Исихазм

Автор Тема: Монастырь - однозначное ли благо?  (Прочитано 55763 раз)

Леонид

  • Сообщений: 6928
  • Mors certa, hora incerta...
    • Просмотр профиля

Re: Монастырь - однозначное ли благо?
« Ответ #15 : 24 Февраль 2014, 13:28:31 »
И я должен по этому ролику поверить в их высокую молитвенность?
Верить, конечно, никто не должен, тем более [как мы давно уяснили] коммерческому ролику, основная цель которого -- сбор пожертвований на сей монастырь.

А я могу только поделиться своими [исключительно] субъективными впечатлениями, из каковых главные:
очевидное для меня и резкое изменение течения времени в Крестовоздвиженском монастыре в горах Зап. Вирджинии -- оно как будто зависает;
довольно сильная ломка всего восприятия окр. действительности в течении нескольких первых часов после приезда туда и связанная с этим некоторая дизориентация и даже потерянность ума, который лишившись привычных ориентиров, лихорадочно перестраивается на "опредмечивание" долгими монастырскими службами, проносящимися в восприятии ума с огромной скоростью так, что тело не успевает уставать;
возникает устойчивое видение абсолютной безсмысленности любой человеческой деятельности в миру в отсутствии соборной молитвы, продолжающееся довольно долго после отъезда из монастыря;
выпирание на поверхность и постоянное лицезрение собственной грязи, надёжно укрытой в подсознании в обычном проживании в миру.

Эти, как я сказал -- главные, есть ещё масса всяких драгоценных мелочей.

Как я вижу, находясь сейчас не там, духовное руководство этой общиной осуществляет сам Св. Дух, поэтому даже настоятель, епископ Мейфилдский Джордж, живущий в монастыре постоянно [имея при этом и наместника, конечно] молится вместе со всеми монахами и послушниками как простой чернец, ничем внешне не выделяясь. 
Ορθοδοξία ή θάνατος! А кроме того, я считаю, что Аракчеев должен быть свободен.

Молчащая

  • Сообщений: 839
    • Просмотр профиля

Re: Монастырь - однозначное ли благо?
« Ответ #16 : 24 Февраль 2014, 13:40:05 »
Такие субъективные ощущения резкого изменения течения времени и похожие о молитве испытываю тоже, но не от места, а при общении с  той парой отцов, независимо друг от друга ( и живут они в разных обителях)...
Страшно впасть в руце Бога Живаго!
Что сотворите одному из малых сих, то Мне сотворите!

Ian

  • Сообщений: 378
    • Просмотр профиля

Re: Монастырь - однозначное ли благо?
« Ответ #17 : 24 Февраль 2014, 14:10:20 »
Кто делал попытки уйти в монастырь, тот знает, что сменив быт, человек не приближается к Богу... Он получает небольшую передышку, но после все внутренние тяготы, проявляются снова, некоторые вещи засыпают, так как им в монастыре нет применения, нет пищи... Но однажды они проснуться, выспавшиеся и окрепшие.

Можно добавить, что "царствие Божее внутри нас есть" значит от места не зависит. Монах - это состояния души, и получается тоже от места не зависит. Из моего опыта могу сказать что где-нибудь в маленьком монастыре вдали от искушений мира, людей и официальной церкви, спасаться кажется легче. Но как уже отмечено в этой теме, даже в таких монастырях нет знания как преобразовать наши страсти, они затихают но всеравно остаются в нас. Некоторые монахи поэтому и не подпускают никого к себя, из страха что страсти опять проснуться, так как остались не преобразованными.

Преобразование страстей и обретение молитвы это духовный путь, это то что внутри нас и получается опять что от места не зависит (конечно в лесу одному лучше чем в зоне), но молиться можно везде, и заповеди исполнять тоже.

Возникла такая ассоциация, что наши страсти это как свежее тесто которое пузыриться и все время лезет из кастрюли в разные стороны, его надо поставить в печь и с помощью огня придать ему новую сущность - превратить в хлеб, который уже можно разделить на евхаристии. Огонь это наверное пламя молитвы,  свет Божий который Он зажигает в нас, и который обжигая нас изменяет нашу сущность.

Ian

  • Сообщений: 378
    • Просмотр профиля

Re: Монастырь - однозначное ли благо?
« Ответ #18 : 24 Февраль 2014, 14:19:05 »
То что описывает Леонид я чувствовал в монастыре "Преображения Господня" в Австралии... очень похоже. Все дела мира перестают иметь смысл, вспоминаются грехи о которых давно забыл, возвращаюсь в Сидней и он кажется чем-то искусственым и как-бы за гранью собственного сознания. Монастырь конечно не похож на все те что видел на Афоне, в Беларуси, Литве и на Украине.

Elena

  • Сообщений: 6707
  • ...
    • Просмотр профиля

Re: Монастырь - однозначное ли благо?
« Ответ #19 : 24 Февраль 2014, 16:06:24 »
я могу только поделиться своими [исключительно] субъективными впечатлениями, из каковых главные:
очевидное для меня и резкое изменение течения времени в Крестовоздвиженском монастыре в горах Зап. Вирджинии -- оно как будто зависает;
довольно сильная ломка всего восприятия окр. действительности в течении нескольких первых часов после приезда туда и связанная с этим некоторая дизориентация и даже потерянность ума, который лишившись привычных ориентиров, лихорадочно перестраивается на "опредмечивание" долгими монастырскими службами, проносящимися в восприятии ума с огромной скоростью так, что тело не успевает уставать;
возникает устойчивое видение абсолютной безсмысленности любой человеческой деятельности в миру в отсутствии соборной молитвы, продолжающееся довольно долго после отъезда из монастыря;
выпирание на поверхность и постоянное лицезрение собственной грязи, надёжно укрытой в подсознании в обычном проживании в миру.

У меня такое возникает при посещении любого монастыря.

Elena

  • Сообщений: 6707
  • ...
    • Просмотр профиля

Re: Монастырь - однозначное ли благо?
« Ответ #20 : 24 Февраль 2014, 16:11:45 »
Мне бы хотелось, чтобы было место, где я могла бы жить 2-3 месяца в году по монашескому уставу, чтобы проходить всем боголужебным циклом, чтобы менять обстановку.

Ну наподобие как некоторые в отпуске ходят в походы, или штурмуют горы, а кто-то едет в санаторий...

svod

  • Сообщений: 4035
    • Просмотр профиля

Re: Монастырь - однозначное ли благо?
« Ответ #21 : 24 Февраль 2014, 16:13:01 »
Внешняя фабула монашества и священства очень привлекательны, особенно, когда ставится цель: "Стану священником", "Уйду в монастырь." Сам прошел через это. Когда пришел к Богу, поступил в Свято Тихоновский Богословский университет, с твердой целью закончить его и рукоположиться. Через 5 лет получил отказ, так как не совсем чистая биография с канонической точки зрения. Нужно было выходить на епископа и разбираться, но делать этого не стал.

Тогда я в первый раз испытал на себе, как рушаться искусственные надстройки сооруженного мной за эти годы благочестивого образа, который должен соответствовать священству. Я отчетливо увидел, что кропотливо выстроенный мной имидж в течение короткого, но емкого искушения: "тебе не быть священником" разрушился. Следующий период моей жизни я назвал бы "Карамазовским бунтом", где вера требовала чуда, для ее укрепления, надежда умалилась и стала тайной, а любовь, которой я считал любовью во многом оказалась авторитетом, на который я опирался. Постепенно, как мне казалось, моя духовная жизнь выровнялась, и я готов был к следующему шагу, дети выростали, и по их пристройству я мог ( с согласия жены, которое я бы вырвал) уйти в монастырь. Начался период формирования в себе образа монаха. Большая радость, но одновременно и громом среди ясного неба, для меня было рождение сына, которому сейчас 10 месяцев. О монашестве пришлось забыть, как когда то о священстве. Еще один старательно создаваемый образ рухнул, а за ним ничего, тот же самый грешник, пораженный страстями во всех направлениях. Конечно, я не сказал бы, что все было бессмысленно. Самый главный из вынесенного: "Не надейся на князи и на сыны человеческие, в них же нет спасения."

Самым сложным для меня оказалось остаться без имиджевой прикрутки к какому либо образу с качественными характеристиками, которые создаются общественным мнением. Человек, даже христианин, не желает быть свободным, свобода его пугает.

Недавно вернулся из поездки по Эфиопии. Был и на севере (Аксум, Церкви Лалибелы), где много древнехристианских святынь и на Юге, где языческие дикие племена. Не могу отделаться от ощущения, что путешествовал по руинам своей души, где есть многое из увиденного там мной.






Выбирая между добром и злом, выбирай любовь.

Н И К И Т А

  • Сообщений: 784
    • Просмотр профиля

Re: Монастырь - однозначное ли благо?
« Ответ #22 : 24 Февраль 2014, 16:17:45 »
Мне кажется, что все эти "благодатные" чувствования-ощущения от монашества и монастырей, во многом, могут быть лишь результатом нашей внутренней самонастройки, самомодулирования. Подмены трезвенного восприятия самовнушением. Короче - иллюзией, миражом, пшиком... :roll:

ЗЫ Свод, спасибо, что поделились своей чудесной жизненной историей. В ней так замечательно прослеживается элегантное, но твердое Божье водительство. И, конечно же, мои самые сердечные поздравления с рождением сынули!  :-)
« Последнее редактирование: 24 Февраль 2014, 17:01:01 от Н И К И Т А »

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11917
    • Просмотр профиля

Re: Монастырь - однозначное ли благо?
« Ответ #23 : 24 Февраль 2014, 16:46:52 »
Наличие коммерческого ролика о монастыре и отсутствие какого-либо молитвенного "ролика", напр., в виде духовных поучений - серьезный знак.

Опираться же на чувствования-ощущения, как верно заметила Н И К И Т А... и еще приписывать их действию Святого Духа... это никак не трезвенный подход.

svod

  • Сообщений: 4035
    • Просмотр профиля

Re: Монастырь - однозначное ли благо?
« Ответ #24 : 24 Февраль 2014, 21:52:21 »
ЗЫ Свод, спасибо, что поделились своей чудесной жизненной историей. В ней так замечательно прослеживается элегантное, но твердое Божье водительство. И, конечно же, мои самые сердечные поздравления с рождением сынули!  :-)

Благодарю.



Выбирая между добром и злом, выбирай любовь.

Леонид

  • Сообщений: 6928
  • Mors certa, hora incerta...
    • Просмотр профиля

Re: Монастырь - однозначное ли благо?
« Ответ #25 : 24 Февраль 2014, 22:03:25 »
Наличие коммерческого ролика о монастыре и отсутствие какого-либо молитвенного "ролика", напр., в виде духовных поучений - серьезный знак.
Зачем им создавать "молитвенный" ролик, если у них есть масса паломников? Люди приезжают со всех концов страны и реально переживают изменённую форму сознания, находясь в монастыре.
Кстати, иеромонах Нектарий довольно откровенно говорит об особенной энергетике в монастыре в "коммерческом" ролике.
Опираться же на чувствования-ощущения, как верно заметила Н И К И Т А... и еще приписывать их действию Святого Духа... это никак не трезвенный подход.
Такая позиция -- отказа от опоры на чувства и ощущения никуда, кроме нигилизма не ведёт. С такой точкой зрения можно отбросить любой мистический опыт как небывший и всего лишь нафантазированный.

Дорого бы я дал, чтобы увидеть Вашу, Alexander, психофизиологическую реакцию на посещение Holy Cross Hermitage. :-)
Ορθοδοξία ή θάνατος! А кроме того, я считаю, что Аракчеев должен быть свободен.

lily

  • 3
  • Сообщений: 3809
  • ora et labora
    • Просмотр профиля

Re: Монастырь - однозначное ли благо?
« Ответ #26 : 24 Февраль 2014, 22:24:10 »
Такая позиция -- отказа от опоры на чувства и ощущения никуда, кроме нигилизма не ведёт. С такой точкой зрения можно отбросить любой мистический опыт как небывший и всего лишь нафантазированный.

Дорого бы я дал, чтобы увидеть Вашу, Alexander, психофизиологическую реакцию на посещение Holy Cross Hermitage. :-)

А кто сказал что мистический опыт = ИСС и психофизиологическая реакция. Для ИСС и психофизиологии есть куда более простые и надежные методы - пару таблеточек или бокальчиков.
Мой опыт ровно противоположен - кристальная ясность сознания и упорядоченность сил души, дающая чистое восприятие глубоких слоев реальности (как выше, так и ниже дневного сознания), как вариант - постижение сущностно-духовного смысла Писаний (в каббале - уровень Сод).
And death shall have no dominion

veresk

  • 3
  • Сообщений: 4616
  • Обыкновенный
    • Просмотр профиля

Re: Монастырь - однозначное ли благо?
« Ответ #27 : 24 Февраль 2014, 22:38:24 »
отбросить любой мистический опыт как небывший и всего лишь нафантазированный.
или приобрести,подлинный плод, а не продукт разогнанной психофизики... :-)

Н И К И Т А

  • Сообщений: 784
    • Просмотр профиля

Re: Монастырь - однозначное ли благо?
« Ответ #28 : 24 Февраль 2014, 23:01:31 »
Есть же золотой принцип - не принимать и не отвергать. Чувства и ощущения, в том числе. И психофизиологию, конечно. Человек - творец и может при желании сотворить/культивировать внутри себя любые психофизиологические и мистические ощущения. Получить мистический опыт - не так уж сложно. Гораздо сложнее, получив его, остаться трезвым и... быть готовым отказаться от полученного. Сложно не прилепляться к полученному опыту чувствами и не жаждать новых ощущений. Иначе - зависимость, игла,  с которой трудно слезть. Ну, мне так кажется.  :-)
Мне кажется, что очарованность монашеством идентична очарованности православием вообще, и созвучна тому, о чем пишет Улицкая:

"...Здание моей православной веры давало первые трещины. И возникло чувство страха. Оказалось, что войти легче, чем выйти. Там, внутри, «Всякое дыхание да хвалит Господа», там стоит лучшая из очередей за маленьким куском хлеба и впитавшегося в него вина, и у всех лица ангельские, и каждый, кто пришел, горюет о своих несовершенствах и завтра поутру начинает новую жизнь, христианскую, без злобы и раздражения, а только одна любовь, любовь… И Господь простирает надо всеми свою благодатную руку, и Покров Марии защищает нас и наших детей от «всякого зла противна», и уходят наши отцы и старшие друзья не в безымянный холод, а «в месте светле, в месте злачне, в месте покойне, отнюдуже отбеже болезнь, печаль и воздыхание».

Но как много того, что мешает мне. Муштра христианства, рабство догмату, церковный официоз. Очень жестко прочерченные границы, дальше которых даже мыслью нельзя заходить. Здание-то стройное, но мне в нем сложно, душно, насильственно…

Как покинуть эту стройность жизни, эти щедрые обещания, это сладостное единение? Да не в сомнениях дело, нет у меня никаких сомнений в том, что христианское предложение — прекрасное, но нет уверенности в том, что других путей вовсе нет, и единственный — этот самый. И все праведники мира, некрещеные младенцы, и дохристианские мудрецы, и внеконфессиональные праведники прозябнут в католическом чистилище или, еще того хуже, в православном аду… а кто будет восседать в белых одеждах среди порхающих ангелов — не сказано. Кажется, там будут приличные господа в приличных часах и с приличной собственностью? И куда мы денем Будду и Лао Цзы?

Началось чтение, большое и вполне критическое. Множество запретов, унаследованных от иудаизма, библейских и талмудических времен и возникших в христианском мире. И не только запреты на мясо-молоко, не в них дело. Беспокоит другое: кроме запретов поведенческих, есть предписание думать определенным образом, есть множество вопросов, сама постановка которых рассматривается как ересь. И откуда, откуда столько ненависти в религии любви? Как принять первородный грех — каждый раз об этом думаю, когда держу на руках новорожденного младенца: он ни в чем не виноват! Откуда у Всеблагого родится мысль испытать Авраама повелением принести в жертву, убить сына? Развивать тему жертвы не смею. Не готова пока. Есть вещи проще: почему надо возненавидеть родителей? А это не отцы церкви придумали, это в Евангелии написано! И почему надо так люто ненавидеть тело, ведь и его создал Господь, вместе с железами внутренней секреции и прочей прекрасной и целесообразной требухой? Неужели любовь к Богу должна проходить через такие немилосердные испытания? Что делать с религией любви, если к ней подмешано столько ненависти и неприятия? Я уж не говорю о псалмах, пронизанных ненавистью и идеями мщения…

Я знаю, как отвечают на эти вопросы православные учителя, древние и современные, читала: это хитроумная софистика, и только самые честные, самые лучшие из них говорят: я не знаю. Или: это тайна. Или: ответа на этот вопрос нет.

Это беспокойство интеллектуальное, и оно есть мое личное дело. Я не хочу об этом говорить, чтобы не вводить в искушение тех, кто этих вопросов не задает.

Проходит еще десятилетие, и церковь гонимая превращается на наших глазах в церковь победительную. Закрытые храмы открыты, число новых растет гораздо быстрее, чем число детских садов и домов инвалидов.

То, что вызывало не вполне определенное беспокойство в восьмидесятых, в последние годы вызывает полное неприятие.

Приличные господа в облачении, о которых каждый день молится огромный, плохо одетый и плохо пахнущий церковный люд, как мне с вами смириться? Моя приятельница случайно проходила через банкетный зал, накрытый в Даниловском монастыре, — что-то праздновали святые монахи. Прошла, отвернув лицо, как проходят мимо обнаженного человека: смотреть неловко на роскошные столы. Да и шла она в детский приют, церковный, тут же устроенный, со своим благотворительным взносом на нужды детей. Финансирование там недостаточное.

Заборы вокруг дворцов и вилл иерархов высоки, и нет охоты заглядывать внутрь. Стыдно. Божьего суда все эти священники не боятся, и это их дело. Но ведь явится завтра новый Боккаччо, напишет новый «Декамерон», и со смеху народ покатится. Не страшно?

Церковь превращается в огромную позолоченную декорацию… А если Христос, которого уж две тысячи лет безнадежно ждут, вдруг придет? Ведь он зашел однажды в Храм на Сионской горе, выгнал торгующих из Храма, и нет больше того Храма, одна Западная стена осталась. Не страшно?

Словом, у меня лично возникли некоторые проблемы — очень много новых препятствий стало на пути в храм. Голова у рыбы пованивает, но, к счастью, в области хвоста и сегодня есть тощие и нищие, не обремененные приличной, соответствующей сану собственностью, священники, которые служат во имя Христа пастве, а не начальству, которые не оскорбляют глаза и уши смиренных прихожан.

Давно известно, что церковь гонимая крепнет, церковь властвующая растлевается. Христианство — религия бессребреников и юродов, тощих и сирых, а не раскормленных и самодовольных, к тому же презирающих всё остальное человечество, которое не называет себя христианским. Да, в отличие от иудаизма, который есть религия возможного, христианство — религия невозможного. Чем и притягательно. А то, что мы наблюдаем сегодня, вызывает большое отторжение и лично меня толкает к тому экзистенциальному одиночеству, которое помню со времен юности. А может быть, это лично мое испытание?

Что же было легче: войти туда или выйти? Входить — дорога в гору, требующая усилий и напряжения, но легко, потому что ветер был попутный, и не одна я шла по этой дороге, нас было немало тогда. А теперь — сильный поток вымывает, ведет в другие места, не коллективного пользования и уже не в компании любимых людей. Опять идешь в одиночку. За спиной остается всё то, что я полюбила: и песнопения Великой Субботы, и Пасхальные стихиры, и глубина, и высота, и открытое на мгновенье небо, и чувство глубокого равенства всех со всеми, и легкость собственного умаления, безболезненного уничтожения, растворения «я», и видение всех окружающих людей в их на мгновенье преображенном виде…

Какой плавный поворот и какая снисходительная улыбка жизни в истории становления себя самого! От детского отчаяния непринадлежности ни к чему, глубокого чувства одиночества и несмешиваемости себя с миром, неумения и невозможности вступить с ним во взаимодействие, одинокого поиска опоры, через восторг растворенности, диссоциации на молекулы, соединения с единомышленниками, сообщниками во Христе — к осознанному нежеланию присутствовать в партийном коллективе, который всё более напоминает сегодняшняя церковь. И снова, как в юности, я испытываю чувство одиночества, но теперь оно меня перестало тревожить. Муравейно-социальный порыв изжился сам собой. Уходит постепенно церковь из моей жизни. Уроки христианства до некоторой степени усвоены. Есть вопросы, ответы на которые не получены. Возможно, их разрешение лежит за пределами человеческой жизни. Расстояние от заклинания «Я, юный пионер… торжественно обещаю…» до «Верую во единого Бога Отца Вседержителя…» оказалось гораздо меньшим, чем это представлялось когда-то. Уместно вспомнить древнюю иудейскую молитву «Кол нидре», которую иудеи читают раз в год, в Судный день, — об освобождении от всех обетов, присяг и клятв, которые человек дает, но исполнить их не в состоянии.

Жизнь заканчивается. Умирает человек в одиночестве, не в коллективе. Я точно не юный пионер, хотя клялась… Я не уверена, что в графе «вероисповедание» могла бы поставить без колебания слово «христианка». Определенно — не атеистка.

Но все-таки хотелось бы, чтобы мои друзья простились со мной так, как это принято у христиан. Хотя я и не совсем уверена, что состою в этой огромной армии. Про христианство я знаю, что оно может быть прекрасным. А может и не быть."

Людмила Улицкая
Священный мусор
« Последнее редактирование: 24 Февраль 2014, 23:14:31 от Н И К И Т А »

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11917
    • Просмотр профиля

Re: Монастырь - однозначное ли благо?
« Ответ #29 : 25 Февраль 2014, 00:02:00 »
Зачем им создавать "молитвенный" ролик, если у них есть масса паломников? Люди приезжают со всех концов страны и реально переживают изменённую форму сознания, находясь в монастыре.
Кстати, иеромонах Нектарий довольно откровенно говорит об особенной энергетике в монастыре в "коммерческом" ролике.

Масса паломников практически никогда не бывает критерием святости, особенно в наше время. Это очевидно. И более того, чем "ширше" эта масса, тем меньше святости в том месте, в котором ее ищут. И корпоративу свойственно подменять истинную чистоту духовности массовостью поклонения. Серьезный незачет.

Сильная энергетика особых мест - известный феномен. И что? Причем здесь Святой Дух? К примеру, трезвость и чистота ума - вот один из даров Святого Духа. Обладая таким даром, не клюнешь ни на какую психофизиологическую реакцию. И именно этому - умению не отвергать и не принимать любые ощущения - учат святые отцы. Это азы. Если они не соблюдаются, начинается опьянение и падение в прелесть.

И чтобы не было очередной подмены и искажения сказанного мной. Леонид говорит об отказе и отбрасывании любого мистического опыта как альтернативы принятия. Т.е. спорит сам с собой, полагая не совсем трезво, что оппонирует мне. Я же говорю: не принимать и не отвергать, но смотреть на плоды. Духовные поучения и опытные наставления в молитве такими плодами являются, но их нет, а массовость сама по себе или под воздействием измененного сознания, увы, плод не тот.