встречи и место личностного общения на пике возможного.

Цитировать
Любовь ничего не берет. Как возьмет она что бы то ни было? Все принадлежит ей. Она не говорит: это - мое - или:  это-мое, но она говорит: это -твое.
Любовь духовная-это вино и миро. Наслаждаются этим все те, кто будет помазан этим. Наслаждаются также и те, кто стоит вне их, пока стоят те, кто помазан

По сути по претворению -  невидимому тел - идет общение и стремление духовное. Явление себя - богом. Любовью.

Speak to me a word that I may live

прозелит

  • Сообщений: 6310
    • Просмотр профиля

Re: Супружество как единение в Боге
« Ответ #26 : 09 Ноябрь 2013, 18:10:02 »
Повитуха, ответил Вам здесь.
http://www.hesychasm.ru/forum/index.php?topic=3282.msg153340#msg153340

Повитуха

  • Сообщений: 664
    • Просмотр профиля

Re: Супружество как единение в Боге
« Ответ #27 : 09 Ноябрь 2013, 20:47:58 »
Повитуха, ответил Вам здесь.
http://www.hesychasm.ru/forum/index.php?topic=3282.msg153340#msg153340
Прозелит, прочитала и перечитала  Ваш ответ.  Вы меня СОВЕРШЕННО, к сожалению, не поняли
Лк.8:18. "Блюди́теся ýбо, кáко слы́шите: и́же бо и́мать, дáст­ся емý: и и́же áще не и́мать, и éже мни́т­ся имѣ́я, вóзмет­ся от­ негó."

Aндpeй

  • 3
  • Сообщений: 3015
    • Просмотр профиля

Re: Супружество как единение в Боге
« Ответ #28 : 10 Ноябрь 2013, 00:37:51 »

Никита :-)...подписывай пожалуйста автора к цитате...чей дуболомной пургой ты захламляешь важную тему...ещё тока Юнга в этой теме не хватало...

Это совсем не пурга, а очень интересная, хотя и спорная мысль.

Повитуха

  • Сообщений: 664
    • Просмотр профиля

Re: Супружество как единение в Боге
« Ответ #29 : 10 Ноябрь 2013, 01:35:20 »
 В первой гл.при сотворении человека по образу Божьему,  Бог еще сотворил в нем две природы: мужскую и женскую.
Они скрещены, переплетены, но еще не возделаны до осуществления обожения и  еще не выделены  в два пола.

Этому  единому человеку дана заповедь расти, обладать, господствовать над животными (символ страстей), т.е. - прорываться к новому, познавать - это все мужское начало в нем
Женское начало  - сохранять, наполнять землю, вынашивать плод

Вторая глава говорит  нам о необходимости брака для этого единого человека, который еще не обожен,  не подобен образу Божьему и потому  чувствует некую недостачу или неполноту.
Поэтому ему нужные особые условия для роста и Райская «песочница»...

Жена творится особым способом:   подобием рождения взята она из части  такого человека и потому -     подобна мужу по единоприродности.
 В ней   также есть  образ Божий  и общечеловеческая природа в скрещении двух начал мужского и женского.
Но она уже -  иного пола, который через плоть  концентрирует и проявляет ее «половинные» особенности.
И потому  цель - брака: "оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей и будут два одна плоть". (Быт.2, 24), где напрямую  указана   цель брака -  способ    познание в любви, который дает единую плоть, как образ того человека, который был в первой главе.

Не случайно  только после откровения о цели брака, муж  впервые называется личным собственным  именем – Адам, т.е. осознает себя как личность.
А имя своей жены –Ева (жизнь - ζωή),  он познает  только после того, как понял, что Бог  отлучает его от вечной Жизни, т.е. взамен  он получает временную, родовую  жизнь   рода человеческого,   в новых  земных условиях,  искаженных грехом человека.
Бог   говорит тем самым,  что  теперь брачное единение «в одну плоть»  продолжится   не в  вечной жизни в  Раю и Единстве с Богом, а  - в родовой, в которой неизбежны, скорби, искушения  и смерть: «В прах ты возвратишься».
Но человек не проклят Богом и все дары и благословения и заповеди остаются в силе. Только теперь вместо роста через  непосредственное богообщение и  плоды  Древа  Жизни,  он теперь должен расти   в "кожанных одеждах", через страдания, которые ведут к смирению и любви -   в возделывании  жизни рода от  Евы.
Лк.8:18. "Блюди́теся ýбо, кáко слы́шите: и́же бо и́мать, дáст­ся емý: и и́же áще не и́мать, и éже мни́т­ся имѣ́я, вóзмет­ся от­ негó."