Исихазм

Автор Тема: Симеон Афонский «Исихазм для современников»  (Прочитано 17117 раз)

прозелит

  • Сообщений: 6310
    • Просмотр профиля

Полагаю, было бы на пользу – дополнить сказанное Симеоном практическими советами мастеров. Прошу поддержать  LuckyKOT и других форумчан:-)

Один из важнейших советов "безмолвным созерцателям" – бдительно расслабляться в пребывании.
Отпустить в созерцании, оставив все как есть. Не пытаясь изменить, исправить, в смысле – привнести "свое".

"Какое бы видение не возникло, не уклоняйся от пребывания в Боге и соединении со Христом, не допуская никаких отклонений от этого пребывания в Божественном единении", - пишет Симеон Афонский. СА говорит  здесь о видениях, но то же возможно сказать и о восприятия всего вообще - нашими чувствами, и о интерпретации этого восприятия,  нашим умом.
Пытаясь  лично что-то этакое " воспринять" , будучи в Божественном единении, тотчас оказываешься вне этого единения.  Сами же чувства, как полагаю, уже вносят некую оценочность, которая не позволяет пребывать в соединении ...
« Последнее редактирование: 25 Март 2014, 17:23:55 от прозелит »

veresk

  • 3
  • Сообщений: 4616
  • Обыкновенный
    • Просмотр профиля

 :-D :-D :-D у меня возникли точно такие ощущения...только мой ум был отослан к книге Фроули "Аюрведа и ум" ...и может в этому
http://www.qigong.ru/materials/det_part_mat.php?lng=r&id=425&idp=808&prm=1...

поэтому мне и не понравилась некоторая выбеленность... :-) но побоялся высказаться... :-)

mirnestranik

  • Сообщений: 8768
  • Игорь, православный
    • Просмотр профиля

стр 114 п 2...
Пронаблюдал :-)...
Разум как вора интересует суета...по мере успокоения помыслов...вор перестаёт интересоваться пространством в котором НЕгенерируются суетные помыслы...
А так как разум приснодвижимый...то начинает искать ИНЫЕ области...и таким образом получает способность проникать ЗА...т.е. в духовную область...в качестве наблюдателя...

Прозелит...
А мне показалось что речь идёт о видении как некоем потоке информации...который идёт несколько отдельно от  пребывания в Боге...
\\\Сами же чувства, как полагаю, уже вносят некую оценочность, которая не позволяет пребывать в соединении ...\\\
Усмотрел некую тенденцию к пассивному созерцанию...т.е. ничё не трогай ато поломаешь :-)...
Наверное такой вариант имеет место быть...НО...я более сторонник активного поиска...
Когда приходит Дух умолкают слова...но ведь есть ещё и чувства(благочестивые) которые помогают найти Духовную область...

СА противоречит сам себе...
п14 стр 107 и п20 стр108...
С одной стороны ни мыслей ни чувств быть не должно...
А с другой надо постоянно находиться в созерцании...в непрестанной молитве...что означает сочетание созерцания и суеты...работы например...
"Друг друга тяготы носите, и тако исполните закон Христов." апостол Павел.

LuckyKOT

  • Сообщений: 25
    • Просмотр профиля

СА себе не противоречит, это противоречит всегда наш оценочный ум ) Ничего плохого в Мыслях и чувствах нет, если их нет то мы уже по факту трупы))))
Вот когда они (мысли и чувства) переживаются очень ярко и до невозможности обнажены в своей четкости и полноте - это оно самое (в разных традициях называют по разному, но сущность от этого не меняется))) и в тоже время нас не сносит снова в наш привычный внутренний диалог....причем бывает и так, что отстранено мы наблюдаем даже свою внутреннюю болтовню при этом не покидая это четкое и ясное пространство. Это похоже на то когда вы снимаете с головы ведро и начинаете видеть и слышать все в разы четче)))))
Люди по рождению все безымянны, а потому все они вместе представляют одно безымянное единство.

LuckyKOT

  • Сообщений: 25
    • Просмотр профиля

LuckyKOT, вот же удивительное совпадение  :-D ведь есть немало текстов, в которых перекличка с книгой Симеона Афонского настолько явна, что несомненна ...вот, возьмем, скажем, наставления Ургьена, "Чудеса Естественного Ума", "Полет Гаруды", другие тексты трекчо. Но мы читаем Лонгченпу  :-)
Источник же у всех недвойственных традиций – Один. Всевышний Источник :-)


Читал я читал, что я только не читал ))) Для меня Лонгчепа это все, потому как при чтении я чувствую усиленное вдохновение и переживание растущее как на дрожах )))
Кстати, нечто подобное я испытываю при чтении, еще одного автора -  Симеона Афонского) и еще пару других авторов...
А насчет источника согласен, причем, "Всевышний Источник" есть такая коренная танатра дзогчен) 
Люди по рождению все безымянны, а потому все они вместе представляют одно безымянное единство.

прозелит

  • Сообщений: 6310
    • Просмотр профиля

стр 114 п 2...Пронаблюдал :-)...Разум как вора интересует суета...по мере успокоения помыслов...вор перестаёт интересоваться пространством в котором НЕгенерируются суетные помыслы...А так как разум приснодвижимый...то начинает искать ИНЫЕ области...и таким образом получает способность проникать ЗА...т.е. в духовную область...в качестве наблюдателя...
Про "змею, завязанную в узел" и "вора в пустом доме" – помнишь? Это здесь – давал раньше хорошее дополнение, к "Способам устранения помех в созерцании" (СА, стр.114) Из книги мастера Дзогчен "Нарисованное Радугой"
Нет никакой "иной области", есть непрестанное цепляние за помыслы, и обусловленность ими, которое и застит уму Истину.
Солнце все время здесь и светит, это его тучи закрыли. Но что такое эти тучи, ветер разгоняет их в клочья и снова сияние :-)
Так учат о природе ума и его омрачениях - помыслах...

Знаю не понаслышке и про такую проблему (увы). Когда гиперактивному уму, вдруг оставшемуся без помыслов может быть просто скушно. Скушно молиться, потом – скушно предстоять и созерцать...ему все время надо кружиться, двигаться, проникать, вращаться. И далеко не сразу ум усмиряется и исцеляется от скуки, и находит свой предел в околоБожьей орбите.
А насчет источника согласен, причем, "Всевышний Источник" есть такая коренная танатра дзогчен) 
Есть, есть  :-)
« Последнее редактирование: 25 Март 2014, 20:45:35 от прозелит »

Новичок

  • Сообщений: 273
    • Просмотр профиля

В других книгах СА также никак не мог отделаться от ощущения сходства и аналогий с восточными учениями. Возможно, автор увлекался ими, как Серафим Роуз, например.

LuckyKOT

  • Сообщений: 25
    • Просмотр профиля

На мой взгляд, что есть сугубо субъективное мнение ), краткость и лаконичность изложения, отличает СА от многих авторов которые льют много воды. СА - практик, а не догматик. "Спасаться по книгам, все равно, что лечится градусником" - его слова)
Духовная литература и должна быть разной, потому как есть и разный духовный возраст ее читателя, посему каждый видит в книгах  только то, что может увидеть в данный момент духовного возрастания. Ни больше ни меньше.

Не просто глубину открыть в себе,
Непросто дни и годы подытожить.
И очень скорбно, прислонясь к сосне,
За думой думу безпрерывно множить.
Но тот, кто переплыл сердечный шторм тревог,
Безплодных дум и горьких состояний,
Тот никогда не будет одинок
В той глубине, которой нет названий.
 
Монах Симеон Афонский.

 
Люди по рождению все безымянны, а потому все они вместе представляют одно безымянное единство.

Дорофей

  • Сообщений: 58
    • Просмотр профиля

Книга в формате FB2: http://yadi.sk/d/41jhdxCYLs42K

Краевед

  • Сообщений: 3596
    • Просмотр профиля

Прямые ссылки:

Простой текстовый формат
http://f132.no-ip.info:81/Simeon_Afonsky_Modern_Isihazm.txt

Для Microsoft Word
http://f132.no-ip.info:81/Simeon_Afonsky_Modern_Isihazm.doc

В формате RTF
http://f132.no-ip.info:81/Simeon_Afonsky_Modern_Isihazm.rtf

В формате fb2
http://f132.no-ip.info:81/Simeon_Afonsky_Modern_Isihazm.fb2

Старый вариант в PDF
http://f132.no-ip.info:81/Simeon_Afonsky_Modern_Isihazm_P2_OK.pdf

Все очень маленького размера, кроме PDF

Спасибо, Дорофей.
« Последнее редактирование: 06 Апрель 2014, 02:14:49 от Краевед »
а́  е́  и́  о́  у́  э́  ы́  ю́  я́

Краевед

  • Сообщений: 3596
    • Просмотр профиля

Добавить на сервер свои файлы можно тут: http://f132.no-ip.info:81/upload1.htm
Названия - только на английском, пожалуйста. Размер - до 20 мег.

Скачивать их потом тут: http://f132.no-ip.info:81/1/   , где и можно взять ссылку на них по правой кнопке мыши.
(или на главной странице выбрать папку "1", сразу над папкой "Plugins")
а́  е́  и́  о́  у́  э́  ы́  ю́  я́

Дорофей

  • Сообщений: 58
    • Просмотр профиля

хочу добавить, что выложенный мной текстовый вариант не является точно соответствующим фото-PDF и бумажной книге. в книге при изучении я увидел несколько явных (и досадных) опечаток и взял на себя смелость их поправить. так что желающим читать текст идентичный печатному я рекомендую PDF  :-)

Новичок

  • Сообщений: 273
    • Просмотр профиля

Спасибо, Дорофей,  за FB2 текст.

Neovit

  • Сообщений: 678
    • Просмотр профиля

хочу добавить, что выложенный мной текстовый вариант не является точно соответствующим фото-PDF и бумажной книге. в книге при изучении я увидел несколько явных (и досадных) опечаток и взял на себя смелость их поправить. так что желающим читать текст идентичный печатному я рекомендую PDF  :-)
Дорофей, в 6-ом параграфе первого раздела, несомненно, следует иначе исправить опечатку в слове "прератятся". Здесь речь идет не о превращении движений мысли, а о их прекращении.  Правильно будет так:
"6. Учись наблюдать в молитве за своими мыслями, не привязываясь к ним ни на мгновение. Наблюдай за ними, пока они не прекратятся и ум станет спокойным и неподвижным".

Об утихании движений мысли и обретении свободы от мысли говорится в следующих параграфах 7 и 8.

Добавлю из своего опыта.
Слово "наблюдай" я бы заменил на "отстранись" или лучше "переключись" на созерцание или памятование вневременных движений Духа (или что-то подобное из личного опыта вкушения чистой молитвы). Наблюдение привязывает ум к мысли и ее течению во времени.

Neovit

  • Сообщений: 678
    • Просмотр профиля

Книга Симеона порадовала согласием с моим опытом отношения к мысли, как к препятствию на пути к созерцанию. К такому опыту невозможно прийти через рассуждения или чтение.  Такой опыт дается, как вкушение ведения иных движений ума для научения и различения в последующих борениях с мыслительными движениями ума. Кто вкусил, тот поймет о чем я.

После прочтения книги Симеона возникло желание немного дополнить о признаках созерцания.

    "ПРИЗНАКИ УСТОЙЧИВОСТИ УМА В СОЗЕРЦАНИИ
    Признаков устойчивости ума три:
    1. Ощущение того, что исчезают помыслы о своем теле.
    2. Ощущение того, что исчезают помыслы о том, дышим мы или нет.
    3. Ощущение того, что в уме исчезают всякие мысли о чем бы то ни было, кроме ясного и благодатного присутствия в сердце Возлюбленного Христа".

Устойчивость дается Духом, но достигается в борении молящегося.
Ощущение исчезновения тела, приходит в бдении после борения со сном и с телесной немощью. Часто после утомительного  стояния в молитве во что бы то ни стало,  когда силы иссякнут и тело будет готово рухнуть в соблазн покоя (например, сесть или пасть на колени), неожиданно приходит благодатная свобода от телесной немощи и тело перестает ощущаться вообще. И с  этого  момента молитва преображается. В этом борении помогает вера, что Господь милостив и даст благодатную свободу. Если усомниться, то тело не покорится и ум не преобразится.
Преждевременное сидение или падение на лице препятствует благодатному преображению молитвы. Но когда дается  преображение, то стояние на ногах или коленях, сидение или падение на лице не имеют значения, т.к. молитва уже творится Духом вне плоти. 

Вместе с преображением молитвы исчезают и другие движения плоти – дыхание, чувства, мысли, образы.  Но не сразу, а по мере преодоления мыслей о признаках посещения Духа.  Верно отмечает СА о том, что в этот момент мешают переживания радости единения с Духом, которые порождают мысли и рассеивают молитву.

«Видов молитвенных переживаний три:
    1. Ощущение сердечного согревающего тепла.
    2. Ощущение покоя от успокоения мыслей.
    3. Ощущение ясности ума и прилива слез благодарности.
    В этих переживаниях ум рассеивается и теряет внимание, а молитва ослабевает и мы снова оказываемся в плену мыслей».

Мысль и созерцание не совместимы. И когда прп.Исаак говорит о размышлении при чистой молитве, то о не движениях мысли человеческой говорит, а о созерцании глаголов Духа в движениях вне времени и вне мысли, которые называются у отцов озарениями или откровениями.

Впрочем, бывают и неожиданные посещения Духа без борений, когда с самого начала молитва захватывает дух и пленяет Любовью. Но такое бывает редко и вряд ли бывает без постоянства в священной молитве и борении со своей немощью в хранении постоянства.