http://www.hesychasm.ru/forum/index.php?topic=1931.msg43685#msg43685Вопрос: Как то раз я все-таки набрался решимости и попросил у священника благословение на творение Иисусовой молитвы. Он ответил, что непрестанную не благословляет, а только в келейном правиле. Но меня это не совсем удовлетворяет. Но я все же творю молитву всегда и везде, стараюсь не забывать. Мотивирую это для себя тем, что святые отцы благословляли всех и даже мирян творить непрестанно молитву. Где можно получить благословение на то, чтоб творить молитву Иисусову непрестанно? И еще важнее вопрос: где найти руководителя в сем не простом деле?
Ответ: Мне не хотелось, чтобы эта тема в очередной раз скатилась к борьбе сторонников "за" и "против".
Будем отличать молитву - как дыхание жизни, как хождение перед Богом - от молитвы-техники.
На первый - всеобъемлющий и цельный! - образ молитвы дает благословение Господь. Отсутствие такой молитвы - смерть души.
Молитва-техника есть уже ограниченное выражение в специфических формах первого образа молитвы. Молитва устная и словесная, молитва сердечная, молитва непрестанная, молитва без слов, молитва созерцательная, молитва-размышление, молитва-действие... список специфических форм молитв можно продолжать. Словесная молитва ближе к узкой технике. Молитва сердечная и молитва-созерцание приближаются к молитве всеобъемлющей, и если к ним подключается молитва-действие, то делается еще один очень важный шаг в сторону всеобъемлющего единства молитвенной жизни.
Традиционно под Иисусовой молитвой понимается молитва по ступеням от устной до сердечной с определенной формулой произнесения. Часто Иисусову молитву вообще ограничивают формулировкой и количеством, т.е. доводят до сугубо технического аспекта. И здесь уже молитва может полностью отрываться от образа жизни - хождения перед Богом.
Вот параллельно (и в очередной раз) обсуждается прелестное мнение профессуры о "Рассказах Странника"
http://www.hesychasm.ru/forum/index.php?topic=1935.0Странник стремился именно к хождению перед Богом. Это стало его образом жизни. И находятся люди, которые этого - самого главного! - не замечают. И видят только техническую сторону молитвы.
Так вот. Если своей целью не ставить жизнь в Боге, стремление к Нему, хождение перед Ним, то техническая сторона любого дела, будь то молитва, богословие, богослужение и пр., всегда путь от Бога - в прелесть.
Когда образ жизни в Боге и поиск Его находит свое выражение в молитвенной практике, тогда и становится важно, как мы выстраиваем молитву, соблюдаем ли ее этапы, слушаем ли наставления. На этом этапе и важны благословения. Как только техническая (и, в частности, количественная) сторона пересиливает наши устремления, мы начинаем съезжать...
Беда в том, что всячески поддерживается представление о молитве как о технической практике. Форма в очередной раз подменяет содержание, и появляются хранители формы. Хранители формы во все времена и во всех практиках неизбежны. Впрочем, и конец их всегда плачевен: утрачивается самое главное, остается одна оболочка, она сакрализируется, превращается в святыню, на которую можно любоваться, которую можно - с большой осторожностью - изучать, но которой нельзя пользоваться. И сами хранители уже не умеют ей пользоваться, а могут только выставлять для поклонения (и благословения). Сами почитают, но не пользуются, и другим пользоваться не дают, а разрешают лишь почитать.
В этом состоянии стагнации и охранительства благословение начинает играть запретительную роль. Разрешение дается только при условии выполнения заранее невыполнимого требования, т.е. становится запретом, поданном в традиционно-благочестивой форме якобы разрешения. И заглавный пост этой темы - яркое подтверждение. Молиться опасно без опытного наставника, поэтому молитесь, чтобы Бог послал такого человека. При этом известно, что опытных наставников (в среде дающих такое благословение) сейчас практически нет. Финиш.