Для меня молитва это связь, единство сердца с Богом, чаще всего это как огонь горящий в сердце, когда он есть - то и счастье рядом и осмысленность жизни появляется, он только и утоляет жажду, если жаждешь. иногда он горит постоянно без каких-либо моих действий и усилий, даром, по милости, иногда требует постоянного внимания направленного к Богу, иногда уходит вовсе и возвращается лишь при осознанной молитве с полным погружением в процесс. и чувствую что Бог учит меня сохранять эту концентрацию и управление вниманием ума при всё более неблагоприятных внешних условиях.
то есть задача молитвенника удерживать внимание, на одном и не позволять уму отвлекать его на что-либо ещё, насколько я понял именно это тренирует молитва словесная - чтобы внимание было направлено к Богу а не на возникающие мысли. следует разотождествить своё я и думателя, так чтобы внимание отсоединялось от мыслей по вашей воле и делало это всякий раз когда вы возвращаете его к Богу, молитва же словесная только помогает понять куда именно это "к Богу". всё это достигается сотнями часов практики.
Что касается мыслей игумена, то это далеко не единственное его высказывание об этом покаянном настрое, он неоднократно говорит об этом, видимо стремясь донести большинства православных... вот например ниже - довольно не туманно а даже очень эмоционально о том же:
Тут мне народ пишет: "Кому Церковь - не Мать, тому Бог - не Отец", - то ли вразумить хотят, то ли еще чего. Отвечаю: "Кто Богу не сын, тому Бог не Отец." К дискуссии о современном православии и отсутствии в нем разговоров и проповедей о любви. Посмотрите-послушайте: приходя в храм, читая православную литературу, сначала бросается в глаза, а потом замыливается: мы здесь непременно "рабы Божии". В Новом Завете не так. Ап.Павел несколько раз называет себя рабом Христа, Христос же никого так не называет. И грешниками никого лично Он не называет тоже.
Все Евангелие проникнуто идеей сыновстве, усыновления Богу в той же мере, в какой Иисус говорит о сыновстве относительно Себя.
А вот о рабстве:
(Иоан.15:15)
"Я уже не называю вас рабами, ибо раб не знает, что делает господин его; но Я назвал вас друзьями, потому что сказал вам все, что слышал от Отца Моего."
(Иоан.8:35)
"Но раб не пребывает в доме вечно; сын пребывает вечно."
Рабы должны зарабатывать свое спасение, работать, но и, несмотря на это, они не пребудут в Доме Отца вечно. Только друзья и сыновья. И в этом Благая Весть.
Послание усыновления Богу, а тем более уже осуществившегося Единства с Богом в современном православии не транслируется. Слова (Иоан.17:21) "да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, [так] и они да будут в Нас едино." в таком случае воспринимаются как Его неисполнившаяся молитва или же то, что относимо только к апостолам. Даже в Причастии, в Таинстве Единения - тоже "рабы Божии".
Основной акцент, фон в том, что если праведник едва спасется, то где, аз, грешный... Ну и о какой любви и радости можно говорить в таком случае? Слова "Ибо так возлюбил Бог этот мир... (Иоанн.3, 16) воспринимаются как патетическая абстракция... и не дай Бог воспринять это на свой счет.
Без раздербанивания в себе чувства вины и греховности, вся эта великолепная система просто не работает. Великолепная храмовая эстетика украшает и обрамляет собой чувство "недостойности Бога", рабства, духовного сиротства, той пресловутой "элитарности" в близости к Господину, которой проникнута наша российская действительность. Мы не входим в ближний круг Государя, мы - рабы. Есть более достойные, которых мы можем лишь созерцать и восхищаться ими...
Эх, что говорить...