Сергий,
Просто наличие массы нетрадиционных представлений о вещах мистических говорит отчасти о метущемся уме человека и его зацикливании на важности своей собственной персоны, когда человек выбирает соответствующие этому нетрадиционные представления о вещах мистических.
что метаться-то, поздно метаться
По мере изучения работ современных западных библеистов, у меня сложилось некое "рабочее" мнение по поводу двух совершенно разных учений Христа в канонических евангелиях.
Условно назову - учения синоптиков
vs учения Ин.
У них совершенно разная "линия наследования" , разная эсхатология, разная сотериология, космология и прочие логии
а главное - в них обоих совершенно разный Отец, а потому и разный Его Сын.
Иудеохристианская, "яхвистская" версия синоптиков - это натуральный иудаизм, развитие религии родоплеменного антропоморфного еврейского элохима Яхве, которому при разделе народов меж элохимами (Втор. 32, 8-9) достались "сыны Израилевы". Нет ничего в синоптическом учении Иисуса такого, чего в том или ином виде уже не было к тому времени в сектантском маргинальном иудаизме. Не одними же воззрениями фарисеев-саддукеев тогда иудаизм полнился, последние 2-3 вв перед приходом Иисуса Христа это была динамически развивающаяся традиция, активно искавшая "второго бога", "бога-посредника", меж народом еврейским и Яхве, который, видимо, отошел от дел. То Моисея, то Авраама, то Михаила, то Еноха, то ангела объявляли "младшим богом", + учение "второго трона на небесах", - об этом многое написано в последние годы.
У синоптического учения Иисуса - одна большая проблема: самая сердцевина его учения, эсхатология и учение Иисуса о себе как Сыне Человеческом, не сбылась. Доктрина не сработала. Второго пришествия не случилось.
А Ин. - учение не только антияхвистское, но и явно элленизированное, хотя использующее и еврейскую литературу "премудрости", и труды Филона, но очень по-своему. В Ин. Отец Небесный - ни разу не Яхве: вы, иудеи, говорит Христос, Отца
вообще не видели-не слышали-не знаете. Да и не знали иудеи Отца никогда, ведь явил его только Иисус в Боговоплощении!
А Ин. продолжает. До прославления Иисусова, сказано в Ин., и Духа Святого еще не имели на земле, "Которого должны были получить верующие в Него. Ибо еще не было Духа, потому что Иисус еще не был прославлен." 7:39.
Духа не было, так что и "пророки" глаголали невесть чем и невесть что, ведь у них, в отличие от христианских авв, и критериев прелести тоже не было.
Более того, по Ин., в Законе иудейском - нет ни Благодати, ни Истины. Потому что "благодать и истина явились чрез Иисуса Христа". В Богоявлении.
BTW и что есть зло - у Ин. на это также свой, совершенно отличный от синоптического ответ. Так что, кто принял учение Ин. о зле, нет нужды ветхозаветного Яхве - творца всякого зла, тьмы и бедствий, - согласовывать в уме с благим милостивым Богом, доводя бедный ум до шызофрении
Конечно, деятельный антияхвизм - это лишь одна из нескольких редактур Ин, но как сложившееся учение, оно - в самой основе Ин., пусть ее даже потом и грубо замазали, про-яхвистской правкой.
Я к чему это говорю, не для спора. А чтобы пояснить, что и внутри канонического Евангелия есть то, что коррелирует с Вашим (моим) индивидуальным опытом Богообщения. Или нет.
Знающий Дверь, входит Дверью к Отцу. Видящий Сына, видел и Отца. Кто какого Бога "видел", кто какого знает духом, такой ему и Бог.
Иоаннова ли Отца знает, и Сына, СРАЗУ пришедшего в полноте, с Судом и Жизнью Вечной и Воскресением. Не имеющего нужды приходить еще раз.
Или, согласно синоптиков, знает ветхозаветного Яхве ( со всем его характером) и его Сына Человеческого, "малого "Яхве", идущего по Дан. и Ис.53, к своему Отцу, чтобы воцариться, придти во славе и вершить Суд...но так и не пришедшего.
Для меня, нет никакой "симфонии" меж этими двумя принципиально разными евангельскими учениями, про-яхвистским и анти-яхвистским, приведение двух учений, синоптического и Ин. к единому общему учению Иисуса не представляется возможным.
В то же время, вижу крепкий мост меж синоптическими учениями Иисуса и учениями Ин. Мост, который возник
в динамике, в процессе. Но это - лишь моя гипотеза, весьма фантастическая, поскольку нет никаких доказательств, что произошло именно то, что вижу, отчего произошла такая глубокая умоперемена в яхвистском пророке-Иисусе синоптиков, что он оставил свою доктрину, основанную на Дан. и Ис.:53 и стал учить учению Ин., сделавшись при том воплощенным Логосом...