Исихазм

Автор Тема: Об опыте сердечной молитвы  (Прочитано 8290 раз)

Neovit

  • Сообщений: 678
    • Просмотр профиля

Об опыте сердечной молитвы
« : 18 Январь 2014, 02:30:19 »
Трудная тема, если говорить о своем опыте. Но может быть интересна и для тех, кто только читает о сердечной молитве и еще не имеет опыта.
И может быть полезна, если в этой теме будут говорить о своем опыте.

Трудная тема для изложения умом потому, что молитва сердечная творится не умом, а сердцем сокрушенным и Духом Святым. А где тогда ум? Должен ли ум внимать словам молитвы, следовать за ее словами, наблюдать или парить в благодати Духа? Где ум держать, когда молитва творится самодвижно? И как и чем держать молитву?

На первый вопрос есть ответ, данный Силуану – держи ум во аде. Многие уже высказывались на эту тему. У каждого свое видение ада. Но в сердечной молитве, творимой Духом, нет места для ада. И нет возможности держать ум во аде, если Духом не будет дано вкушения ада также, как дается вкушение Царства Небесного. И то, и другое не постигается умом мыслящим, но постигается умом, восхищенным в иступление (изумление), когда время исчезает и ум молчит. И это уже не молитва, а видение иных вариантов  бытия будущего века. Молчание мыслящего ума тогда двояко может быть. Либо он преображается в ум Христов и движется вне времени движениями света, либо умирает, ибо времени нет и движений мысли нет. Смерть ума вне света есть ад для души. Смерть ума во свете есть воскресение в Царство Небесное и жизнь ума в движениях Истины. Силуану было дано вкушение и того, и другого. А как можно держать ум в том, что неведомо уму?

Это я говорю к тому, что через опыт сердечной молитвы мне было, показано, что не следует примерять на себя совет Силуану прежде времени. И что ад, как и Царство Небесное есть сокрытое в сокрытом для ума человеческого. 

Но вернемся ко второму вопросу. Как держать молитву сердечную? Если дано вкушение ада, то ум можно держать в памятовании о том адском состоянии, в которое ум был восхищен Духом. Это может быть видение смерти своей или видение позорного судилища над  моей душой или нечто иное, что дает постижение Истины обо мне, Истины о моем ничтожестве. Позорное судилище и участь быть вне Света – вот Истина обо мне. Если это размышление ума, то оно мало поможет сердечной молитве, ибо мышление ума, свойственное движениям во времени, мешает движениям  Духа вне времени. Но если Истина обо мне открыта Духом в духовном свете, то памятование ума об этом откровении Истины помогает держать сердечную молитву. Но и памятование не дается усилием ума, если это не угодно Духу. Иногда дается, а иногда сокрывается, если не полезно молящемуся.

Сердечная молитва – это не диалог и не беседа с Богом с помощью ума. Беседа ведется на равных, а о каком равенстве может идти речь? Известно, что сердечная молитва творится  Духом в сердце сокрушенном и смиренном. И можно прочитать совет у неизвестного афонского монаха  http://www.hesychasm.ru/library/prayer/index.htm , что молиться надо с принуждением к сокрушению до боли в сердце. Я попробовал и действительно вернулась боль, похожая на боль первого свидания с Господом. Радостно было вновь ощутить ее, но одновременно сердце стало погружаться в некоторый мрак волевых усилий ума. Ум помрачнел, а сердце стало болеть без радости. И понуждение к сокрушению  было отнято у меня.

Как держать сердечную молитву? И был показан образ молитвы, который я часто ощущал после причастия. Сердце находилось в тишине ума, в покое от моей воли, в умиротворении от всех забот. Это состояние хорошо передается словами Христа – мир вам.  Я запомнил это состояние и держал ум в памятовании о нем. Да, молитва сердечная держится не принуждением ума, не движениями воли, а тишиной ума. Ум не молчит, но пребывает в тишине и мире, если это дается Духом.

Но что от меня то требуется в молитве? На это нет ответа для всех. Я могу лишь сказать, что сказал в теме «Мой ближний –это я». Не буду повторяться.

Neovit

  • Сообщений: 678
    • Просмотр профиля

Re: Об опыте сердечной молитвы
« Ответ #1 : 18 Январь 2014, 15:34:08 »
Простите, ошибся ссылкой. Имелась ввиду книга неизвестного афонсокого исихаста "Трезвенное созерцание"

http://lib.eparhia-saratov.ru/books/13n/n_ishiast/contemplation/contents.html
 и в частности слово 5: http://lib.eparhia-saratov.ru/books/13n/n_ishiast/contemplation/9.html

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11917
    • Просмотр профиля

Re: Об опыте сердечной молитвы
« Ответ #2 : 18 Январь 2014, 15:47:20 »
Да, молитва с принуждением к сокрушению до боли в сердце - насильственная, посему и результат ее ограничен, и молитва такая может оказаться опасной.

Никодим

  • Скромный
  • 3
  • Сообщений: 2172
  • Слава Богу за всё!
    • Просмотр профиля

Re: Об опыте сердечной молитвы
« Ответ #3 : 18 Январь 2014, 15:50:43 »
что молиться надо с принуждением к сокрушению до боли в сердце. Я попробовал и действительно вернулась боль, похожая на боль первого свидания с Господом. Радостно было вновь ощутить ее, но одновременно сердце стало погружаться в некоторый мрак волевых усилий ума. Ум помрачнел, а сердце стало болеть без радости. И понуждение к сокрушению  было отнято у меня.
моя тактика не много отличается. Я просто "подхожу", как бы к этой двери за которой стоит Бог, и стучу ожидая приглашения войти. То есть,оставляю это дела на волю Господа. По своему самоволию дверку эту не открываю. Стою и жду. Бывает и не открывает...а бывает и впустит погреться :) тут от самомнения, я так понимаю,многое зависит. Даже желание ощутить свет благодати, я так понял, помеха в этом деле.Одним словом - грех. нельзя выпустить своего дракона своевалия на передний план,он все испортит.
с болью в сердце я тоже столкнулся,но ответ нашел именно в этом моменте. Нет-нет,но скрывалось желание втиснуться в мир благодати,ну хоть чуть чуть...теплил надежду всегда...и эта надежда приносила плоды боли в сердце. Оставил и надежду, сдался... и это дало свои плоды.
« Последнее редактирование: 18 Январь 2014, 16:01:03 от Никодим »
Храни вас Бог!

Никодим

  • Скромный
  • 3
  • Сообщений: 2172
  • Слава Богу за всё!
    • Просмотр профиля

Re: Об опыте сердечной молитвы
« Ответ #4 : 18 Январь 2014, 15:59:10 »
Да, молитва с принуждением к сокрушению до боли в сердце - насильственная, посему и результат ее ограничен, и молитва такая может оказаться опасной.
а я не смог подобрать верного слова. НАСИЛЬСТВЕННАЯ , точно...хоть и грубый образ,но наверное очень верный.
Храни вас Бог!

Neovit

  • Сообщений: 678
    • Просмотр профиля

Re: Об опыте сердечной молитвы
« Ответ #5 : 18 Январь 2014, 16:39:20 »
Я различаю два образа молитвы.

Один, который творится мною. И второй, который дается Духом Святым.
В первом образе сердце сокрушается и смиряется. Трудно молиться.
Второй образ молитвы дается Духом. И тогда я ощущаю легкость, невесомость и преображение молитвы.

Но мой ум обладает способностью к подражанию. И если он начинает подражать второму образу молитвы, которая дается не умом, а Духом Святым, то легко незаметно впасть в прелесть. И забыть о трудах сокрушения и смирения. и возмечтать о плодах легкости и невесомости. Тогда ум пребывает в парении, а сердце не молится. Тогда сердце услаждается забвением и подражанием плодам Духа Свята.

Первый образ - образ молитвы с принуждением, с понуждением к сокрушению, с памятью о смерти и Суде. С памятью, о том ничтожествое, которое было показано. Смерть и Суд и память о том, что нету в сердце любви. И память о том, что участь моя - отвержение, если не обращусь. Если не обращусь к смирению.

Первый образ - это молитва с сокрушением до боли в сердце. Но не боль является целью такой молитвы, а следствием ее. И боль даруется Духом, когда Он не может вместиться  в сердце, и сердце разрывается от боли. Но Дух Святый спускается к сердцу сокрушенному. Пусть болит сердце. Пусть радуется боли. Но если стремиться не к сокрушению , а к боли, то это уже не от Духа.

Когда я пытался своими усилиями и стараниями молиться из любви к Богу, из любви к молитве, молиться ночами, Господь не давал мне молитву. Он рассеивал ее, не давал сил вставать на ночные бдения. почему так? Да потому, что я возлюбил второй образ молитвы. Но не тот образ, который дается Духом, а тот, который был личиной второго образа молитвы. Я так хотел молиться! И в этом подражании видел проявление любви к Богу. Такую молитву Господь рассеивал и не давал сил для молитвы.

Как легко впасть в прелесть и принять подмены от лукавого за движения Духа!
Благодарю Тебя Господи, что Ты не давал мне силы для такой молитвы. Господи, благодарю, что Ты так долго и терпеливо давал мне понять это. Благодарю Тебя, что Ты спасал меня от прелести, от подмен лукавого и от подражаний ума моего.
 

Леонид

  • Сообщений: 6928
  • Mors certa, hora incerta...
    • Просмотр профиля

Re: Об опыте сердечной молитвы
« Ответ #6 : 18 Январь 2014, 21:50:14 »
Об опыте...

Переживание молитвы как чувства единения с Богом, как приникновения Его Бытия в наше - есть стественное и неотъемлемое право, которого мы лишены не в силу Божьего произвола, а только лишь из-за неподготовленности нашего сознания, включая сюда и тело, как элемент этого сознания, к восприятию Единого Сущего.

В этом смысле - нелепо и говорить [особенно в свете современной психологии], что "образ" молитвы [по]даётся Святым Духом. Нет такого места в Проявленном Космосе, где не было бы Духа Свята, но мы ухитрились каким-то диковинным образом выделить внутри своего тела "зону", недоступную для Него. :lol: Смешно читать "опусы" об отнятии молитвы, как будто есть возможность Господу "выключить" себя, устранить из какого-либо ареала. Полагаю, все такого рода ламентации есть ничто иное, как легитимизированное Богохульство.

Несомненно, есть ступени, по которым взбирается сознание, и есть лестничные площадки, где сознание должно остановившись, утвердиться в "диаметре" разработанного на тот момент канала принятия Божьей Благодати, т.е. переживания молитвы, чтобы не разнесло тело вдребезги.

При всём уважении к Neovit'у... давайте уж перестанем пользоваться языком двойственности ["Господь не давал мне молитву"] - Господь и есть молитва, Он как воздух, без которого невозможно Жить, а приходится только тянуть лямку прозябания и ждать неминуемого конца. Это не Он отворачивается от меня, а я, я сам отворачиваюсь от Него, и тогда приходится в удушении просить Его о даровании того, что было, было дано в переживании, но ушло по моей вине. И было бы гораздо честнее не нудить Господа, а смотреть в себя и находить причины [а их - тьма!], заставляющие меня закрыться от Жизни Подателю, свободно протекающего вокруг меня.
Ορθοδοξία ή θάνατος! А кроме того, я считаю, что Аракчеев должен быть свободен.

прозелит

  • Сообщений: 6310
    • Просмотр профиля

Re: Об опыте сердечной молитвы
« Ответ #7 : 19 Январь 2014, 01:08:45 »
Всяк делает акцент на что-то свое. Оттого, верно ли нацелен этот акцент, многое зависит.
Цитировать
Как держать молитву сердечную?
К счастью, последующие мудрые мысли – не мои, потому легко  их излагать  :-)
Чистое сердце – и есть молитва. Постоянное хранение сердца в чистоте сотворяет из него обитель Божества. Поначалу в предочищенное сердце приходит благодать. Тогда прилоги врага становится возможным отражать  изнутри сердца – и уже не ИМ, но самой поселившейся в нем благодатью. Благодать изнутрь сердца отводит , как бы отодвигает прилоги, прочь...естественно, это тоже – делание в со-трудничестве.
 
Ум в этом деле занят бдительным трезвенным вниманием / хранением. Вполне достаточно, чтобы ум нагрузить, имо.
Что вполне согласуется со словами Neovita "молитва сердечная держится не принуждением ума, не движениями воли, а тишиной ума." Добавлю, и чистотой сердечной...
« Последнее редактирование: 19 Январь 2014, 01:33:59 от прозелит »

Neovit

  • Сообщений: 678
    • Просмотр профиля

Re: Об опыте сердечной молитвы
« Ответ #8 : 19 Январь 2014, 01:19:20 »
Об опыте...
 давайте уж перестанем пользоваться языком двойственности ["Господь не давал мне молитву"] - Господь и есть молитва, Он как воздух, без которого невозможно Жить, а приходится только тянуть лямку прозябания и ждать неминуемого конца. Это не Он отворачивается от меня, а я, я сам отворачиваюсь от Него, и тогда приходится в удушении просить Его о даровании того, что было, было дано в переживании, но ушло по моей вине. И было бы гораздо честнее не нудить Господа, а смотреть в себя и находить причины [а их - тьма!], заставляющие меня закрыться от Жизни Подателю, свободно протекающего вокруг меня.
Леонид.
Спасибо, что посмотрели с другой стороны, другим языком и дополнили до антиномичности.

Верно говорите о том, что Господь и есть молитва. Также верно, когда я говорю, что молитва не мною творится, но Духом. 

Верно говорите, что это не Он отворачивается от меня, а я от Него. Но также верно говорится Духом: "Скорее услышь меня, Господи, изнемог дух мой; не отвращай лица Твоего от меня" (пс.142), "Не отврати лица Твоего от слуги Твоего, ибо я скорблю" (пс.68),

Верно говорите, что ушло по моей вине, но также верно, что Дух дышит где хочет и когда хочет, приходит и уходит и не по моей вине или заслугам, а по Промыслу моего спасения.

Верно говорите, что честнее не нудить Господа, но также верно, что нудение и есть молитва.

Верно говорите, что надо искать причины, но также верно, что человеку умом причины не понять, если Господь не покажет Духом.

Верно говорите, что надо смотреть в себя, но, скажите, как это сделать мне, если Господь не покажет и как покажет, если не смотреть?

Верно, что Господь и есть воздух и что без Него не возможно жить. Но также верно сказать, что живут и без Господа,  прозябая в ожидании конца.

А что о вашем опыте молитвы сердечной?

Я ничего не знаю о молитве. Дух знает, а я ищу. Дух дает опыт, а я лишь пишу и хотел, чтобы поделились своим опытом другие. Ибо у всех одна молитва от Единого источника, но у всех протекает по-своему и иначе. Одним благоволит, других отвергает. И мне то благоволит, то отвергает. Учит не уму, а разуму и хочет спасти меня грешника, чтобы в разум Истины привести. С ним не соскучишься в прозябании, ибо лямка его туго натянута.

Леонид

  • Сообщений: 6928
  • Mors certa, hora incerta...
    • Просмотр профиля

Re: Об опыте сердечной молитвы
« Ответ #9 : 19 Январь 2014, 02:22:55 »
Neovit,

Больше всего мне не хочется разрушать устоявшиеся основы, но если продолжать смотреть на проблему Человека вне Бога глазами древних, у которых превалировало разделённое, дуальное представление о сущности этой проблемы, то мы оказываемся в движении по замкнутому кругу.
Например, если мы просим Господа помиловать себя грешного, то за что же Он должен миловать грешника, признающего свою греховность? А если мы чисты, то тогда лукавим что ли, признавая себя грешными? Если я - грешник, и понимаю сие сполна, то нет мне пощады, и согласно Закону я подвергаюсь Главному Наказанию: лишению Богообщения и последующей Смерти в конце воплощения, без надежды на Спасение ни при жизни, ни, тем более, за её пределами.

Но я и так, не вытворяя ничего особо Богопротивного, обнаруживаю себя вне Богообщения, т.е. вне молитвы, особенно после того, как Благодать была явлена тем или иным образом мне до того. А иначе мне не с чем сравнить, и миллиарды живут, не испытывая никакого дискомфорта от отсутствия Богообщения.

Мой единственно реальный грех против Божьей Правды заключён в неумении включить в своём сознании механизмы восприятия Господа Вездесущего, который очевидно "протекает" сквозь меня в любой момент времени. Остальные преступления совершются мной лишь потому, что я лишён переживания Господа, как единственного и постоянного мерила моей моральности и человечности [отличия от простой животности].

Дуальность, на которой Вы для себя настаиваете - общеизвестна, она в нашей культуре, вмонтирована в безсознательное и неотшибаема колом. Выглядит оч. просто: Есть Бог и есть Я. Оба - разотождествлены друг с другом. Преграда лишь усугубляется стремлением установить "отношения", а ещё круче взбрыкивает простая кибернетика этих отношений, когда есть желание "стяжать" себе [в своё пользование] Духа Свята. Не подумайте, что я веду подкоп под преп. Серафима - просто время и психология изменились настолько с тех пор, что стяжание не работает - от меня требуется воочию увидеть, что я - и есть Любовь. И снять дихотомию таким образом.

Если единствено подлинная Молитва - непрерывность Богообщения, то все остальные усилия по консолидации сознания надо бы направить на призыв ко Господу о помощи по снятию разделения, проходящему только по моему сознанию, и которого нет в натуре. Просить же Бога о даровании молитвы - это опять же о присвоении себе Того, кого если и просить о чём-либо, так не чтобы дал Себя, а чтобы забрал меня.

Когда реализуется подлинная молитва, то после краткого периода восхищения и удивления должно наступить равновесие, и молитва становится незаметной и неслышной. Вместо молитвенного усилия наступает Жизнь без усилий.
Ορθοδοξία ή θάνατος! А кроме того, я считаю, что Аракчеев должен быть свободен.

Никодим

  • Скромный
  • 3
  • Сообщений: 2172
  • Слава Богу за всё!
    • Просмотр профиля

Re: Об опыте сердечной молитвы
« Ответ #10 : 19 Январь 2014, 06:36:59 »
Леонид, а для чего вам включать этот механизм?
И я с вами не согласен когда вы говорите :" так не чтобы дал Себя, а чтобы забрал меня." ибо понимается в этом, что жертва Христа вам не нужна, и читается самомнение о своих желаниях не идти в ногу с Божьей волей. По сему и спрашиваю, для чего вам нужна молитва?
Храни вас Бог!

Леонид

  • Сообщений: 6928
  • Mors certa, hora incerta...
    • Просмотр профиля

Re: Об опыте сердечной молитвы
« Ответ #11 : 19 Январь 2014, 07:55:18 »
...читается самомнение о своих желаниях не идти в ногу с Божьей волей.
Вы прям как на Красной площади, на военном параде: "идти в ногу с Божьей волей"... :lol:

Читайте в моих постах то, что Вам там угодно видеть. Они, повидимому, не Вам, Никодим, адресованы... :-(
Ορθοδοξία ή θάνατος! А кроме того, я считаю, что Аракчеев должен быть свободен.

Никодим

  • Скромный
  • 3
  • Сообщений: 2172
  • Слава Богу за всё!
    • Просмотр профиля

Re: Об опыте сердечной молитвы
« Ответ #12 : 19 Январь 2014, 11:07:40 »
Леонид, так вы сразу и сказали, что все для себя пишите. И чтобы другие вам не писали.
Но надеюсь, что вы так же как и я, ищите волю Божьи о себе. Ибо кто научится ее понимать, тот по сути будет способен и исполнять ее, с Божьей помощью. А значит удаляться от греха самости и пребывать в благодати Богопознания.
Храни вас Бог!

Леонид

  • Сообщений: 6928
  • Mors certa, hora incerta...
    • Просмотр профиля

Re: Об опыте сердечной молитвы
« Ответ #13 : 19 Январь 2014, 11:53:39 »
Леонид, так вы сразу и сказали, что все для себя пишите. И чтобы другие вам не писали.
Никодим, да Вы пишите, что Вам вздумается. Кто ж Вам тут запрещает? :-)
Ορθοδοξία ή θάνατος! А кроме того, я считаю, что Аракчеев должен быть свободен.

Neovit

  • Сообщений: 678
    • Просмотр профиля

Re: Об опыте сердечной молитвы
« Ответ #14 : 19 Январь 2014, 18:38:10 »
Леонид, с Крещением! Не знаю, как у вас в Америке, но у нас, как на заказ, мороз и солнце, день чудесный и в душе радость.

В свете радости совсем иначе увидел пласты ваших мыслей. Вчера не мог их понять, а сегодня ясно видится наше единство в восприятии Богообщения. И это не удивительно. Через сердечную молитву вашу, также как мою, светят лучи Божьего промысла, дающего ведение духовного мира. Нет ничего удивительного в том, что на первый взгляд мы говорим о разном. Наш ум одинаково устроен по естеству, но накопил  различные умопредставления и только в этом разница. Луч света по разному преломляется в огранке вашего опыта и моего, но Луч остается Лучом и послан он для просвещения и просветления.

Цитировать
***Больше всего мне не хочется разрушать устоявшиеся основы, но если продолжать смотреть на проблему Человека вне Бога глазами древних, у которых превалировало разделённое, дуальное представление о сущности этой проблемы, то мы оказываемся в движении по замкнутому кругу***

В этом луче познания светит тоже ощущение восприятия Богообщения, что и у святых, в частности у аввы Дорофея. В его молитве был показан замкнутый круг с лучами направленными в центр. И вы также отражаете это ведение о дуальности, как движение по внешней окружности, не направленное к центру. Да, если не разорвать отделения себя от Бога, то так и будем двигаться по окружности. И в этом мы с вами уже имеем единство ведения. Иными словами я говорил о том же в теме «Мой ближний – это Я».

Цитировать
***Например, если мы просим Господа помиловать себя грешного, то за что же Он должен миловать грешника, признающего свою греховность? А если мы чисты, то тогда лукавим что ли, признавая себя грешными? Если я - грешник, и понимаю сие сполна, то нет мне пощады, и согласно Закону я подвергаюсь Главному Наказанию: лишению Богообщения и последующей Смерти в конце воплощения, без надежды на Спасение ни при жизни, ни, тем более, за её пределами***

Это хороший пример тупикового дуалистического мышления, основанного на противопоставлении себя Богу. Это ветхое представление было разорвано Боговоплощением, когда Бог стал Сыном Человеческим, соединив Себя и Человека, Любовь и грех прямым взаимодействием, направленнным на совершение Человека через взаимодействие. Это взаимодействие двояко по двоякости человеческой природы. Оно включает действие человеческое в области тварного пространства-времени, называемое покаянием, и молитву созерцания в области нетварного духовного пространства, называемую Светом.

Бытие в покаянии временно и по сути не есть бытие, а подготовка-предтеча к бытию во Свете, как хрупкое бытие горшка, не прошедшего закалку вторым  крещением. Первое крещение водою покаяния  мы получаем от Предтечи бытия нового века. Второе крещение получаем от Христа в Огне созерцания. Первое совершается в области действия путем перенаправления всякого движения мысли и сердца от движения по окружности к движению в сторону Света. Для того, чтобы мы не перепутали направления, нам даются лучи света, воспринимаемые через молитву.

Цитировать
***Но я и так, не вытворяя ничего особо Богопротивного, обнаруживаю себя вне Богообщения, т.е. вне молитвы, особенно после того, как Благодать была явлена тем или иным образом мне до того. А иначе мне не с чем сравнить, и миллиарды живут, не испытывая никакого дискомфорта от отсутствия Богообщения***

Эти слова ваши отражают луч света, воспринятый вами в молитвенном созерцании, который указал направление и дал сравнение истины и с ее ложными подменами. Вы начали движение, но в отсутствии луча ощущаете себя в отсутствии Богообщения. Причем вы точно подметили, что даже не вытворяя ничего особенного вы обнаруживаете себя вне света Богообщения. Это и есть луч света вашего познания себя и Бога или урок благодати, которая через удаление лишает человека созерцательной молитвы, так что обычная трудовая молитва уже не воспринимается, как молитва, а ощущается, как отсутствие молитвы, творимой Духом. Молитву созерцания я называю вторым образом молитвы. И потому скорблю и томлюсь, когда лишаюсь ее.

Цитировать
***Мой единственно реальный грех против Божьей Правды заключён в неумении включить в своём сознании механизмы восприятия Господа Вездесущего, который очевидно "протекает" сквозь меня в любой момент времени. Остальные преступления совершаются мной лишь потому, что я лишён переживания Господа, как единственного и постоянного мерила моей моральности и человечности [отличия от простой животности]***.

И вот в вашей молитве просиял мощный луч познания себя. Вы поняли, что даже не «вытворяя ничего особенного», т.е. не совершая греховных поступков, вы не способны «включить механизм восприятия Господа Вездесущего». И второй луч ведения – я ничего не могу вне Богообщения. Эти лучи ведения подвигают вас искать молитвы созерцания и вы молитесь, но молитва не дается. Иногда дается, но чаще нет. Как включить механизм? Этот вопрос прп.Исаак выражает словами – как зажечь второе Солнце, в свете которого возможно различение духовных лучей? И это есть именно тот вопрос, который я пытаюсь поставить, подготавливая его темой «Мой ближний – это я». На беглый взгляд эта темы не связана с темой Богообщения и выглядит общеизвестными морализаторскими поучениями. Но именно через луч познания взаимосвязи действия  с созерцанием дается ведение луча, включающего механизм восприятия Господа. Кратко это можно выразить так. 

Второе, не физическое, а духовное Солнце, светит всегда и всем, но лучи его заслоняются страстями, которые выступают, как нечто темное, заслоняющее свет второго Солнца.  Очищение от страстей делает духовный глаз человека здоровым и способным к различению духовного света. Но этого мало. И потому даже не вытворяя ничего по страсти свет еще не виден. Есть Солнце, есть здоровый глаз, но света не видно. Почему? Прп. Исаак поясняет – нужна еще среда распространения света, также как для распространения электрического тока нужен проводник, способный его проводить.  Таким проводником является нахождение человека в состоянии доброделания. Мало иметь чистое сердце и просвещенный лучами ум. Надо еще находиться в действии, в движении любви. И Господь поясняет, что это второй общеизвестной, но не постигнутой заповедью любви к ближнему. Постижение  осуществляется не умом, а действием. Вторая заповедь отвечает на вопрос: «Как включить механизм Богообщения?

Цитировать
***Если единствено подлинная Молитва - непрерывность Богообщения, то все остальные усилия по консолидации сознания надо бы направить на призыв ко Господу о помощи по снятию разделения, проходящему только по моему сознанию, и которого нет в натуре. Просить же Бога о даровании молитвы - это опять же о присвоении себе Того, кого если и просить о чём-либо, так не чтобы дал Себя, а чтобы забрал меня***

Леонид, вот мы и соединились в едином луче познания. И вы познали,  что просить дарования молитвы для себя – это не движение любви к Богу, а себялюбие. Это луч познания отразился в моем уме словами:
«Господи, не томи меня в темноте ума
И скажи словами ума моего, чего Ты ждешь от меня?

- Я жду от Тебя Любви.

- Но ведь я итак молюсь из любви к Тебе?

- Нет от тебя Любви и потому не видишь Света.

- Господи, что делать мне?

- Молись не из желания получать, а из желания отдавать».

Цитировать
***Когда реализуется подлинная молитва, то после краткого периода восхищения и удивления должно наступить равновесие, и молитва становится незаметной и неслышной. Вместо молитвенного усилия наступает Жизнь без усилий***
Да, именно так воспринимается мною второй образ молитвы, когда она преображается и наступает равновесие и молитва протекает тихо, без усилий ума, ум упокоевается в движениях Духа, ощущая подлинное бытие в Богообщении.

Леонид, спасибо. Я словно молился в единении с вашей молитвой. Такое же ощущение возникает, когда читаешь преподобных и возникает узнавание тех лучей света, которые воспринимались через молитву не умом и скрывались за словами преподобных, пока не озарялись лучами света. Узнавание света радостно, как праздник. И потому хочется воскликнуть: Господи, Ты есть Слово и Ты есть Свет"
« Последнее редактирование: 19 Январь 2014, 18:50:51 от Neovit »