http://www.hesychasm.ru/forum/index.php?topic=2045.msg50058#msg50058Вопрос: как заключать ум в слова молитвы?
Ответ: Хороший вопрос. Мы уже его неоднократно обсуждали, но найти ответы, разбросанные по разным темам, затруднительно. Постараюсь ответить вечером или завтра.
http://www.hesychasm.ru/forum/index.php?topic=2045.msg50079#msg50079Есть два основных метода заключения ума в слова молитвы.
Первый можно (отчасти условно) назвать катафатическим (утверждающим) - это внимание умом, постижение им смысла молитвенных слов. Внимание начинается с нерассеянного слышания умом произносимых слов молитвы. Ум не отвлекается на приходящие помыслы, и ум не увлекается долгим рассматриванием каждого слова молитвы. Он переходит от одного слова к другому, и смыслы их проявляются перед внутренними очами, сменяя друг другу и наполняя глубоким смыслом всю молитву.
Второй метод - апофатический (отрицающий). При этом методе ум как бы не вникает в смысл произносимых слов, он только держится за них, будучи нерассеянным, свободным и безвидным. Этот метод более сложный и требует немалой подготовки.
При правильном использовании первого метода молитва становится разворачивающейся иконой, наполненной глубоких смыслов. Слова наполняются внутренней силой, начинают звучать. "Обычные" слова шуршат как бумага, осыпаются бессильным шепотом пепла, поэтому еще и убегает от них рассеянное внимание: они скучны и безжизненны. Молитвенные слова, наполненные силой, открывают окно во внутренний мир и вводят в сердечное пространство.
Неправильное использование первого метода. Неправильным следует полагать стремление к визуализации, специфическую мечтательность (построенную на излишнем рассматривании слов молитвы), излишнюю эмоциональную возбужденность. Вообще эту молитву - а при ней ум постепенно нисходит в сердечное пространство - сопровождает на некоторых ее этапах эмоциональное возбуждение в виде покаянного чувства, слез и умиления. Это хорошие переживания, говорящие о правильности пути... Внимание! Как только они становятся самоцелью (т.е. молитвенник начинает ловить их, молиться только ради них, ублажаться ими), молитва скатывается на путь прелести и искушения. Грань же между правильной молитвой и молитвой прелестной тонкая и неустойчивая, она смещается по мере очищения страстей и освоения внутреннего пространства молитвы.
Правильное использование второго метода. Ко второму методу тяготеют люди с развитым и достаточно организованным умом. Особенно если они начитались учебников по безОбразной молитве Для этой молитвы требуется некоторая постоянная практика по отвержению умственных и чувственных образов, соединенная с умением безмолвствовать. При этой молитве ум, замолкая, держится за слова как за поплавки, никак не рассматривая их, и постепенно погружается в сердечное пространство, поскольку мешающие (любые) образы расходятся и больше не удерживают его на поверхности. В этом погружении ему приоткрываются неизреченные тайны сердечной жизни человека. Эти тайны, будучи названы или оформлены в образы, теряют свою истинную силу.
Неправильное использование второго метода. Это потеря эмоциональной наполненности, высушенность человека при рациональном ведении молитвы. Человек становится жестким, нетерпимым, принимает рациональное знание о чем-либо (прежде всего о догматах) за истинное знание, и на основе ложного знания судит. Сие означает, что молится он с неочищенным и непробужденным истинным покаянием сердцем. И ум его при такой молитве опускается не в сердце, а уходит в как бы безвидное воздушное путешествие-блуждание - по умственным мирам. В этом путешествии ум может постепенно демонизироваться.
http://www.hesychasm.ru/forum/index.php?topic=2045.msg50088#msg50088Цитата: Alexander, порекомендуйте пожалуйста, "учебники по без
образной молитве"…
Alexander, я сам поискал - то, что просил у Вас, видимо, отчасти изложенно
в "Духовных беседах" Макария Египетского. А что еще порекомендуете?
Ответ: Melong, я говорил про такие учебники с улыбкой. В том смысле что, начитавшись православной подвижнической литературы, для которой общим местом является безвидность молитвы, некоторые начинают понимать даваемые советы слишком безапелляционно, абсолютизируя их.
А так список по молитве Иисусовой у нас в библиотеке немалый. Советы разбросаны по разным текстам. И такой систематизации,как у меня, в них, полагаю, нет.
А что именно Вы нашли у Макария Ег.?
http://www.hesychasm.ru/forum/index.php?topic=2045.msg50164#msg50164Цитата: Alexander,
по катафатической молитве -
http://www.hesychasm.ru/library/makari/besed1.htm#bs082 вопрос и ответы на него № 2-5, про амплитудное ослабевание-усиление благодатной сладости и благодатной сладости.
Но это не совсем в тему, просто искал в гугле по безобразной молитве и нашел статью с упоминанием Макария Египетского и Симеона Нового Богослова...
Ответ: Да, слова замечательные. Говорит человек, имеющий опыт, и его слова -даже через перевод - несут в себе свет благодати.
Там есть и о пленении помыслов (заключении ума уже не в слова молитвы, а в неизреченные глаголы благодати):
На это время происходит в помыслах забвение о земном мудровании; потому что помыслы насыщены и пленены Божественным небесным, беспредельным, непостижимым, и чем-то чудным, чего человеческим устам изречь невозможно. В этот час человек молится и говорит: "о, если бы душа моя отошла вместе с молитвою!"