Исихазм

Автор Тема: должно ли покаяние быть непрестанным?  (Прочитано 13519 раз)

Skylander

  • Сообщений: 2210
    • Просмотр профиля

Re: должно ли покаяние быть непрестанным?
« Ответ #90 : 15 Август 2016, 14:13:17 »
В последнее время во время молитвы у меня стало появляться чувство покаяния. Раньше такого не было. Обычно во время молитвы чувствовал устремление к Богу или радость. Покаяние чувствовал реже и не так глубоко. Скорее даже не покаяние а недовольство собой, какими-нибудь поступками, мыслями или желаниями. Сейчас же стало преобладать чувство покаяния, ни к чему конкретно не привязанное во мне. Как бы недовольство собой вообще: "грешен я, Господи, прости меня". Даже иногда в ИМ  ставлю вначале «Помилуй мя, грешнаго ...». Или с большим прочувствованием произношу эту часть в конце молитвы.

Также и в обыденных делах если не могу повторять ИМ, но хоть чуть-чуть получается войти в себя и подумать о Боге то всё-равно чувствую более покаяние чем радость о Боге и стремление к нему, хотя и это осталось не уменьшившись.


Процитирую что понравилось здесь:
Протоиерей Иоанн Журавский О ВНУТРЕННЕМ ХРИСТИАНСТВЕ


Кто идет путем молитвы вне покаяния — тот на пути гордости. Кто в молитве ждет высоких духовных состояний — тот в обольщении.

Ибо молитва вытекает из покаяния, а не из механических приемов молитвенных. Без покаяния молитва не разгорится, только в покаянии разгорается огнь молитвы, пожигающий вещество страстей.

Симеон

  • 3
  • Сообщений: 3025
    • Просмотр профиля

Re: должно ли покаяние быть непрестанным?
« Ответ #91 : 15 Август 2016, 14:27:24 »
Это очень хорошо. На этой волне надо выискивать умом гордые движения и раскаиваться в них, ровно, спокойно, а вместе с тем расширять понимание что любой грешник как-бы по закону природы отходит в ад, из которого может вытащить только Бог. Это защита от всех бесовских помыслов о собственной спасенности. Потому что все святые говорили - нельзя просить об очищенний от любой страсти, кроме гордости, потому что другие страсти допускаются именно для того, чтобы увидеть свою гордость и свою греховность. Приятная скорбь о грехах - единственное средство от гордости, как глубокое самоукорение. Покаяние в этом смысле бывает разным - бывает унылым. Это плохо. Скорбь о грехе от благодати подогревает душу изнутри. Когда так каешься, ум начинает переворачиваться и расширяться, дает много пространство горним силам. А с годами видно как святая сила подкашивает гордыню.

Skylander

  • Сообщений: 2210
    • Просмотр профиля

Re: должно ли покаяние быть непрестанным?
« Ответ #92 : 17 Август 2016, 07:43:36 »
elm, спасибо!

Заметил что к чувству покаяния прилепливается ещё банальная унылость. Вначале она захватывает и её не заметить, но если внимательно разглядывать, то становится видно что это покаяние с примесью унылости. Тогда терпеливо смотрю на эту смесь и унылость отходит, хотя и не сразу. Чаще всего это унылость вообще, реже печаль о чём-нибудь более конкретном житейском.  :-(  -->   :-)

С гордыми движениями тяжелее. Сначала проявляется привычка осуждать кого-то, потом уже ближе к концу разговора или уже после его завершения замечаю что это проявлялась моя гордыня.     :evil:  -->   :-)   

Антиквар

  • Сообщений: 5219
    • Просмотр профиля

Re: должно ли покаяние быть непрестанным?
« Ответ #93 : 17 Август 2016, 16:43:02 »
По-моему, в очередной раз возникает путаница между раскаянием - сожалением о содеянном и покаянием - переменой ума.

Симеон

  • 3
  • Сообщений: 3025
    • Просмотр профиля

Re: должно ли покаяние быть непрестанным?
« Ответ #94 : 18 Август 2016, 14:43:15 »
Да, и эта путаница повсеместна. Читаешь отцов - в понятие покаяния столько смысллв вкладывается... Skylander, правильнее было бы назвать тему - должно ли раскаяние быть постоянным? Когда справляешься с унынием от сожаления о греховности, со временем приходит благодарение. Как в псалме "жертва хвалы прославит меня и тамо путь , имже явлю ему спасение мое". Как Силуан писал - благодарю Бога за то, что прокаженному дает еще место покаяться, и еще и питает своим телом и кровью и т.д. И это самая правильная хвала Творцу, исключающая гордые и самохвальные движения. Можно добиться успеха и тоже хвалить Христа, но без понятия о своем пораженном состоянии. Очень непросто распознать свою тотальную болезнь грехом, без перегибов и комплексов вины.

Симеон

  • 3
  • Сообщений: 3025
    • Просмотр профиля

Re: должно ли покаяние быть непрестанным?
« Ответ #95 : 18 Август 2016, 17:36:55 »
кстати из моего опыта - уныние при раскаянии это показатель эгоистичных движений и недальновидности. Когда недоволен сам собой, и ум как бы пытается возвыситься над собой сам, ему хотелось бы быть довольным собой и красоваться чистотой, но он обламывается и скорбит. А когда недовольство собой и своим состоянием идет через призму Духа, тогда таких обломов нету - есть всевидящее ведение (точнее его частичка) своей огромной греховности и согревающая к теплым слезам благодать, а не терзания. Конечно, от первого ко второму долгий путь, на котором еще много рулить и стараться. Я ко второму не пришел, знаю о нем частями.

Skylander

  • Сообщений: 2210
    • Просмотр профиля

Re: должно ли покаяние быть непрестанным?
« Ответ #96 : 18 Август 2016, 19:23:47 »
Здесь мы ввели несколько понятий. Перечислю как я их понимаю:
  • чувство покаяния как ощущение и осознание своей греховности вообще
  • покаяние как метанойя, перемена сознания, как переосмысление своих поступков или жизни вообще – совершается преимущественно умом
  • раскаяние как горькое сожаление о каком-либо своём грехе – совершается преимущественно в сердце, в эмоциональной сфере

В этих определениях чувство покаяния  может быть длительным и постоянным, и как указывают со это необходимо для настоящей молитвы. Покаяние и раскаяние как я понимаю не могут быть постоянными, так как это поворотные точки в духовной жизни.

Как я это ощущаю у меня чувство покаяния происходит и в уме и в сердце и ощущается вообще всем телом. Как некий фон во всём существе.

Здесь для себя я вижу другую проблему, чтобы это чувство покаяния было искренним. Вот сказано в теме О покаянном чувстве во время молитвы:
Цитировать
Истинное покаяние возможно только по наитию Святого Духа, а действие Его в душе человеческой всегда радостно, поэтому и сливается печалование о грехах с радостью о Духе.

Вымученное покаяние идет от самости человека и вгоняет в тоску или вводит в прелесть. Уныние при видении своих грехов возникает от нежелания (невозможности для ветхого человека) с ними расстаться.

Антиквар

  • Сообщений: 5219
    • Просмотр профиля

Re: должно ли покаяние быть непрестанным?
« Ответ #97 : 18 Август 2016, 19:36:52 »
Раскаяние может быть первым шагом в покаянии, но и покаяние - как умоперемена - может привести к раскаянию.
Сожаление о грехах действительно часто сопровождается чувством уныния и безысходности - это распространенная ментальная ловушка и одновременно подпитка для эгоистического ума, ублажающего себя собственным страданием и страхом, под которыми скрываются ненависть и нежелание перемен. Это тот же механизм, что задействуется в садомазохизме, в котором жертва часто бывает искусным манипулятором.
Путь к выходу из этой ловушки лежит через надежду. Именно надежду ум, занятый самобичеванием, отгоняет от себя, прикрываясь размышлениями о собственном недостоинстве, а на деле просто не желая перемен.
Не дать своему уму убить надежду - вот это важно. Увидеть себя таким как есть и идти дальше.

Симеон

  • 3
  • Сообщений: 3025
    • Просмотр профиля

Re: должно ли покаяние быть непрестанным?
« Ответ #98 : 18 Август 2016, 20:38:56 »
Антиквар, Skylander, большое спасибо!  Кстати, когда размышляешь о том, что после разлучения с телом спасти может только Бог, если захочет того, не зависимо от твоей веры, причастия перед смертью, мнимой праведности и т.д. - остается (оголяется) лишь только надежда. И больше ничего.

Симеон

  • 3
  • Сообщений: 3025
    • Просмотр профиля

Re: должно ли покаяние быть непрестанным?
« Ответ #99 : 18 Август 2016, 20:54:33 »
кстати, говоря о словесной формуле, сейчас, когдс она нужна - мне больше подходит со словом "очисти от грехов". А то помилуй не помилуй - никакого изменения в себе не несет. И не фокусирует ум на его проблемах, скорее дает ему забыться.

Сергий

  • "Россия управляется непосредственно Господом Богом. Иначе невозможно представить, как это государство до сих пор существует".(с)
  • Сообщений: 7516
  • "αγαπατε друг друга" - основа ученья (с).
    • Просмотр профиля

Re: должно ли покаяние быть непрестанным?
« Ответ #100 : 18 Август 2016, 21:00:22 »
Антиквар,  Вы изменились. Ваши слова можно отливать в бронзу. СпасиБо.
Не нам, Господи, не нам, но имени твоему даждь славу о милости твоей и истине твоей:
Ей гряди Господи Иисусе!  Егоже Царствию не будет конца!  Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе! Аминь.

kinozritel

  • Сообщений: 198
    • Просмотр профиля

Re: должно ли покаяние быть непрестанным?
« Ответ #101 : 18 Август 2016, 23:17:08 »
Познавший Милость, прежде Страха.
В безумном деланьи моём  –
не сын, не враг, не раб, не работяга ... скорее раб греха.
Решимость, оставляя на потом, -
окутан сладострастием, пленен.
В любви и благости купаясь, ей живя,
но сам, к стыду, внутри не есть она.
Выходит, что – ни кто, ни что, ни как.
В беспамятстве застыв, влачусь, благую Волю попирая,
несу лишь мнимый долг.
Кто был?
Как быть?...
В аду ль страстей бродить, в отчаянье не впав?
Насколько сил и памяти хватает – предстоять?
Иль милость хоть сухую, хоть мнимую,
да хоть какую – отдавать? Или ... – молчать?
Кто есть. Как быть? Как стать?...

Никодим

  • Скромный
  • 3
  • Сообщений: 2172
  • Слава Богу за всё!
    • Просмотр профиля

Re: должно ли покаяние быть непрестанным?
« Ответ #102 : 19 Август 2016, 19:33:41 »
Раскаяние может быть первым шагом в покаянии, но и покаяние - как умоперемена - может привести к раскаянию.
Сожаление о грехах действительно часто сопровождается чувством уныния и безысходности - это распространенная ментальная ловушка и одновременно подпитка для эгоистического ума, ублажающего себя собственным страданием и страхом, под которыми скрываются ненависть и нежелание перемен. Это тот же механизм, что задействуется в садомазохизме, в котором жертва часто бывает искусным манипулятором.
Путь к выходу из этой ловушки лежит через надежду. Именно надежду ум, занятый самобичеванием, отгоняет от себя, прикрываясь размышлениями о собственном недостоинстве, а на деле просто не желая перемен.
Не дать своему уму убить надежду - вот это важно. Увидеть себя таким как есть и идти дальше.
Концовка замечательная...Но добавил бы,что критерий покаяния итог его - всегда благодарение Бога за откровение о  себе. именно благодарение Бога и не даст убить надежду.
Храни вас Бог!

Skylander

  • Сообщений: 2210
    • Просмотр профиля

Re: должно ли покаяние быть непрестанным?
« Ответ #103 : 24 Август 2016, 07:47:59 »
Заметил что только устремляюсь к Нему, но никогда по-настоящему не ощущал Присутствие и не чувствовал недостатка в этом. Наверно это своеобразное сопротивление самости Свету. Ведь сказано «блаженны нищие духом» а без ощущения отсутствия Его и не стяжаешь «Царствия Небесного». Здесь наверно и поможет тотальное покаяние: «прости меня Господи что не жажду Тебя».

veresk

  • 3
  • Сообщений: 4520
  • Обыкновенный
    • Просмотр профиля

Re: должно ли покаяние быть непрестанным?
« Ответ #104 : 24 Август 2016, 12:43:51 »
т.е. вместо того чтоб дойти до проблемы, увидеть её, пережить и внести корректеровки Вы предпочитаете её себе придумать. Я правильно Вас понял Skylander?