Чтобы рационально понять суть притчевого донесения смысла, надо хорошенько ознакомиться с православной теорией иконопочитания и богословием имяславия. В очередной раз настоятельно рекомендую всем участникам форума, желающим чуть больше узнать о православном жемчуге, покопать на этом поле...
Будет правильно сказать, что имя Божие - словесная икона Бога. И Господни притчи о взыскании Царства Божьего являются словесными иконами, живописующими Царство и путь в него. Человек внешний может умственно созерцать только внешнюю оболочку слов - ему доступен лишь внешний смысл притч. Но даже этот внешний смысл не будет буквальным. Буквальное прочтение притчи делает ее абсурдной. Примеры из Евангелия:
Иисус сказал ему в ответ: истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится свыше, не может увидеть Царствия Божия. Никодим говорит Ему: как может человек родиться, будучи стар? неужели может он в другой раз войти в утробу матери своей и родиться?
Иисус сказал им в ответ: разрушьте храм сей, и Я в три дня воздвигну его. На это сказали Иудеи: сей храм строился сорок шесть лет, и Ты в три дня воздвигнешь его?
А Он говорил о храме тела Своего.
Аллегорическое толкование также принадлежит уму внешнего человека и дается для внешних. Дается для внешних, потому что они внутреннего не разумеют. Или, выражаясь притчевым языком, потому что свиньям бисер под ноги не мечут. Аллегорическое толкование может легко исказить и извратить истинный смысл притчи при обращении к ее смысловым обертонам, еще и испорченным неочищенным умом. Примеров такого искажения не счесть. Вот известный.
Считается, что римско-католическое учение о власти папы основано на двух предпосылках: а) Римские папы являются преемниками апостола Петра; б) власть, которой обладают римские папы, апостол Петр получил от Христа. В качестве основания приводятся притчевые слова Господа:
Я говорю тебе: ты — Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее; и дам тебе ключи Царства Небесного: и что свяжешь на земле, то будет связано на небесах, и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах.
И еще:паси овец Моих.
Духовный смысл притч (и притчевого языка Господа) открывается, когда человек находит внутри себя духовное зерно - получает духовный опыт. Тогда внешняя канва притчи становится способом донесения внутренней сути и путем, по которому может пройти человек (его ум) извне вовнутрь, используя притчу как икону Царства.