Исихазм

Автор Тема: Умная молитва  (Прочитано 6548 раз)

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11915
    • Просмотр профиля

Умная молитва
« : 10 Февраль 2014, 14:44:13 »
http://www.hesychasm.ru/forum/index.php?topic=368.msg1860#msg1860

Вопрос: ... существует градация (в общем) - устная, умная, сердечная молитвы. Крайности понятны, хотя и по-разному - устная - просто чтение, можно про себя, до сердечной дерзать и говорить не стоит. Это вершина молитвенного делания. …что же такое умная молитва? Есть ли какие-нибудь "критерии" умности ее?

Ответ: Замечание. Сердечная молитва еще не вершина умного делания.

Я полагаю, умную молитву отличают следующие качества (состояния) ума: ясность, трезвость, видение помыслов, различение. И еще добавлю: управление - ум управляет внутренним пространством-состоянием, где протекает молитва.

На более высоких ступенях умной молитвы, вводящей в ум Христов: широта, охват, созерцательность, сверхобразность, отождествление (без растворения), постижение смыслов, соизволение.

Владислав, смотрите сами, трезвенно ли состояние ума, ясен ли он, видите ли Вы помыслы, различаете ли их и душевные изменения, можете ли управлять (отклонять, исправлять...). Это уровень умной молитвы, не сердечной.

Кстати, сердечная молитва может быть и не умной, но сие очень ее ограничивает.
 

http://www.hesychasm.ru/forum/index.php?topic=368.msg1867#msg1867

Вопрос: Я всегда думал что это молитва делаемая умом.
 А не губами, гортанью и др. Это когда она свободно произносится где-то внутри тебя, как правило в голове. Но её можно переместить в любую точку тела.

Ответ: Да, это молитва мысленная в цепочке: словесная - умная - сердечная, но я говорил о другом.
 

http://www.hesychasm.ru/forum/index.php?topic=368.msg1905#msg1905

Я хочу добавить, что заключительная фаза умной молитвы восходит в сверхобразное (безобразное) созерцание, возможное уже после молитвы сердечной (когда сердце очищается и расширяется).

Важно знать об этом этапе молитвы, который открывается для бесстрастных, поскольку после св.Григория Паламы никто о нем и не говорил.

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11915
    • Просмотр профиля

Re: Умная молитва
« Ответ #1 : 10 Февраль 2014, 14:45:30 »
http://www.hesychasm.ru/forum/index.php?topic=102.msg9108#msg9108

Цитата: Пятидесятники и умное делание " О пребывании в тишине и наедине с Богом "(Iван Воронаєв)

Ответ: Предлагается неплохой вариант молитвы - диалога (с Богом) или размышления о горнем. В этом и отличие от умной молитвы, которая предполагает не беседу с Богом (которая легко может быть придумана или подменена беседой с кем-то другим), а безмолвие и отсутствие зрительных и мысленных образов. Т.е. умная молитва выше и чище молитвы - размышления и беседы (по Воронаеву).
 

http://www.hesychasm.ru/forum/index.php?topic=1105.msg9776#msg9776

Вопрос: «18 а исходящее из уст - из сердца исходит - сие оскверняет человека,
19 ибо из сердца исходят злые помыслы, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, кражи, лжесвидетельства, хуления -
(Матф.:18,19)»
Запуталась я где мысли от ума, а где от сердца.  Ошо говорит, что сердце правитель, но сердцу принадлежат чувства, что поступать надо исходя из сердца, а не от ума, а как же тогда здравый смысл.
Умная молитва идет вначале от ума, а потом входит в сердце...

Ответ: всеядность далеко не всегда полезна - это я про чтение книг Ошо.

Молитва потому идет от головного ума, что человек, как правило, не умеет еще молиться от сердца.  Есть еще другие важные причины, по которым ум должен сойти в сердце.

ибо из сердца исходят... Эти слова следует понимать в большей степени как: исходят из сердцевины человека, т.е. от человека внутреннего.
 

http://www.hesychasm.ru/forum/index.php?topic=1105.msg9780#msg9780

Цитата: Ошо меня немного отрезвил, освободил- пошел на пользу, но нам вместе не по пути, наши дороги разошлись.

Ответ: Читали Ошо, что ж... теперь попробуйте взяться за более серьезную литературу: познакомьтесь с православным наследием.

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11915
    • Просмотр профиля

Re: Умная молитва
« Ответ #2 : 10 Февраль 2014, 14:46:18 »
http://www.hesychasm.ru/forum/index.php?topic=1245.msg13505#msg13505

Вопрос: Давно задаюсь вопросом: нужно ли, до стяжания сердечной молитвы, и если нужно, то каким образом - вырабатывать в себе навык параллельного мышления. Разговаривать с кем-то - и одновременно со вниманием молиться…Пустынники, те выходили из положения просто: кормились плетением корзин, работали лишь руками да мозжечком, оставляя ум целиком под молитву.
А нам, пролетариям умственного труда? Неужто только в дворники?

Ответ: Восходя на гору, следует ли тянуть за собой груз дольнего? Лучше брать только необходимое. И уже с горы ума откроется вид долины мыслей, тогда можно начинать соединение горнего и дольнего. Важно, поднимаясь на гору, не проклясть долину...


http://www.hesychasm.ru/forum/index.php?topic=1245.msg13509#msg13509

Цитата: Да не больно и хотелось дольнего, поверьте. Просто питаться ведь надо, на работе работать.

Ответ: Ну, в дворники не обязательно
Активность ума снижать в любом случае надо. Я уверен, каждому из нас Господь подаст помощь - на своем месте. Учиться ее принять следует - поменять приоритеты, отказаться от тщеславных устремлений, согласиться на отсутствие "большого" достатка.

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11915
    • Просмотр профиля

Re: Умная молитва
« Ответ #3 : 10 Февраль 2014, 14:47:10 »
http://www.hesychasm.ru/forum/index.php?topic=1335.msg15444#msg15444

Вопрос: Обязательно ли по вашему произносить слова молитвы вслух, или если удобнее, то можно приобретать навыкновение и с помощью молитвы "просебя" как бы проговаривая ее в уме? Из вашего опыта: влияет ли это на практику?

Ответ: В некоторой степени молитва "про себя" - следующий шажок после молитвы вслух. Молитва вслух не всегда возможна: не так уж часто мы бываем наедине. Посему в стесненных условиях многолюдных городов удобнее читать молитву про себя. Иногда же - если позволяют условия - полезно ее произносить и вслух. По крайней мере, это обогащает наш опыт и позволяет порой выразить наши чувства.
 

http://www.hesychasm.ru/forum/index.php?topic=1335.msg17499#msg17499

Цитата: Как видно, однозначного мнения о необходимости словестной молитвы нет, одни говорят, что можно обойтись и вовсе без слов, молясь только мысленно, другие настаивают на необходимости словестной молитвы, я думаю, что комбинированный вариант(энное число молитв вслух и потом просебя) лично для меня был бы оптимальным...

Ответ: Мнение у отцов вполне определенное: в начале молитвенной практики словесная молитва используется. Задавать же жестко требование обязательного использования словесной молитвы не разумно.

Добавлю, что совместная молитва, напр., чтение акафистов, также имеет очень большое значение.

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11915
    • Просмотр профиля

Re: Умная молитва
« Ответ #4 : 10 Февраль 2014, 14:50:15 »
http://www.hesychasm.ru/forum/index.php?topic=2045.msg50058#msg50058

Вопрос: как заключать ум в слова молитвы?

Ответ: Хороший вопрос. Мы уже его неоднократно обсуждали, но найти ответы, разбросанные по разным темам, затруднительно. Постараюсь ответить вечером или завтра.

http://www.hesychasm.ru/forum/index.php?topic=2045.msg50079#msg50079

Есть два основных метода заключения ума в слова молитвы.

Первый можно (отчасти условно) назвать катафатическим (утверждающим) - это внимание умом, постижение им смысла молитвенных слов. Внимание начинается с нерассеянного слышания умом произносимых слов молитвы. Ум не отвлекается на приходящие помыслы, и ум не увлекается долгим рассматриванием каждого слова молитвы. Он переходит от одного слова к другому, и смыслы их проявляются перед внутренними очами, сменяя друг другу и наполняя глубоким смыслом всю молитву.

Второй метод - апофатический (отрицающий). При этом методе ум как бы не вникает в смысл произносимых слов, он только держится за них, будучи нерассеянным,  свободным и безвидным. Этот метод более сложный и требует немалой подготовки.

При правильном использовании первого метода молитва становится разворачивающейся иконой, наполненной глубоких смыслов. Слова наполняются внутренней силой, начинают звучать. "Обычные" слова шуршат как бумага, осыпаются бессильным шепотом пепла, поэтому еще и убегает от них рассеянное внимание: они скучны и безжизненны. Молитвенные слова, наполненные силой, открывают окно во внутренний мир и вводят в сердечное пространство.

Неправильное использование первого метода. Неправильным следует полагать стремление к визуализации, специфическую мечтательность (построенную на излишнем  рассматривании слов молитвы), излишнюю эмоциональную возбужденность. Вообще эту молитву - а при ней ум постепенно нисходит в сердечное пространство - сопровождает на некоторых ее этапах эмоциональное возбуждение в виде покаянного чувства, слез и умиления. Это хорошие переживания, говорящие о правильности пути... Внимание! Как только они становятся самоцелью (т.е. молитвенник начинает ловить их, молиться только ради них, ублажаться ими), молитва скатывается на путь прелести и искушения. Грань же между правильной молитвой и молитвой прелестной тонкая и неустойчивая, она смещается по мере очищения страстей и освоения внутреннего пространства молитвы.

Правильное использование второго метода. Ко второму методу тяготеют люди с развитым и достаточно организованным умом. Особенно если они начитались учебников по безОбразной молитве Для этой молитвы требуется некоторая постоянная практика по отвержению умственных и чувственных образов, соединенная с умением безмолвствовать. При этой молитве ум, замолкая, держится за слова как за поплавки, никак не рассматривая их, и постепенно погружается в сердечное пространство, поскольку мешающие (любые) образы расходятся и больше не удерживают его на поверхности. В этом погружении ему приоткрываются неизреченные тайны сердечной жизни человека. Эти тайны, будучи названы или оформлены в образы, теряют свою истинную силу.

Неправильное использование второго метода. Это потеря эмоциональной наполненности, высушенность человека при рациональном ведении молитвы. Человек становится жестким, нетерпимым, принимает рациональное знание о чем-либо (прежде всего о догматах) за истинное знание, и на основе ложного знания судит. Сие означает, что молится он с неочищенным и непробужденным истинным покаянием сердцем. И ум его при такой молитве опускается не в сердце, а уходит в как бы безвидное воздушное путешествие-блуждание - по умственным мирам. В этом путешествии ум  может постепенно демонизироваться.     
 

http://www.hesychasm.ru/forum/index.php?topic=2045.msg50088#msg50088

Цитата: Alexander, порекомендуйте пожалуйста, "учебники по безобразной молитве"…
Alexander, я сам поискал - то, что просил у Вас, видимо, отчасти изложенно
в "Духовных беседах" Макария Египетского. А что еще порекомендуете?

Ответ: Melong, я говорил про такие учебники с улыбкой. В том смысле что, начитавшись православной подвижнической литературы, для которой общим местом является безвидность молитвы, некоторые начинают понимать даваемые советы слишком безапелляционно, абсолютизируя их.

А так список по молитве Иисусовой у нас в библиотеке немалый. Советы разбросаны по разным текстам. И такой систематизации,как у меня, в них, полагаю, нет.

А что именно Вы нашли у Макария Ег.?
 

http://www.hesychasm.ru/forum/index.php?topic=2045.msg50164#msg50164

Цитата: Alexander,
по катафатической молитве -
http://www.hesychasm.ru/library/makari/besed1.htm#bs08
2 вопрос и ответы на него № 2-5, про амплитудное ослабевание-усиление благодатной сладости и благодатной сладости.
Но это не совсем в тему, просто искал в гугле по безобразной молитве и нашел статью с упоминанием Макария Египетского и Симеона Нового Богослова...

Ответ: Да, слова замечательные. Говорит человек, имеющий опыт, и его слова -даже через перевод - несут в себе свет благодати.

Там есть и о пленении помыслов (заключении ума уже не в слова молитвы, а в неизреченные глаголы благодати):

На это время происходит в помыслах забвение о земном мудровании; потому что помыслы насыщены и пленены Божественным небесным, беспредельным, непостижимым, и чем-то чудным, чего человеческим устам изречь невозможно. В этот час человек молится и говорит: "о, если бы душа моя отошла вместе с молитвою!"

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11915
    • Просмотр профиля

Re: Умная молитва
« Ответ #5 : 10 Февраль 2014, 14:51:43 »
http://www.hesychasm.ru/forum/index.php?topic=2537.msg78946#msg78946

Вопрос:… И услышал я ответ не от духовника, а в уме –
«Вот видишь, Словом пренебрегаешь, а дерзаешь приступать к и.м.
Слово в Евангелии тоже, что имя в и.м.
Важно не понять Евангелие, но сопричаститься Слову, освятиться Словом


Я новичок, молитву делаю только второй месяц. Лишь недавно перешел от устной к умной и.м.. Сегодня с утра я решил подготовить врата. После утреннего правила, прочитал главу от Матфея и только после этого приступил к и.м.  В конце сотни, вдруг, воспламенилось сердце и языки пламени полетели вверх. Такое было ощущение, не воображение. Молитва стала невесомой и творилась без моего участия. Жалко, что пришлось начать собираться на работу и оторваться. Будет ли еще такое? А как у вас?

Ответ: Так и не было никакого высокого молитвенного состояния. Безусловно, к слышанию ответов в уме надо относиться с большой осторожностью, поскольку их обычно дает сам ум или, что опаснее, невидимые существа, которые, в силу неочищенности слышащего, вряд ли будут только ангелами.

Другое дело, когда начинают раскрываться смыслы слов Священного Писания. Безусловно, такое раскрытие будет несовершенным, а порой и неверным. Здесь и начинается работа по очищению ума вкупе с очищением сердца.

Воспламенение сердца - следующий этап молитвы. Это значит, что сердце отозвалось на молитвенный зов. Но это не означает, что сердце уже очищено. Лишь только отозвалось.
 

http://www.hesychasm.ru/forum/index.php?topic=2537.msg78973#msg78973

Вопрос: Александр, правильно ли я понял, что к помыслам, раскрывающим смысл Священного Писания нужно хоть и отнестись с осторожностью, но все же принять к рассуждению, которое может стать процессом очищения ума и сердца?
Если так, то мне важно понять границу дозволенного...

Ответ: Да, так. Если начинает приоткрываться более глубокий смысл Писаний, то что ж в этом плохого? Напомню, что св.отцы много размышляли над Священным Писанием.

Коль приоткрывается внутренний свет сердца, а его пламя поднимается вверх, - это хорошо... И немало есть упоминаний, что первый опыт такого открытия наступает относительно быстро, если человек не закоснел в своем грехе и непотребстве.

Проблем вот в чем. Дурное и злое не может жить само по себе, а паразитирует на добром и хорошем. Запала искорка света, приоткрылся смысл, а неочищенный ум сразу начинает потреблять этот смысл, очень быстро превращая его в очередную благоглупость, примешивая к чистому смыслу свои домыслы, искажая и извращая. Посему нельзя отвращаться от смыслов - искр света, - чтобы не впасть еще в большую тьму, но и нельзя слишком долго жевать умом эти смыслы, чтобы не стали они пустыми и испорченными. Лучший вариант - созерцать смыслы безмысленно. А для это надо очищать и успокаивать и ум, и сердце.

Также и с приражением тщеславия. Тщеславие - страсть глубокая, которая легко не изгоняется и не преображается. Страсти будут обязательно приражаться при молитве. Они дым от тлеющего костра сердца. Чем ярче пламя, тем меньше дыма...

Хочу еще отметить, что увидеть тщеславие в себе - увидеть грех, а это видение возможно только под действием невидимого света. Мы ведь просим: даруй ми зрети моя прегрешения... Вот зрение на них и открывается.