Название темы несколько коряво, но оформились некоторые мысли...
Хочу говорить не столько о критике, сколько о неудовлетворённости в поисках (прошёл некоторый срок), об отсутствии многих указателей, на которые рассчитывал и которые желал видеть. Да - можно говорить: "неудовлетворённость от жажды ветхого разума", "желания души от страстей" - но когда всплывает какой-то вопрос...неправильно называть внутреннее подвешенное состояние, или какой-то позыв к раскрытию тайны - плоским словом "вопрос"...но когда и если они возникают на пути к Богу, то они верны (для своего времени). Да, пройдёт время, и многие сами растворятся в тишине.
Насколько проработано Православное (или просто Христианское) Предание как путеводитель, как детоводитель, как источник мудрости ради истины?.. Можно сразу натолкнуться на стену, поскольку есть такая установка "не мудрствовать", с ней легко столкнуться... Трудно выразимая и деструктивная установка на самоустранение. Само по себе Предание - копилка мудрости, но тебе будто бы не стоит в этом участвовать, не стоит искать (только отстраняться от уже имеющегося и "ложного" жизненного опыта), не стоит писать своих строк. В итоге ты не выходишь на эту живую дорогу, ты продолжаешь идти своими путями (хотя, можно сказать и просто своим путём, в любом случае он твой), и где-то витает всё таки сформированная греза о "красивой и чистой Небесной Церкви".
Вообщем, существовало историческое общинное Христианство в Израиле времён апостолов, в Риме и Греции, Средиземноморье первых веков. Сейчас его можно отыскать лишь в мире "не сем" (так Господь и говорил о своём Царстве); когда мы читаем Писания или одухотворённую церковную лит-ру, через умовое пространство слов можно ощутить окно туда.
У меня есть 5 томов "Добротолюбия" - полностью их, наверно, никогда не прочту. В этой книге кратко изложен исихастский посыл - аскетика ума и молитвенное делание. Такой краткий и важный посыл о внутреннем делании, на 5 томов, и если открыть 1ый том на любой странице или 5ый - об этом. Также есть монашеские правила и устав (в 4ом томе). И в этом вся суть лучшей святоотеческой лит-ры, вообще соль Предания, от монашествующих к избравшим такой образ жизни. Огромное кол-во тем остаются не проработанными и не затронутыми вовсе. Даже не столько тема "как жить" (не монаху), а такие вопросы, как духовная анатомия, устройство Богом мироздания и его смыслы, предназначение человека относительно мира (а не только личного спасения). Можно находить лишь краткие разбросанные замечания, но в целом сотворённый Богом мир православному Преданию не слишком интересен.
Получается, видимо, это судьба многих христиан - жить в мире и не отказываться от него, и где-то глубоко из-под спуда, иногда явственней, а иногда совсем теряя, ощущать Небесную Церковь (Церковь Царствия Небесного).