Помню, видел на форуме раздел «Пустыня», доступ к которому предполагалось ограничить. Мотив понятен. Александру хотелось создать верхний этаж форума, на который допускались бы только те, кто имеет определенный уровень ведения и опыт молитвы. Чтобы не смешивались разноуровневые представления.
Наверно, Александр, отказался от этой идеи, поняв, что сам язык учащегося отражает его уровень и ограничивает доступ на тот этаж, на котором он находится.
Так я помню, читая прп. Исаака в начальный период упражнений в ИМ, находил для себя полезное и использовал, но ощущал недоступность для моего ума проникнуть в его слова о безмолвии, о чистой молитве, о созерцании. Тогда казались понятными его слова о доброделании. А когда мне стали открываться его слова о молитве и безмолвии, то я обнаружил, что не понимаю о каком доброделании он говорит. И понадобилось время и дела доброделания, чтобы понять о каком доброделании он говорит.
Итак, получается, что для того, чтобы понять, что есть чистая молитва, надо молиться и через опыт молитвы слушать духовные уроки благодати. А для того, чтобы понять, о каком доброделании говорит прп.Исаак, как об обители восприятия Духа, надо делать их и накапливать опыт познания, что есть дела любви.
Поступающий в начальную школу ИМ, уверен, что любит Бога и ближнего, и эта вера подвигает его на дела доброделания. Но чем больше учащийся ощущает в себе Любовь, тем меньше ее остается. И наступает момент, когда он обнаруживает, что нет у него Любви. И уже вера не в ту любовь, которая у него была раньше, а вера в Любовь, которой нет, подвигает ученика искать ее, чтобы заполнить пустоту в сердце, образовавшуюся удалением благодати.
Но почему-то, не смотря на все старательные делания учащегося, пустота начинает заполняться не Любовью, а мнением о Любви и молитве. И благодать удаляется все дальше и на дольше, делание ученика слабеет, а немощь усиливается. И наступает момент милости Господней, когда благодать возвращается и дает урок познания Доброделания. Не того, с которым ученик пришел в школу молитвы, а того с которым поступают в высшее училище Духа, услышав новый призыв благодати по вере в высшее Доброделание.
И ученик приступает к нему, накапливая опыт и обучаясь в молитве урокам Духа. И уже вера Доброделания дает ему силы молиться и насыщает Любовью сердце до краев так, что не остается пустого места, переливается через край молитвы и воспаряется светом для всех. И опять Любовь, расширяющая сердце учащегося до бесконечности, покидает учащегося. Но покидая его сердце, освещает светом сердца его братьев, так что уже учащийся сам становится светом в сердцах братьев и живет во Свете Духа и Любви без веры ничего не делая.
Первые вера и доброделание ученика есть вера и доброделание телесные и молитва телесного ума, постигаемые в начальной школе молитвы.
Вторые вера и доброделание учащегося есть вера и доброделание душевные и молитва сердечная, постигаемые в училище Духа.
Неверие и неделание постигают выпускника училища Духа, который преподает уже не в училище Доброделания, а в сердце выпускника Его. И тогда нет нужды в вере и нет нужды в доброделании.
Так от любви и доброделания начинается обучение Любви и Доброделанию, чтобы потерять необходимость веровать и делать, но все заменить Светом.
Верой доброделания стяжается безверие и упокоение от дел. Верою доброделания уничтожается ограниченность эгоделания и стяжается бесконечность братолюбия, так что мой ближний становится моим Я, а мое Я – моим ближним.
На каждом из уровней обучения молитве есть созерцание. Молитве телесной дается ведения созерцания для ума телесного. Молитве сердечной дается ведение созерцания для ума душевного. А молитве Духа дается ведение созерцания Света.
По вере говорит Veresk:
***если делаем шаг то имеем место для шага вперед, если протягиваем руку, то видем цель предмета обретаемого, не есть ли виденье цели умозрение? Не является ли достижение созерцанием?***
Если делаем по вере, то приобретаем веру для движения выше. Если протягиваем руку к движению выше, то видим цель для деланий. И видение цели является умозрением делания веры. А достижение цели и есть созерцание, которые выше умозрения.
А если руку не протянуть к высшему доброделанию и ноги не умывать ближним, то протянем ноги и останемся с умытыми руками и нечистыми сердцами во тьме ума телесного. Ибо ноги ближнего выше умозрения и путь к созерцанию не моими ногами прокладывается, но моими руками препоясывается.
НИКИТА, это вольный пересказ собственного опыта с использованием терминологии о ведении прп.Исаака (слова 26, 27, 28, 29)
Спасибо, что обратили мое внимание на подмену мотива высказаться, мотивом пиариться. Наверно, пора прекращать, чтобы не подсесть на иглу дурмана мнений о молитве и доброделании вместо молитвы и делания.