Сегодня вспомнилось, какие были ассоциации и восприятие монастыря давным давно, когда ещё ничего не знала о духовной жизни.
Он воспринимался на католическо-романтический лад (наверное, из фильмов
).
"Тишина неземная, самое главное - присутствие на земле иного мира, такая вечная, спокойная атмосфера, даже неподвижная как скалы. Похоже отчасти на кладбище. Комплекс стоит в отдалении от городов, светлый, чистая территория, какие-то цветочки (а не ландшафтный дизайн), ощущение, что никого нет. На улице ни души, все внутри чем-то тихонько занимаются. Неслышно ходят, неслышно говорят. Без фанатизма. Службы тоже без фанатизма, естественным чином, незаметные". Как-то так. И ещё раньше из фильмов казалось, что любой может не обязательно стричься, а прийти жить там, сколько сочтёт нужным. Чаще - обрести покой, например, после смерти детей. Ему бы давали возможность сначала и выспаться, и прийти в себя, и потом трудиться в обители по мере сил. Вот такой романтичный взгляд.
Ещё вспомнился яркий детский эпизод. Путешествовали с родителями по Волге на теплоходе, и была остановка возле монастыря, сказали, что он мужской, и предполагалась экскурсия. Люди вышли с теплохода на берег. Было почему-то темно как ночью, гроза, ливень. Я стояла у входа в храм, видела одежды монахов и почувствовала оттуда огромное веяние тайны. Очень хотелось туда попасть, но почему-то не пустили, всех развернули обратно, помню, расстроилась.
Меня, как и Елену, то и дело подмывает поехать в отпуск в монастырь. Тоже задумалась, почему. Наверное, хочется окунуться в ИНОЙ мир, практически неземной, чтобы как бы компенсировать впечатления массовой жизни по законам мира сего впечатлениями массовой жизни по другим законам. Это как бы должно укрепить продолжать жить в том же духе.
Но в то же время думаю, а не больше ли пользы душе в отпуске принесут другие способы наверстать созерцание, которого не хватает в повседневности? Например, закрыть шторы-двери, выключить телефон, успокоиться и погрузиться в молитву. У меня бывали периоды полного невключения в общественную жизнь, исследовала разные способы благочестивого времяпрепровождения и нашла самым полезным для души, как бы смешно это не показалось, сидеть на стуле и отрешаться, созерцать.