Есть праведный гнев. Есть справедливая ненависть. Ведь справедливо ненавидеть врага, который пришёл уничтожать твоих родных и твой дом. Эти сильные эмоции не просто справедливы. Они моральны. Они целительны. Они помогают нам побеждать.
Но есть черта, за которой можно утратить всё человеческое. И тогда праведный гнев и справедливая ненависть утрачивают свою силу. Тогда гнев и ненависть, сорвавшись с петель человеческой меры, начинают уничтожать нас изнутри. Когда выпущенный на свободу многоликий зверь пожирает внутреннего человека.
Сегодня нельзя говорить, что всё это "просто эмоции." Во времена, в которые мы заброшены, одна неверная эмоция может взорвать весь мир. Отпускание на свободу своего дикого зверя - не безобидная вещь.
Одно из двух: или правда на нашей стороне, или мы, сражаясь с драконом, превратимся в дракона. Но тогда это не победа. Это путь к поражению...
Да, это очень трудно. Чудовищно трудно удерживаться на границе человечности. Когда так много боли, так много безумной жестокости со стороны врага. Но важно повторять себе всякий раз: мы - не такие. Грань чрезвычайно тонка. Переходя эту грань, мы изменяем самим себе и забываем о главных целях. Не только победить врага, но и оставаться людьми. И создавать общество людей, свободных и достойных.
(А. Баумейстер)
Все, что я сейчас вижу - это невозможность Христа в мире. Потому что здесь рулит "справедливость". И ведь не возразишь. Не возразишь тому, у которого отнято все и осталась только жажда справедливости (и это - в лучшем случае). Он имеет на нее право. Слова о милости для него кощунственны, да и собственный язык не поворачивается говорить об этом.
Но Он все равно здесь. Непосредственно с тем, кому это нужно. Приходит постижение нового качества веры. Я удивилась, насколько семинар Максима Калинина вышел вовремя.