Александр, спасибо за красивые слова человека, вкусившего «неизъяснимое, несказанное радование от сверкающего и разливающегося зорями блистания всесветлых лучей и невыразимое наслаждение».
Да, оказывается, в ЖЖ есть статьи на эту тему. Александр, дайте пжл ссылку на эту статью. Хочется послушать немного написавшего эти строки.
Но по сути сказанного разве есть нелепость в том, что есть и те, кто довольствуется «стрекотанием слов извне в чувствилище слуха»? Ибо сокрытое от ума словесного не открывается по одному желанию человеческому. От нас исходит желание, от Господа – исполнение желаемого. Впрочем, и то, и другое, «и еже хотети, и еже деяти (Флп.2:13)» совершается в нас благодатию Духа.
Не открывается сокрытое безОбразное прежде времени, если не полезно это для молящегося. И уж тем более желать видения света, сокрытого в сокрытом, скорее есть желание от лукавой гордыни, превосходящей самолюбование утешающих себя псалмопением. Ибо и такое утешение дается благодатию Духа для покаяния. Ибо не сразу открывается как нужно петь псалмы и молиться (прп.Макарий Великий – Послание к чадам своим), а лишь на 13-ой ступени искушений. Но и прп. Каллист прав, когда говорит, чти нелепо не стремиться к сокрытому в сокрытом даже, когда еще и сокрытое не открыто. Ибо это стремление есть верный вектор движений молящегося, направляемых благодатию. И если нет устремления к перемене, но есть самоупокоение, то оно от лукавого.
Нелепо ли быть слепым от рожденья и не стремиться к прозрению, если нет опыта видения света, но есть слышание о свете? Все зависит от того, поверит ли слепой говорящему?
Вопрос же по теме – не опасно ли безОбразное движение ума для образного мышления – имеет такой же ответ, как и вопрос – не опасно ли мышление для способности говорить? Это верно подмечено Владимиром (Колхозником).
Мы имеем ум образный, потому что такой ум нам дан. И мыслим словесно, не прилагая к тому усилий, если есть ум. А безОбразные движения ума в молитве только называются движениями ума, потому что им предшествуют движения ума словесного. А когда дается чистая безОбразная молитва, то уже не ум «слушает» словеса Господни, также как не глазами созерцается свет. Чистая безОбразная молитва есть движения Духа, хоть и называется молитвой человека. А видение сокрытого в сокрытом, о котором говорит прп. Каллист. уже и молитвой не называется, ибо тогда исчезает не только ум, но и сам молящийся. Впрочем, не исчезает, а преображается, становится иным – без ума и молитвы. Но это не лишает молящегося ума. Не стоит беспокоиться. Не о том страхи, Вячеслав.
Страшно остаться в неведении чистой безОбразной молитвы, открывающей сокрытое в сокрытом. Ибо, если не откроется в нынешнем веке, то и в будущем - сокроется. (прп. Симеон Новый Богослов).