Исихазм

Автор Тема: Иисусова молитва и искусство  (Прочитано 19137 раз)

Краевед

  • Сообщений: 3596
    • Просмотр профиля

Re: Иисусова молитва и искусство
« Ответ #120 : 13 Июль 2014, 01:00:35 »
:)
Neovit, насчёт пророчеств....

Эти слова вполне объясняются принятыми восточными оборотами речи. Палица и жезл - закон и наставления Твои (власть твоя) - по которым я живу, еда (трапеза) и чаша - достаток жизни, который дал Ты мне, и враги видят его (перед их лицом).
:)
Поэтически, это сложено примерно так.

В оригинале - про стол, напротив врагов моих (по сравнению с врагами моими) удобренный жиром (маслом) главным (лучшим, домашним), стакан (чаша) насыщения.
Т.е. - удобрен стол жирной домашней лучшей едой и напитками насыщения - т.е. - сытость по жизни. По сравнению с врагами моими. Благость и доброта твои будут провожать меня все дни жизни моей.
а́  е́  и́  о́  у́  э́  ы́  ю́  я́

Neovit

  • Сообщений: 678
    • Просмотр профиля

Re: Иисусова молитва и искусство
« Ответ #121 : 13 Июль 2014, 01:18:19 »
Neovit, где Вы увидели противопоставление, если не сами его привнесли? Я не противопоставлял, но показал лестницу восхождения. Посмотрите внимательно.
Да, пожалуй, вы правы. У вас есть трезвая мысль о том, что любовь Божия проявляется в виде дара Страха.

Но давайте уточним вашу лестницу восхождения. У меня сложилось впечатление, что вы и некоторые другие форумчане рассматривают покаяние, как лестницу восхождение от Страха к Любви. И якобы поднявшись на высшую ступень Любви, уже нет возврата на ступень Страха. Человек как бы становится выше Страха и ему уже нечего опасаться потерять Страх Божий, когда познана Любовь или, как вы говорите, когда человек выбирает слова апостола Иоанна о Любви вместо слов святителя Иоанна о Страхе. В такой лестнице нет развития. Все заканчивается выбором человека. И покаяние заканчивается. И Любовь тоже заканчивается, но остается самомнение о своем совершенстве.

Как то не получается лестница восхождения. Скорее выходит  лестница падения, если рассматривать Страх, как ступень духовного роста.
Если внимательно посмотреть на образы святых отцов. то они говорят о Страхе, не как о ступени, а как о дереве, на котором расцветает чудный цветок совершенного не похожий на Страх. Но цветок этот не постоянен. Он то расцветает, то исчезает.

"...Дерево же страха снова бывает без цветка; когда же я, отдавшись печали, воздыхаю и горячо взываю к Тебе, снова вижу цветок на ветвях дерева. Устремив взор, о Христе мой, на один цветок, я не вижу тогда дерева, но все более и более распускающийся цветок, который, привлекая всего меня к себе любовью, переходит в плод любви и исчезает. Плод же этот не терпит, чтобы его носило дерево страха, но когда вполне созреет, тогда кажется одним без дерева, потому что в любви совершенно нет страха, однако без страха этот плод не может родиться в душе. ...Любовь эта есть Божественный Дух. Об этом говорили ученики, когда Владыка стал для них невидим. Она есть тот всесовершающий и просвещающий Свет, который был в них*. Однако же этот Свет не от мира, ни вообще что-либо из мира и не сотворен, так как Он несозданный и пребывает вне всех тварей, как нетварный среди тварных вещей".

Созерцание дается на время и исчезает вскоре не потому, что человек поднялся по лестнице восхождения. но для того, чтобы помочь ему не падать и не прекращать покаяние на дереве Страха.


 
 

Neovit

  • Сообщений: 678
    • Просмотр профиля

Re: Иисусова молитва и искусство
« Ответ #122 : 13 Июль 2014, 01:31:03 »
:)
Neovit, насчёт пророчеств....

Эти слова вполне объясняются принятыми восточными оборотами речи. Палица и жезл - закон и наставления Твои (власть твоя) - по которым я живу, еда (трапеза) и чаша - достаток жизни, который дал Ты мне, и враги видят его (перед их лицом).
:)
Поэтически, это сложено примерно так.

В оригинале - про стол, напротив врагов моих (по сравнению с врагами моими) удобренный жиром (маслом) главным (лучшим, домашним), стакан (чаша) насыщения.
Т.е. - удобрен стол жирной домашней лучшей едой и напитками насыщения - т.е. - сытость по жизни. По сравнению с врагами моими. Благость и доброта твои будут провожать меня все дни жизни моей.
Спасибо. Я так понял вы читаете в оригинале.
Если можно, дайте еще дословный перевод из 23-го псалма:
7 Возмите врата князи ваша, и возмитеся врата вечная: и внидет Царь славы.
8 Кто есть сей Царь славы; Господь крепок и силен, Господь силен в брани.
9 Возмите врата князи ваша, и возмитеся врата вечная: и внидет Царь славы.
10 Кто есть сей Царь славы; Господь сил, Той есть Царь славы.

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11917
    • Просмотр профиля

Re: Иисусова молитва и искусство
« Ответ #123 : 13 Июль 2014, 09:16:26 »
Несколько дней буду в отъезде - у смартфона экранчик маленький: читать удобно, а постить на форум нет.

Neovit, если бы я был иудеем, то искал бы образцы для подражания в соответствующих писаниях, поскольку христианин и мне дан завет лучший, то образец уже иной - лучший неизмеримо. Напомню, что у Царя Давида много качеств и поступков, которым подражать нисколько не следует. Это очевидно.

Есть и очевидный приоритет в отношении научений св.отцов. Прежде всего Учитель - Господь: Дух Святой и Его надо слушать. Отцам же внимать с рассуждением. Господь ничего не говорит о страхе Божием - и это верный признак вторичности этого дара, - зато проповедует о любви и силе Божией. Ап.Иоанн говорит, что страх ущербен - в силу мучений в нем и боязни, имеющих его. Вот и вершина лестницы, а есть и более низкие ступени, о которых повествуют некоторые святые. Это ведь просто понять?

И понятное дело, человек, поднявшийся на вершину, не всегда способен на ней устоять. Кроме того, он должен и снисходить к тем, кто на более низких ступенях ради помощи им.

Краевед

  • Сообщений: 3596
    • Просмотр профиля

Re: Иисусова молитва и искусство
« Ответ #124 : 13 Июль 2014, 10:16:32 »
7 Откроются (сами по себе, возможно - в переносном смысле) врата, головы (поднимите головы, используйте их - обратите внимание), и произойдёт (случится), откроется вечность (мир), придёт (войдёт) Царь Славы.
8 Кто Царь Славы: Господь, могучий и сильный; Господь, силач битв.
9 Откроются (сами по себе) врата, головы (поднимите головы, используйте их - обратите внимание), и откроются, откроется вечность (мир), придёт (войдёт) Царь Славы.
10 Кто сей Царь славы: Господь войск (саваоф - точнее, "цваот" - это войска, армии) - Царь славы "сэля" * (Бог ? )

*"сэля" - этого слова я не знаю, стихом раньше оно переведено как "лицо Бога" (в оригинале - ищущие Иакова "сэля")

Вообще, видно, что перевод канонический неточен - пропущены слова, зачастую изменён смысл на совершенно другой.
Я спрашивал у местного - он говорит, это точно сами врата откроются, не мы их открываем, и не главы (князи) наши, а именно головы. Т.е. - мы, наше внимание.

Сказать, что я читаю оригинал - это громко сказать. :) Я почти не говорю на иврите. И оригинал обычно не читаю - так как не вижу в этом особого смысла - всё это и даже больше есть в Евангелиях.
а́  е́  и́  о́  у́  э́  ы́  ю́  я́

Сергий

  • "Россия управляется непосредственно Господом Богом. Иначе невозможно представить, как это государство до сих пор существует".(с)
  • Сообщений: 7746
  • "αγαπατε друг друга" - основа ученья (с).
    • Просмотр профиля

Re: Иисусова молитва и искусство
« Ответ #125 : 13 Июль 2014, 12:21:49 »
Есть и очевидный приоритет в отношении научений св.отцов. Прежде всего Учитель - Господь: Дух Святой и Его надо слушать. Отцам же внимать с рассуждением. Господь ничего не говорит о страхе Божием - и это верный признак вторичности этого дара, - зато проповедует о любви и силе Божией. Ап.Иоанн говорит, что страх ущербен - в силу мучений в нем и боязни, имеющих его. Вот и вершина лестницы, а есть и более низкие ступени, о которых повествуют некоторые святые. Это ведь просто понять?
Простите, что вмешиваюсь, но читаю, и понять действительно трудно.
Учитель - Господь прежде всего - это ясно, но где же Он учит?
Ведь Евангелия это не надиктованный Богом текст, а всего лишь все те же СЛОВА ОТЦОВ. То есть просто идет предпочтение одних отцов (древних авторов Евангелий) другим отцам? Иное трудно вообразить. Но каков тогда критерий предпочтения? Древность? Использование прямой речи Христа и притч о Нем и Его деяниях?

Как надо слушать Духа Святого? Ничего кроме вниманию помыслам придумать не могу ...
Но тут тогда вопрос: как быть установкой аскетики и трезвения "не принимать, и не отвергать"?
« Последнее редактирование: 13 Июль 2014, 12:48:49 от Сергий »
Не нам, Господи, не нам, но имени твоему даждь славу о милости твоей и истине твоей:
Ей гряди Господи Иисусе!  Егоже Царствию не будет конца!  Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе! Аминь.

Neovit

  • Сообщений: 678
    • Просмотр профиля

Re: Иисусова молитва и искусство
« Ответ #126 : 13 Июль 2014, 14:56:56 »
Ап.Иоанн говорит, что страх ущербен - в силу мучений в нем и боязни, имеющих его.
Александр, наверно, находясь в дороге, вы читаете бегло, не вникая в посты. Увидели слово "страх" и ответили словами апостола о страхе. А что до этого в теме говорилось о страхе, о Страхе Божьем, о разных уровнях страха, о страхе рабском, наемничем, сыновьевом, о ведении Страха  и т.д.-  осталось вами незамеченным. Все подвели под один "страх ущербный" и о нем только и говорите. А ведь ваше слово на этом форуме веско и к нему прислушиваются. Ну да ладно, не хочу спорить, да и не зачем, когда об этом уже много написано и истолковано отцами (http://bible.optina.ru/new:1in:04:18).
Приведу лишь пояснение Аввы Дорофея к словам апостола Иоанна:

"Святый Иоанн говорит в соборных посланиях своих: совершенна любы вон изгоняет страх. Что хочет сказать нам чрез сие святой (Апостол)? О какой любви говорит он нам, и о каком страхе? Ибо пророк Давид говорит в Псалме: бойтеся Господа вси святии Его (Псал.33, 10), и много других подобных изречений находим мы в божественных Писаниях. И так, если и святые, столько любящие Господа, боятся Его, то как же святый Иоанн говорит: совершенна любы вон изгоняет страх? Святый хочет нам показать этим, что есть два страха: один первоначальный, а другой совершенный, и что один свойствен, так сказать, начинающим быть благочестивыми, другой же есть (страх) святых совершенных, достигших в меру совершенной любви. Например: кто исполняет волю Божию по страху мук, тот, как мы сказали, еще новоначальный: ибо он не делает добра для самого добра, но по страху наказания. Другой же исполняет волю Божию из любви к Богу, любя Его собственно для того, чтобы благоугодить Ему; сей знает, в чем состоит существенное добро, он познал, что значит: быть с Богом. Сей-то имеет истинную любовь, которую Святый называет совершенною. И эта любовь приводит его в совершенный страх, ибо таковой боится Бога, и исполняет волю Божию уже не по (страху) наказания, уже не для того, чтобы избегнуть мучений; но потому что он, как мы сказали, вкусив самой сладости пребывания с Богом, боится отпасть, боится лишиться ее. И сей совершенный страх, рождающийся от этой любви, вон изгоняет первоначальный страх: посему-то Апостол и говорит: совершенна любы вон изгоняет страх."

Я рад, что вы принудили меня поискать толкования отцов, ибо к моим словам нет внимания. Рад потому, что нашел здесь подтверждение тому, чему научился в молитве. И то, что писал я об уровнях страха и о том, что высший страх уничтожает низший, подтверждает и Авва Дорофей и Максим Исповедник. И о том, что есть совершенный страх, который иначе называется Страхом Божьим с большой буквы.

 И этот совершенный Страх не уничтожается в человеке до конца жизни, на какую бы высоту духовной лестницы он не взошел. Для подтверждения этих слов приведу пояснения прп. Максима Исповедника:

"поскольку страх, как я сказал, бывает двояким, один - чистым, другой - нечистым, то, значит, тот страх, который, будучи нечистым, возникает при проступках и в ожидании наказания, имеет причиной своего происхождения грех, а поэтому не пребудет всегда, уничтожаемый вместе с грехом через покаяние; чистый же страх, всегда возникающий независимо от памятования при проступках, не уничтожается никогда. Потому что он каким-то сущностным образом был внедрен Богом в тварь, делая явной для всех естественную досточтимость Его превосходства, превышающего всякое царство и силу. Поэтому тот, кто не боится Бога как Судью и не благоговеет пред Ним по причине преизбыточествующего превосходства [Его] беспредельной силы, справедливо не имеет лишения, будучи совершенным в любви, хотя и с благоговейным страхом и подобающим преклонением любит Бога. Такой человек стяжал страх, пребывающий в век века, и ему несть лишения ни в чем.





Neovit

  • Сообщений: 678
    • Просмотр профиля

Re: Иисусова молитва и искусство
« Ответ #127 : 13 Июль 2014, 15:48:11 »

Есть и очевидный приоритет в отношении научений св.отцов. Прежде всего Учитель - Господь: Дух Святой и Его надо слушать. Отцам же внимать с рассуждением. Господь ничего не говорит о страхе Божием - и это верный признак вторичности этого дара, - зато проповедует о любви и силе Божией. Ап.Иоанн говорит, что страх ущербен - в силу мучений в нем и боязни, имеющих его. Вот и вершина лестницы, а есть и более низкие ступени, о которых повествуют некоторые святые. Это ведь просто понять?

И понятное дело, человек, поднявшийся на вершину, не всегда способен на ней устоять. Кроме того, он должен и снисходить к тем, кто на более низких ступенях ради помощи им.
Верно, давайте оставим отцов и прислушаемся к тому, чему учит Господь через молитву словесами Духа Свята. Здесь у каждого свой опыт молитвы и опыт слышания. Скажу из своего опыта пару слов о лестнице восхождения.

Лестница в Небеса есть и есть вершина, когда человек восхищается к созерцанию вершины. Но устоять или не устоять на ней - это зависит не от способностей человека и даже совершенно не зависит от его способностей. Краткое время пребывания на вершине определяется Господом. Мера пребывания на вершине определяется полезностью для последующего покаяния. И говорить о снисхождении человеческом к тем, кто еще на более низких ступенях, увы, есть прелесть человеческая. Скорее следует говорить о том, что не всякий способен не пасть в нее, после восхищения на вершину лестницы. Падает тот, кто теряет Страх Божий (совершенный), даруемый как ведение Страха после вкушения созерцания.

Да, на вершине созерцания нет Страха. На вершине горы Господней дается ведение Любви Христовой, Истины, Славы, Единения. Но после неизбежного возвращения с горы Небесной к земной жизни человеку даются самые ценные дары, которые только может дать Господь человеку - ведение Страха Божьего, видение греховности и ничтожности,  смирение и слезы покаяния.  Эти дары приносят человеку неизреченную радость умиления. И эта радость - есть вершина человеческой лестницы восхождения к подножью горы Господней.  Но одновременно утрата любовного единения с Господом порождает печаль, надежду на бесценные дары Господа  и веру созерцания.

И чем более человек восхищается к созерцанию, тем более дается ему ведение его ничтожности и тем сильнее ощущается Страх Господень и немощь человеческая.

 

Neovit

  • Сообщений: 678
    • Просмотр профиля

Re: Иисусова молитва и искусство
« Ответ #128 : 13 Июль 2014, 16:03:24 »
7 Откроются (сами по себе, возможно - в переносном смысле) врата, головы (поднимите головы, используйте их - обратите внимание), и произойдёт (случится), откроется вечность (мир), придёт (войдёт) Царь Славы.

Вообще, видно, что перевод канонический неточен - пропущены слова, зачастую изменён смысл на совершенно другой.
Я спрашивал у местного - он говорит, это точно сами врата откроются, не мы их открываем, и не главы (князи) наши, а именно головы. Т.е. - мы, наше внимание.
А где же слово "возьмите" врата ваши? Без этого теряется весь смысл стиха. Ясно ведь, что врата открываются Господом, но и человек должен что-то делать, находясь у врат вечности.

Канонический перевод делался с греческого, поэтому не удивительно, что при двух переводах сохранялась не буква и не смысл каждого слова, а духовная суть псалмов и каждого стиха.

Neovit

  • Сообщений: 678
    • Просмотр профиля

Re: Иисусова молитва и искусство
« Ответ #129 : 13 Июль 2014, 16:38:01 »
Как надо слушать Духа Святого? Ничего кроме вниманию помыслам придумать не могу ...
Но тут тогда вопрос: как быть установкой аскетики и трезвения "не принимать, и не отвергать"?
Духа Свята можно услышать во время чистой молитвы, но никак не через внимание к помыслам. Чистая молитва свободна от помыслов как  своего ума, так и внешних. В чистой молитве слышны словеса Духа не как помысел, а как новое ведение, которое трудно выразить словами, но которое побуждает ум впоследствии к размышлениям над полученным ведением. Так постепенно появляется духовное рассуждение ума.

Правило трезвения относится к помыслам и откровениям, происхождение которых имеет сомнительный источник. По мере развития слуха чистой молитвы, молящийся начинает ясно отличать помысел вражий в виде богословских"истин" от ведения Духа. Отличие распознается по природе - первое облекается словами, доступными уму, а втрое - выше словесного ума. В любом случае во время молитвы не следует внимать никаким помыслам и учиться молиться не умом, а духом. Учит этому Дух постепенно по мере смирения. При выходе в сферы чистой молитвы очень высок соблазн превозношения. Поэтому, чтобы научиться слушать Духа, надо следить прежде всего за помыслами превозношения, которые атакуют при отвлечении от молитвы.
Другое препятствие к чистой молитве - это себялюбие, которое лечится служением ближнему. Эти два доброделания - молитва и служение ближнему, постепенно открывают слух и видение.

Иногда откровения Духа слышны словами ума, но тогда нет сомнения в источнике слов. Душа узнает своего Господина, своего возлюбленного и своего Отца, то-есть слышит голос Пастыря и следует за ним без сомнений,  если хранит  смирение и Страх Божий.  При слышании таких прямых слов Господа ощущаешь одновремнно и Любовь, и Страх-трепет и надежду на спасение. Это тот случай, когда Любовь не уничтожает Страх, но одновременно ощущаешь и Любовь и Страх совершенные.

Грация

  • Сообщений: 2673
    • Просмотр профиля

Re: Иисусова молитва и искусство
« Ответ #130 : 13 Июль 2014, 20:01:58 »
Я рад, что вы принудили меня поискать толкования отцов, ибо к моим словам нет внимания. Рад потому, что нашел здесь подтверждение тому, чему научился в молитве. И то, что писал я об уровнях страха и о том, что высший страх уничтожает низший, подтверждает и Авва Дорофей и Максим Исповедник. И о том, что есть совершенный страх, который иначе называется Страхом Божьим с большой буквы.

 И этот совершенный Страх не уничтожается в человеке до конца жизни, на какую бы высоту духовной лестницы он не взошел. Для подтверждения этих слов приведу пояснения прп. Максима Исповедника...

Не понимаю Вашего восторга, Неовит!) Перечитайте еще раз  весь десятый ответ к Фалассию, отрывок из которого Вы привели. В самом начале ответа преподобный Максим недвусмысленно дает понять, о ком пойдет дальше речь, поясняет, кто такие «боящиеся». И что помимо «боящихся», согласно степени совершенства, есть те, кого он называет «преуспевающими» и те совершенные, кого он называет «возлюбленными». Так вот, все что он говорит о страхе, относится к тем, кого он назвал «боящимися» и «преуспевающими», для которых любовь еще окрашена в эгоистические оттенки. О том, что речь идет у «боящегося» еще не о совершенной Божественной Любви, а о любви  несовершенной земной, говорят эти его слова:

Цитировать
Ибо любви самой по себе, без страха, присуще становиться презрением, как то часто бывает, если близость, естественно рождаемая ею, не сдерживается уздой страха.

Читаем дальше вместе:

Цитировать
А удостоившиеся уже мистическим образом созерцательного богословия, очистившие ум от всякого материального представления и носящие безукоризненный образ и подобие божественной красоты пусть будут для нас «возлюбленными».

Итак, согласно блаженному Давиду, боящимся (как «боящимся») несть лишения, хотя «боящийся» и не обладает полнотой и совершенством непосредственного единения со Словом, наравне с «любящими» Господа. Ибо каждый в своем порядке(1Кор.15:23) и в определенной для него обители имеет совершенство, хотя один по сравнению с другим и бывает более возвышенным по качеству или количеству духовного возмужания.

Понимаете, о каких совершенных в любви он говорит в приведенном Вами отрывке? Да, только о тех, кто совершенен в свою меру, но все же еще «боящихся»:  "Ибо каждый в своем порядке(1Кор.15:23) и в определенной для него обители имеет совершенство."

Ваши слова о том, что: «этот совершенный Страх не уничтожается в человеке до конца жизни, на какую бы высоту духовной лестницы он не взошел.» - не подтверждаются словами Максима Исповедника, а напротив, опровергаются ими. Т.к. он говорил только о тех, кого назвал выше «боящимися» и «преуспевающими», но не о совершенных в полноте Божьей Любви – «возлюбленных». Перечитайте еще раз и внимательно! Он говорит о совершенстве в любви тех, кто «боится» . И для таких страх есть чистый и нечистый. А для тех, кто совершенен на самой высоте  - «возлюбленных», для таковых страха нет, ни с маленькой буквы, ни с большой – для таких во всем есть Любовь Божия.

По словам прп. Максима, «страх, пребывающий в век века» - это тот страх, который «каким-то сущностным образом был внедрен Богом в тварь» и тому, кто имеет этот страх, тому, как «боящемуся»,  в меру своего совершенства, тоже «несть лишения ни в чем».  Но здесь надо понимать, что, так как  этот страх внедрен Богом в тварь, то именно этот страх и пребывает в век века, а не сам человек, к каковому ошибочному выводу Вы пришли. Так как человеку уготовано другое бытие – в Царстве Божием. Страх не ведом тому, кто, по словам Максима, «обладает полнотой и совершенством непосредственного единения со Словом».  Потому что естество такого человека становится обновленным во Христе. Вся полнота и совершенство такого человека во Христе.  Для нас пример – Господь. Он  - Богочеловек, Он – Возлюбленный, Он – Господь – Он Тот, Кому не ведом никакой страх. Он Тот, Кто призывает нас быть совершенными в Нем. Наше естество в Боге призвано измениться, обожиться… И то, что заложено в нашу природу как страх, призвано преобразиться в Любовь во Христе. 

Неовит! Вот этот Ваш смысл: «этот совершенный Страх не уничтожается в человеке до конца жизни, на какую бы высоту духовной лестницы он не взошел» - может быть Вашим личным мнением, но не надо к своему мнению подтягивать тех, кто пережил Иную Любовь – Божью Любовь! Оставьте себе совершенство «боящихся», если оно так важно для Вас, но только «пустите детей приходить ко Мне и не препятствуйте им»! Сначала Вы ссылались на то, что со Страха надо начинать молитву… А теперь договорились и до того, что в человеке вообще никогда, и во Христе, не может быть уничтожим Страх… Побойтесь Бога, Неовит!)))

Alexeiy

  • Сообщений: 3947
    • Просмотр профиля

Re: Иисусова молитва и искусство
« Ответ #131 : 13 Июль 2014, 21:09:42 »
Пересматриваю сейчас Мастера и Маргариту. Думается мне, что диалог Пилата и Иешуа это как раз диалог власть имущего ветхого и, нарождающегося в благодатном изменении, нового сознания.

kinozritel

  • Сообщений: 198
    • Просмотр профиля

Re: Иисусова молитва и искусство
« Ответ #132 : 13 Июль 2014, 21:22:12 »
… А теперь договорились и до того, что в человеке вообще никогда, и во Христе, не может быть уничтожим Страх… Побойтесь Бога, Неовит!)))

Прикольно, даже слова о Страхе Неовита греют, пронизаны трепетом и нежностью становления в любви, а слова о Любви Грации  веют интеллектуальным холодом логики с позиции Творца.
С одной стороны цель  искусства запечатлеть и явить невидимое, с другой если виден смысл, то интерпретация его своими словами или творчеством вторична…Человек передает избыток, переполняющий его другим, дает возможность им заглянуть за порог, рискнуть и переступить порог неведомого и потому страшащего...
Страх исчезнет, когда будет "всё и во всём Христос"

Владимир Б.

  • Сообщений: 1735
    • Просмотр профиля

Re: Иисусова молитва и искусство
« Ответ #133 : 13 Июль 2014, 21:49:27 »
Пересматриваю сейчас Мастера и Маргариту. Думается мне, что диалог Пилата и Иешуа это как раз диалог власть имущего ветхого и, нарождающегося в благодатном изменении, нового сознания.
Почему-то, при просмотре этого сериала, душу всегда тянет на сторону зла...
В "Место встречи изменить нельзя", тоже логово бандитов ближе к душе...
Такая сила искусства, играющая на моем желании свободы....

Neovit, наверное, последние ступени Страха Божия совсем не похожи на первые ступени. И названы Страхом по скудости языка человеческого. Вряд ли Александр невнимательно читал.
"Спасение=Истинное Смирение. На этом стоит и Святое Писание, и Святое Предание, в этом всё Христианство."

Грация

  • Сообщений: 2673
    • Просмотр профиля

Re: Иисусова молитва и искусство
« Ответ #134 : 13 Июль 2014, 22:07:11 »
...И понятное дело, человек, поднявшийся на вершину, не всегда способен на ней устоять. Кроме того, он должен и снисходить к тем, кто на более низких ступенях ради помощи им.

И говорить о снисхождении человеческом к тем, кто еще на более низких ступенях, увы, есть прелесть человеческая.  Скорее следует говорить о том...

Неовит! Вы не понимаете того, о чем говорит Александр! Речь не о снисхождении человеческом в смысле превосходства, речь о привнесении совершенства (благодати) в мир теми, кто взошел на высшие ступени и стяжал совершенство во Христе. Бывает падение - это случаи прелести... А бывает снисхождение. Об этом речь.