Исихазм

Автор Тема: О созерцании  (Прочитано 15285 раз)

Alexeiy

  • Сообщений: 3947
    • Просмотр профиля

Re: О созерцании
« Ответ #15 : 17 Июнь 2014, 23:02:05 »
Эх Иоанн, эх брат... Ты главное не пропадай. Ни из виртуального пространства, ни из духовного... Я же о тебе вспоминаю постоянно, и об Игоре, и об Леониде, и об Юрии, и о Марине... Братишки и сестрёнки, не пропадайте!

Neovit

  • Сообщений: 678
    • Просмотр профиля

Re: О созерцании
« Ответ #16 : 18 Июнь 2014, 00:52:43 »
О воскресении ума

В безмолвии младенца ум появляется на свет движений. И в простоте молчания не знает ум мышления  и сложности понятий.

Но разбивает красоту молчанья миг осознания себя и множеством осколков рождает сложность бытия.  Стремится  ум собрать осколки и ищет грани сочлененья, но не слагается та цельность, что до рождения была.

Лишь от момента осознанья Я ум помнит логос бытия. Что это за момент рождения сознанья? Родилось Я и умерло единство простоты. Родилось Я и породилась сложность бытия.

В осознанности мышленья ум ощущает жизнь, а в прекращении мышленья ум видит смерть сознанья. И ум не мыслит Я в безличностном единстве с иными Я и множеством сознаний.

В уме хранится память жизни, но где же память простоты? Где память вечного покоя? Не помнит ум в младенчестве себя. Не помнит ум иного бытия без мысли и мышленья.

Зачем дробится ум на мысли? Зачем в единстве простоты ум движется к  различьям? И в чем движение ума? В чем жизнь ума - в мышлении понятий или в безумной тишине без мысли? 

Что было до рождения ума? И как из небытия рождается способность мыслить? Мой ум родился вечным или способен кануть в небытийность? Родился ли мой ум или пребывает вечно?

Возможно ль вечности не быть всегда? Не все ли, что во времени родилось имеет времени конец? Или из вечности Творца через просвещение мышленьем мой ум вернется к вечной красоте движений?

Зачем Господь рождает Слово? В чем Промысел рождения от вечного Отца? Мой ум рожден, но пребывает ли он вечно подобно Слову от Отца?

Мой ум имеет ли отца? Родился ли он от ума другого или от слиянья двух умов и двух начал мышленья? Родился ли мой ум или еще в утробе пребывает и ждет рожденья от Отца? 

Не возрождает ли молчание ума ту прежнюю младеньческую цельность? Не есть ли смерть ума условие для воскресенья? Не есть ли смерть понятий источник жизни в новом веке? В чем воскресение ума?

На все вопросы от ума ответа нет в конструкциях понятий. Но есть источник просвещенья – молитвы чистой созерцанье и восхищение ума к движеньям Света.

Христос во Истину воскрес. И ум воскреснет к Истине подобно Господу Христу. В уме есть образ воскресенья через распятие ума. В кресте есть образ отреченья от сложности бытия.

Молитва крест несет и на Голгофе созерцания ум похищается Христом. И в отречении от мысли сокрыта тайна единения с Отцом. 

Воскреснет ум из гроба мысли и станет светом в жизни Света. Воскреснет ум к извечному уделу  Славы. Преобразится личность прежнего сознанья и ум вольется в Царское единство. И в осознании неЯ родится безличностная Личность в единой личности Отца.

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11917
    • Просмотр профиля

Re: О созерцании
« Ответ #17 : 18 Июнь 2014, 09:13:23 »
Слегка почистил тему.

veresk

  • 3
  • Сообщений: 4616
  • Обыкновенный
    • Просмотр профиля

Re: О созерцании
« Ответ #18 : 18 Июнь 2014, 13:14:56 »
В кресте есть образ отреченья от сложности бытия.

В кресте есть образ вовлеченья,
Принятие все сложности бытийной,
Вхождение в страдание и боль,
Не корчась не сужаясь для себя,
Не в диссоциации упорствуя,
И вродя как сбегая "от",
На самом же ведь деле устремляешься ты "под",
На внешность накладывая макияж безобразной свободы,
В нутрях своих ища образование уюта, хоть бы и в штрихе своей сипящей малой йоты,
Ох, если б руки распахнулись, распрямился если б стан и через боль улыбка озарила лик,
Воистину ты был бы "вне" и в "вЪ", воистину ты был бы человек...
Тогда и что терзало, и искало бить тебя,
Увидев свет единопростоты многовлюбленного отца,
Клинки свои поднятые к верху в бой,
Смирили бы их в нежность под собой...
И все многообразие единолюбием льнуло подле бы тебя,
И не терзал бы ты более всю тварь ища лишь сытость для себя, так хитро маскируя это под многоблагии поиски немысленного "я".
« Последнее редактирование: 18 Июнь 2014, 13:53:29 от veresk »

Neovit

  • Сообщений: 678
    • Просмотр профиля

Re: О созерцании
« Ответ #19 : 19 Июнь 2014, 01:38:26 »
Что мешает?

Множество факторов мешают восхождению молящегося к созерцанию. Можно искренне желать, искренне молиться, но при этом топтаться на месте или даже скатываться вниз.

Молитва – это благодать и не подчиняется логическим рассуждениям молящегося. Поэтому не имеет смысла перечислять, систематизировать или выделять главные факторы, мешающие развитию молитвы.

Но не рассуждать и не пытаться понять изменения, происходящие во время и после молитвы, было бы еще большей прелестью, чем считать, что с помощью логического рассуждения можно избежать ошибок.

Чтение трудов святых отцов полезно для молящегося, но сокрытое от ума открывается по мере приобретения духовного рассуждения, которое дается молитвой. И если читать больше, чем молиться, или молиться меньше, чем говорить о молитве, то молитва начнет прокисать.. 

В трудах преподобных, сподобившихся подобия, можно найти множество советов, которые почему-то не действуют. И дело не в том, что они устарели или не соответствуют духу времени, а в том, что молитва стала доступна любому мирянину и вышла из под узды послушания в свободное пользование своевольных молитвенников.

Своеволие – одно из основных препятствий в развитии молитвы для молящегося мирянина. И препятствует не ошибочность волевых решений своевольника, а сам факт отсутствия духовника, совету которого может довериться молящийся и через слово которого благодать может подсказывать молящемуся верные ориентиры.   

Начало восхождения к созерцанию – это чистая молитва. Но чистая молитва открывает духовные движения, которые настолько необычны, что одинокий своевольник, опирающийся на свое мнение и опыт не допускается к ней, чтобы уберечь от прелести и лукавых подмен.

Чистая молитва дается не столько по мере чистоты молящегося, сколько по мере чистоты духовника, которому доверяется молящийся.

Кто мечтает о чистой молитве в одиночку, без послушания и исповеди опытному молитвеннику, тот  пусть так и мечтает о себе.

Кто мечтает о восхождении к созерцанию, не отлепляясь от мирских попечений о семье, работе и домашнем очаге, тот сам ощутит свою обреченность.

Молитва дает надежду. Молитва учит молиться и жить в миру. Молитва очищает и подготавливает к перемене. И если даже нет опытного духовника, молитва ведет и дает ориентиры, но на этапе просвещения приводит к опытному, если молящийся отлепляется от мирских попечений и всем сердцем, всем помышлением прилепляется к молитве.

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11917
    • Просмотр профиля

Re: О созерцании
« Ответ #20 : 19 Июнь 2014, 09:27:39 »
Несколько замечаний.

Положительные моменты: устойчивость, целеустремленность, крепость - вот качества, которые отличают характер последних сообщений Неовита. Это ценно, особенно на фоне взвинченности, ненависти, страха, уныния... захлестнувших сознание многих людей этой весной. 

Не совсем положительные: тяжеловесность, назидательность, шаблонность, а иногда и неверность воззрений.

Тема о духовном созерцании предполагает присутствие высокого опыта, который выражается в сказанном слове мудростью мысли и искрами чистого света озарений.  Тяжелое ментальное изложение с требовательными нотками - это не лучший способ донесения своих представлений о созерцании.

О духовном руководителе, его необходимости или не обязательности, о причинах отсутствия в настоящее время  таких руководителей - в традиционном обличии! - на форуме высказывались неизмеримо более глубокие мысли. В частности, форум мог бы стать соборным руководителем (в не совсем традиционном обличии), и тогда вялые  представления о духовном руководителе - а эти представления не выдерживают проверки - получили бы заряд бодрости и стали более глубокими и живыми.

Краевед

  • Сообщений: 3596
    • Просмотр профиля

Re: О созерцании
« Ответ #21 : 19 Июнь 2014, 09:28:29 »
Neovit, Вы сами сказали, что выделять главные факторы, мешающие развитию молитвы - бесполезно, но именно их и начали описывать, а изменениям о молитве уделили только последний абзац.

Не будьте же так непоследовательны. :)
а́  е́  и́  о́  у́  э́  ы́  ю́  я́

Родион

  • Сообщений: 9337
    • Просмотр профиля

Re: О созерцании
« Ответ #22 : 19 Июнь 2014, 11:26:37 »
Духовное руководство - тема много раз поднимаемая, но так и не оформленная. Что такое "духовное руководство"? Имею ввиду - на самом деле, а не образ старца, поучающего сидя на пеньке в глубоком лесу сидящих вокруг с разинутыми ртами и внимающих духовных искателей. Обычный кот (самый обыкновенный) может стать духовным руководителем. Родственники и близкие (и далекие) могут осуществлять духовное руководство. Пусть это все и не в прямой форме поучения. Что мешает? Как оказывается сам человек себе и мешает. Форум вполне может осуществлять функции духовного руководителя, но для человека внимательного к себе. Трудно понять ситуацию человеку без взгляда со стороны. Ошибки происходят на уровне убеждений и взглядов - такие вещи самому рассмотреть практически очень сложно. Но стоит со стороны тронуть эту сферу - как тут же начинает подниматься туча пыли. И в этой пыли не возможно ничего рассмотреть. А когда все уляжется - оказывается ты остался там, где и был. В лучшем случае, если не унесло (как показывают многие терки на форуме). Враги повержены или отброшены, или сам получил. Вот и повод подумать - что значит "любите врагов ваших". Чем не духовное руководство.

ИМХО стоит всегда помнить что истина делает человека свободным. Возможно это один из основных критериев, позволяющих "оценить" результаты молитвы. Если не происходит освобождения - нужно смотреть внимательнее где и что исправлять и налаживать.
Наличие любви в себе. Любви как состояния, а не проявления в действии отдельно от состояния. Любви к Богу и ближнему - не это ли и есть созерцание? Когда человек освобождается - остается только Бог. А Бог есть Любовь. :-)
- Путеводитель хороший не посоветуете?
- Пожалуй вот... возьмите Данте.

Neovit

  • Сообщений: 678
    • Просмотр профиля

Re: О созерцании
« Ответ #23 : 19 Июнь 2014, 11:57:02 »
Несколько замечаний.
... а иногда и неверность воззрений.
Александр, искренне буду рад, если вы укажете на те моменты, где мои воззрения не верны.

Neovit

  • Сообщений: 678
    • Просмотр профиля

Re: О созерцании
« Ответ #24 : 19 Июнь 2014, 14:11:52 »
Обычный кот (самый обыкновенный) может стать духовным руководителем.
Тема духовного руководства индивидуальна и потому при множестве высказываний остается не раскрытой. Кому-то дается дар восприятия  духовных наставлений через обыкновенного кота, а кому-то и совет опытного отшельника станет препятствием.

Но кроме индивидуальности и неповторимости путей Господних есть еще и различие этапов. Я хотел обратить внимание на то, что на этапе просвещения или просветления молитвы важен именно факт наличия духовника, доверия и послушания его совету. Это возможно в непосредственном и длительном взаимодействии, но не как разовые советы молитвенников. Эта мысль не нова. Об этом говорится, например,  у Иосифа Ватопедского в Духодвижной трубе. Я же сейчас вновь к ней возвращаюсь потому, что она пришла ко мне заново через молитву не как логическое предложение, а как достоверное убеждение. Пришла и укрепилась не вчера, а уже давно стала верой.

Форум - это не источник просветления в тумане собственных заблуждений. Сфера действия форума - ум. Досточтима роль форума, как источника умного знания, но созерцание есть видение неописуемого умом. Источник просвещения созревает в молитве. Но молитва не просветляется, если нет ведущего.  Можно двигаться на ощупь путем проб и ошибок, но велика опасность. И потому не стоит удивляться, что благодать оберегает своевольника от неведомых путей.

Neovit

  • Сообщений: 678
    • Просмотр профиля

Re: О созерцании
« Ответ #25 : 19 Июнь 2014, 14:41:27 »
ИМХО стоит всегда помнить что истина делает человека свободным. Возможно это один из основных критериев, позволяющих "оценить" результаты молитвы. Если не происходит освобождения - нужно смотреть внимательнее где и что исправлять и налаживать.
Действительно так. Но свободным от чего?
Прп.Макарий Великий молил Господа: "Отыми от меня весь помысел лукавый видимого сего жития". В этой молитве он не просит освободить его от лукавых помыслов или заблуждений ума, но просит освободить его от всего помысла видимого мира, то-есть от всего, что воспринимается умом. Это и есть свобода от ума, которая дается через молитву.
И далее он отвечает зачем ему свобода от видимого мира: "...сподоби мя истинным Твоим светом и просвещенным сердцем творити волю Твою".

Верно, Родион, если молитва не преображается и молящийся не сподобляется видения Истины, то   "нужно смотреть внимательнее где и что исправлять и налаживать". ,

Neovit

  • Сообщений: 678
    • Просмотр профиля

Re: О созерцании
« Ответ #26 : 19 Июнь 2014, 14:48:06 »
Наличие любви в себе. Любви как состояния, а не проявления в действии отдельно от состояния. Любви к Богу и ближнему - не это ли и есть созерцание?
Нет, это не созерцание, а суждение ума о созерцании по названию без вкушения созерцания.

Neovit

  • Сообщений: 678
    • Просмотр профиля

Re: О созерцании
« Ответ #27 : 19 Июнь 2014, 15:31:41 »
Neovit, Вы сами сказали, что выделять главные факторы, мешающие развитию молитвы - бесполезно, но именно их и начали описывать, а изменениям о молитве уделили только последний абзац.

Не будьте же так непоследовательны. :)
Это верно. Не логично и не последовательно писать посты о созерцании. Я сам себя загоняю в рамки мышления и препятствую молитве и уже чувствую себя прелюбодеем по определению Григория Синаита.
Спасибо.
 

Родион

  • Сообщений: 9337
    • Просмотр профиля

Re: О созерцании
« Ответ #28 : 19 Июнь 2014, 15:49:03 »
Насколько могу рассуждать - освобождение от всего. В полном смысле этого слова. И от Бога тоже. Поясню - чаще всего Бог в человеческом понимании это такая же как и все остальное совокупность понятий и представлений того самого "лукавого сего жития". Тогда, возможно, происходит не предстояние, а созерцание величия Творца и преображение человека в окружающей все благодати. То есть единение. Или не происходит - если свободная воля человека решает не отказываться от своего я и тем самым противопоставляя и отделяя себя от Бога. Видение неописуемого ИМХО без единения это еще не созерцание. Хотя наверно все это игра слов.... Созерцание вижу как отражение Бога в человеке, как в идеальном зеркале. Или как горение одним огнем, свечение одним светом. Это неизбежно проявиться в качестве Любви в человеке. Безусловной. Все ИМХО.
- Путеводитель хороший не посоветуете?
- Пожалуй вот... возьмите Данте.

Родион

  • Сообщений: 9337
    • Просмотр профиля

Re: О созерцании
« Ответ #29 : 19 Июнь 2014, 15:54:33 »
"Я хотел обратить внимание на то, что на этапе просвещения или просветления молитвы важен именно факт наличия духовника, доверия и послушания его совету. Это возможно в непосредственном и длительном взаимодействии, но не как разовые советы молитвенников."

 Факт наличия духовника желателен и важен - но не обязателен. И проблема именно в наличии опытного духовника способного видеть как идет человек. Где ошибается, где его уводит. Такой духовник должен быть одарен свыше. Но таких людей практически очень и очень мало. Это не повод прекращать молитву или уплощать и упрощать ее. Думаю правильнее не заморачиваться на этом. Но быть максимально внимательным к себе. А вехи и ориентиры даны в Предании.
- Путеводитель хороший не посоветуете?
- Пожалуй вот... возьмите Данте.