Леонид, с Крещением! Не знаю, как у вас в Америке, но у нас, как на заказ, мороз и солнце, день чудесный и в душе радость.
В свете радости совсем иначе увидел пласты ваших мыслей. Вчера не мог их понять, а сегодня ясно видится наше единство в восприятии Богообщения. И это не удивительно. Через сердечную молитву вашу, также как мою, светят лучи Божьего промысла, дающего ведение духовного мира. Нет ничего удивительного в том, что на первый взгляд мы говорим о разном. Наш ум одинаково устроен по естеству, но накопил различные умопредставления и только в этом разница. Луч света по разному преломляется в огранке вашего опыта и моего, но Луч остается Лучом и послан он для просвещения и просветления.
***Больше всего мне не хочется разрушать устоявшиеся основы, но если продолжать смотреть на проблему Человека вне Бога глазами древних, у которых превалировало разделённое, дуальное представление о сущности этой проблемы, то мы оказываемся в движении по замкнутому кругу***
В этом луче познания светит тоже ощущение восприятия Богообщения, что и у святых, в частности у аввы Дорофея. В его молитве был показан замкнутый круг с лучами направленными в центр. И вы также отражаете это ведение о дуальности, как движение по внешней окружности, не направленное к центру. Да, если не разорвать отделения себя от Бога, то так и будем двигаться по окружности. И в этом мы с вами уже имеем единство ведения. Иными словами я говорил о том же в теме «Мой ближний – это Я».
***Например, если мы просим Господа помиловать себя грешного, то за что же Он должен миловать грешника, признающего свою греховность? А если мы чисты, то тогда лукавим что ли, признавая себя грешными? Если я - грешник, и понимаю сие сполна, то нет мне пощады, и согласно Закону я подвергаюсь Главному Наказанию: лишению Богообщения и последующей Смерти в конце воплощения, без надежды на Спасение ни при жизни, ни, тем более, за её пределами***
Это хороший пример тупикового дуалистического мышления, основанного на противопоставлении себя Богу. Это ветхое представление было разорвано Боговоплощением, когда Бог стал Сыном Человеческим, соединив Себя и Человека, Любовь и грех прямым взаимодействием, направленнным на совершение Человека через взаимодействие. Это взаимодействие двояко по двоякости человеческой природы. Оно включает действие человеческое в области тварного пространства-времени, называемое покаянием, и молитву созерцания в области нетварного духовного пространства, называемую Светом.
Бытие в покаянии временно и по сути не есть бытие, а подготовка-предтеча к бытию во Свете, как хрупкое бытие горшка, не прошедшего закалку вторым крещением. Первое крещение водою покаяния мы получаем от Предтечи бытия нового века. Второе крещение получаем от Христа в Огне созерцания. Первое совершается в области действия путем перенаправления всякого движения мысли и сердца от движения по окружности к движению в сторону Света. Для того, чтобы мы не перепутали направления, нам даются лучи света, воспринимаемые через молитву.
***Но я и так, не вытворяя ничего особо Богопротивного, обнаруживаю себя вне Богообщения, т.е. вне молитвы, особенно после того, как Благодать была явлена тем или иным образом мне до того. А иначе мне не с чем сравнить, и миллиарды живут, не испытывая никакого дискомфорта от отсутствия Богообщения***
Эти слова ваши отражают луч света, воспринятый вами в молитвенном созерцании, который указал направление и дал сравнение истины и с ее ложными подменами. Вы начали движение, но в отсутствии луча ощущаете себя в отсутствии Богообщения. Причем вы точно подметили, что даже не вытворяя ничего особенного вы обнаруживаете себя вне света Богообщения. Это и есть луч света вашего познания себя и Бога или урок благодати, которая через удаление лишает человека созерцательной молитвы, так что обычная трудовая молитва уже не воспринимается, как молитва, а ощущается, как отсутствие молитвы, творимой Духом. Молитву созерцания я называю вторым образом молитвы. И потому скорблю и томлюсь, когда лишаюсь ее.
***Мой единственно реальный грех против Божьей Правды заключён в неумении включить в своём сознании механизмы восприятия Господа Вездесущего, который очевидно "протекает" сквозь меня в любой момент времени. Остальные преступления совершаются мной лишь потому, что я лишён переживания Господа, как единственного и постоянного мерила моей моральности и человечности [отличия от простой животности]***.
И вот в вашей молитве просиял мощный луч познания себя. Вы поняли, что даже не «вытворяя ничего особенного», т.е. не совершая греховных поступков, вы не способны «включить механизм восприятия Господа Вездесущего». И второй луч ведения – я ничего не могу вне Богообщения. Эти лучи ведения подвигают вас искать молитвы созерцания и вы молитесь, но молитва не дается. Иногда дается, но чаще нет. Как включить механизм? Этот вопрос прп.Исаак выражает словами – как зажечь второе Солнце, в свете которого возможно различение духовных лучей? И это есть именно тот вопрос, который я пытаюсь поставить, подготавливая его темой «Мой ближний – это я». На беглый взгляд эта темы не связана с темой Богообщения и выглядит общеизвестными морализаторскими поучениями. Но именно через луч познания взаимосвязи действия с созерцанием дается ведение луча, включающего механизм восприятия Господа. Кратко это можно выразить так.
Второе, не физическое, а духовное Солнце, светит всегда и всем, но лучи его заслоняются страстями, которые выступают, как нечто темное, заслоняющее свет второго Солнца. Очищение от страстей делает духовный глаз человека здоровым и способным к различению духовного света. Но этого мало. И потому даже не вытворяя ничего по страсти свет еще не виден. Есть Солнце, есть здоровый глаз, но света не видно. Почему? Прп. Исаак поясняет – нужна еще среда распространения света, также как для распространения электрического тока нужен проводник, способный его проводить. Таким проводником является нахождение человека в состоянии доброделания. Мало иметь чистое сердце и просвещенный лучами ум. Надо еще находиться в действии, в движении любви. И Господь поясняет, что это второй общеизвестной, но не постигнутой заповедью любви к ближнему. Постижение осуществляется не умом, а действием. Вторая заповедь отвечает на вопрос: «Как включить механизм Богообщения?
***Если единствено подлинная Молитва - непрерывность Богообщения, то все остальные усилия по консолидации сознания надо бы направить на призыв ко Господу о помощи по снятию разделения, проходящему только по моему сознанию, и которого нет в натуре. Просить же Бога о даровании молитвы - это опять же о присвоении себе Того, кого если и просить о чём-либо, так не чтобы дал Себя, а чтобы забрал меня***
Леонид, вот мы и соединились в едином луче познания. И вы познали, что просить дарования молитвы для себя – это не движение любви к Богу, а себялюбие. Это луч познания отразился в моем уме словами:
«Господи, не томи меня в темноте ума
И скажи словами ума моего, чего Ты ждешь от меня?
- Я жду от Тебя Любви.
- Но ведь я итак молюсь из любви к Тебе?
- Нет от тебя Любви и потому не видишь Света.
- Господи, что делать мне?
- Молись не из желания получать, а из желания отдавать».
***Когда реализуется подлинная молитва, то после краткого периода восхищения и удивления должно наступить равновесие, и молитва становится незаметной и неслышной. Вместо молитвенного усилия наступает Жизнь без усилий***
Да, именно так воспринимается мною второй образ молитвы, когда она преображается и наступает равновесие и молитва протекает тихо, без усилий ума, ум упокоевается в движениях Духа, ощущая подлинное бытие в Богообщении.
Леонид, спасибо. Я словно молился в единении с вашей молитвой. Такое же ощущение возникает, когда читаешь преподобных и возникает узнавание тех лучей света, которые воспринимались через молитву не умом и скрывались за словами преподобных, пока не озарялись лучами света. Узнавание света радостно, как праздник. И потому хочется воскликнуть: Господи, Ты есть Слово и Ты есть Свет"