ОТВЕТ Lily (жирным курсивом цитата из поста Lily – мне так легче отвечать, простите):
Во-первых как бы не стать героем притчи о талантах.
Смотря что понимать под талантами… Можно какие-то , так сказать, общечеловеческие ценности, как например, талант музыканта, живописца, литератора… А можно и так – мера благодати, которую ты можешь вместить и ради (приятия; чтобы вместить) которой ты должен потрудиться и отказаться много от чего. На этот счет есть другая притча: о многоценной жемчужине, ради которой человек продает все свое остальное богатство.
Во-вторых... если Бог дает дух пророчества, то именно такого служения Он и желает, а иное служение, которое кажется более "высоким", может таковым вовсе не быть потому что именно этой личности Бог дал иное.
Вот это именно это меня до сих пор и останавливает в том, чтобы поставить точку в своих размышлениях по поводу озвученной темы. То есть – а вдруг для Бога важнее именно мои литературные опыты, мои отношения с собратьями по лит.цеху (которые в связи с моим возвращением к литературе сейчас возобновляются)? Вдруг именно такой я и нужен Богу? Такой вот нестандартный монах-литератор, а не окончательно порвавший с миром монах-уединенник… Особенно сейчас, когда отношение к Православной Церкви в обществе достаточно напряженное – особенно в той части общества, которую принято называть интеллигентной. Не говорю уже об отношении к монастырям и монахам – это в глазах "просвещенного общества" вообще какие-то мностро-динозавры-изуверы!..
С другой стороны – как быть с тем, что... давал ведь обеты Богу: «отрицаешься ли мира и всего, что в мире»? – «Ей, честный отче»…
Насчет двух стульев не поняла, так как вижу в творчестве (в некоторых его видах) более высокое служение, чем ритуал (который на поверхности, прост и очевиден). Если православные мне грязнили голову, то еврею, суфию или китайцу не нужно долго объяснять что такое каллиграфия.
То, что Вы называете ритуалом (предполагаю, что православное богослужение и т.п.) – это тоже своего рода каллиграфия для людей, понимающих этот ритуал, находящих в этом ритуале удивительные глубины. Для таких людей сие есть искусство высочайшее. Ну а вот Ваша каллиграфия для этих людей – скучнейший ритуал, такой, как для Вас… ну, то что Вы имеете ввиду под ритуалом.
Мой лучший друг - монах, его тоже бросает между интуициями и ритуалом. Как нападет дух пророчества говорит как царь Давид (и сам ставит это выше, чем пение псалмов и все остальное), а пока болеет остается один ритуал. По-моему само противопоставление ложно.
Интересно, какой такой дух пророчества нападает на Вашего друга –монаха, что он Псалмы (Св. Писание) и богослужение (литургическое наследие Св. Отцов) ставит ниже этого пророчества?
Если он в это время в Духе Святом, в состоянии созерцания или восхищения, тогда могу понять…
Neovitу
Дорогой брат! Если бы Вы знали, как близко мне все, что Вы пишите… Есть, видимо, некий архетип людей, пришедших к Богу вот таким путем, какой прекрасно описал о. Софроний.