http://www.hesychasm.ru/forum/index.php?topic=102.msg10093#msg10093Вопрос: Заметил, что когда начинаешь ложить поклоны появляется мирность в груди, как при чтении молитвы. Сам поклон стал выражением духовного поклонения.
Ответ: Полезный опыт.
http://www.hesychasm.ru/forum/index.php?topic=1908.msg41146#msg41146Цитата: Святое предстояние в сердце и послушание очищенному сердцу - истинное поклонение Богу. Внешние же поклоны Богу и вовсе не нужны, ибо Он совершенен и самодостаточен.
Ответ:Богу не нужны ни наши брюки, ни юбки, ни платки, однако Вы, Келейник, без брюк в храм не пойдете? Или вообще в храм не пойдете, поскольку - и ни в храме Он?
http://www.hesychasm.ru/forum/index.php?topic=1908.msg41177#msg41177Оставим пустые распри и обратимся к опыту. Надеюсь, у всех есть опыт коленопреклоненной молитвы? Замечали ли Вы как меняется ум (сознание) при такой молитве?
http://www.hesychasm.ru/forum/index.php?topic=1908.msg41193#msg41193Цитата: Мне кажется, положение тела во время молитвы играет свою роль. Молясь на коленях, мне удается глубже уйти умом внутрь себя, если можно так выразится, и проще удерживать его там в молчаливом состоянии, чем когда молюсь сидя.
Ответ: Это простое объяснение я нахожу достаточно верным. Молясь на коленях, мы можем глубже войти в себя умом. И не молясь, просто находясь в этой позе, мы входим вглубь себя, но уже менее сознательно или бессознательно.
Жест, поза, движение и положение тела - символичны, т.е. сопрягают человека с невидимыми мирами и силами, выражают их действие. Проведем мысленный эксперимент: мы идем по тропинке в поле, заросшем высокой травой. Мы присели "с головой" в траву. Что изменилось в нашем сознании-восприятии? Окружающий мир сузился, стал близким, мы теряем власть взгляда над дальними объектами, зато начинаем видеть подробности маленькой, обычно скрытой жизни, и только небо над головой - как обещание и надежда. Так и молитва на коленях - символ покорности и вхождение в маленькую скрытую жизнь собственного сознания. И остается "небо" молитвы - в сердце.
Если нет молитвы, если нет желания и умения работать над собой, то коленопреклонение сопрягается с рабским опусканием ума в подсознательный, инерционный, нечистый мир скрытых страстей и желаний. Что нередко и происходит в храмах. Если в такой момент встать на колени со всеми, то мутная струя умственной и душевной нечистоты может захлестнуть. Зато молиться стоя становится легче.
Поза "тырчком", которую обличала Полюшка Рязанская, в настоящее время все больше наполняется дурным сексуальным смыслом. Взгляд (и ум) человека переключается с лица на зад. И получается, что человек не на лицо свое падает в молитве, а задирает зад. Ибо уже не молитва преследуется позой, а тупое погружение в подсознание, в котором бродят сексуальные соки, и эти соки находят символическое выражение (и энергетическое истечение) в этой позе. Т.е. в оккультно-символическом плане Полюшка частично права, но она одновременно и утяжеляет и закрепляет своим обличением восприятие греховности такой позы.