http://www.hesychasm.ru/forum/index.php?topic=2871.msg108562#msg108562Цитата: Поначалу читал у св.. отцов, и получал такой же совет от свого старца.
Если человек берет какой то подвиг и делает его:
1. Если об этом он кому то расскажет, то его (подвиг) ему будет делать легко.
2. Если об этом никто не знает, но этот человек, знает, что вскоре, без него, об этом кто то узнает, то тоже такой подвиг делается легко.
3. Даже если, он по необходимости, без своей воли, об этом кому то расскажет, то тоже это делается легко.
Легко, потому, что возгревает, тонкое тщеславие и гордость.
Так вот, если остаться «одному», и никому кроме духовника, или тому кто на это благословил, ничего не рассказывать, тогда будет ощутимый труд, и живые усилия.
(все это касается лично меня)
Ответ: Это известное правило и в других (не православных) традициях. Но у самого этого правила проблема серьезная. Верно, что тщеславие может быть разогрето рассказами о своих подвигах, и тогда несение подвига облегчается или сводится на нет. Но также верно другое: тщеславие замечательно разогревается и молчанием о своих подвигах, и ощутимым трудом, и живыми усилиями... Посему основной эффект у этого правила такой: оно развивает волевые качества человека и при этом истончает и усиливает его эгоизм. Если человек слишком слаб и не может понести этого правила и при этом не может от него отказаться, то становится вялым, зависимым, удобным для управления "вечным" послушником.
Надо понимать, что берут на себя подвиг исключительно по эгоистическим мотивам. Об этом мы говорили в темах, посвященных эгоизму (самости). Эгоизм борется сам с собой, сам себя побеждает или сам от себя терпит поражения - и при этом никуда не исчезает, но лишь усиливается и развивается. Так искусственная игра в смирение и послушание лишь развивает эгоизм и эгоистическую зависимость. Часто эгоизм отдает себя на потребу эгоизму более широкому (родовому, корпоративному и пр.). Когда же эгоизм умаляется и растворяется... преображается, то искусственные подвиги уже не нужны.
http://www.hesychasm.ru/forum/index.php?topic=2871.msg108702#msg108702Вопрос: «Верно, что тщеславие может быть разогрето рассказами о своих подвигах, и тогда несение подвига облегчается или сводится на нет. Но также верно другое: тщеславие замечательно разогревается и молчанием о своих подвигах, и ощутимым трудом, и живыми усилиями...
Надо понимать, что берут на себя подвиг исключительно по эгоистическим мотивам.»
- И где выход? Скажешь - засмеивают, не скажешь - удаляешься от людей, вплоть до полного молчания...
(я не о количестве молитв, этим не могу похвастаться, скорее о памяти о Боге)
Ответ:lily, выход определяется целью - это прорыв к Богу. И тогда - в этом порыве-прорыве, который длится всю вечность и происходит во мгновения, уже не важно, похвалят тебя или поругают, назовут грешником или будут величать добродетельным. Эгоизм разрывается - и игры в подвиги становятся ничем, пустым местом... И творческий дар, который сжимаешь в руках, неся его ко Господу, теряет свое значение: ты - перед Господом...
http://www.hesychasm.ru/forum/index.php?topic=2871.msg108705#msg108705Цитата:Alexander, это понятно... Но мы живем среди людей, как строить коммуникацию... 13 лет я жила в жесткой оппозиции, и сознательно отказывалась от какой-либо коммуникации…
Ответ:lily, с людьми строить отношения (да еще и с чистого листа) "просто" - каждый раз прощать. И не возвращаться умом и чувствами к старому.
Известно, что человек, избирающий путь к Богу (точнее, избирает Бог), проходит через немалый период внутреннего одиночества, а иногда и внешнего.
http://www.hesychasm.ru/forum/index.php?topic=2915.msg112218#msg112218Вопрос: Можно ли говорить, что если самоизоляция изначально представлена как данность (т.е. без попыток стремится к ней) это есть условие более благоприятное на первонач.этапе при прочих равных условиях?
Ответ: Через такой этап (его лучше назвать этапом жесткой аскетики) проходят практически все, кто начинает идти. Проходят плохо те, кто идет самостно или улавливается "системным" (корпоративно-родовым) духом. Самостных и уловленных - три основных группы: 1) изнеженные и боязливые (их большинство, и они сбегают, превращаясь вскоре в теплохладных обывателей); 2) ревностные не по уму (эти вначале ломают все вокруг, а затем ломаются сами); 3) уловленные родовыми грехами церкви: фарисейством, законничеством, батюшкизмом, карьеризмом и пр. (эти самые упертые в своем грехе, они топчутся на месте, при этом сами вперед не идут и других не пускают).
Аскетический период (сопряженный с самоизоляцией), безусловно, представляет благоприятное время (и условие) для возрастания.