Последний абзац моего поста вытекает из предпоследнего.
Не очень понятно, что Вы,
Makkаvey, хотите, чтоб я Вам разъяснил, но попробую.
Распостранена практика многократного повторения Иисусовой Молитвы с подсчётом кол-ва молитовок в минуту, в час, в день. При упорстве в такой практике у некоторых "подвижников" наступает так наз. "самодвижная молитва" -- это когда ум на автомате продолжает долдонить ИМ, без участия центрального внимания и, самое главное, без участия того, что мы зовём интеллектом.
Из недавних примеров -- участник
Максим, зарегистрировавйшийся на форуме 19 февраля. У него молитва проговаривается некоторой частью ума, а ум, тем временем, занят разнообразными размышлениями.
В моём опыте мне стало понятно, что если ум говорит что-либо, неважно что -- занят внутренним диалогом [с самим собой или с невидимым оппонентом] или проговаривает слова молитвы, он никогда не достигает собственной
тишины, которая могла бы буквально
взорвать подсознание, и в которой становится видно, что само основание
любой деятельности ума содержится в неосознаной части сознания и тела. Позитивная психология обозначает мощное сопротивление тишине ума наличием неврозов, расставленных в разных частях тела, имеющего своё собственное сознание на уровне инстинктов и рефлексов, а также в обычном сознании, значительная часть которого остаётся недоступной в течении всей жизни. Предание церкви обозначает эти неврозы как демонов. Тут речь идёт только о семантике.
Вычищение подсознания приводит к возможности установления ненасильственной и свободной тишины ума, с его способностью призносить слова молитвы с высочайшей осознанностью, или, опустившись в сердце, молиться там без слов.
Молитва, в идеале, должна стать тотальной и совершенно естественной, как дыхание. Да она и есть дыхание, наполняющее жизнь молитвенника живым присутствием Господа.