Наверно, вы запутались в терминологии отцов и не уловили, что есть разные страхи и что боящимися называет прп. Максим только тех, кому присущ "грязный" или "несовершенный"
Неовит! Тот отрывок, который Вы привели из Максима Исповедника из 10 его ответа Фалассию, если прочесть весь ответ, то он также говорит о том же, о чем мы с Вами обсуждали в теме о созерцании, когда говорили о трех способах восхождения ума к созерцанию Бога по Каллисту.
Евангелие:
Иисус же сказал: не убивай; не прелюбодействуй; не кради; не лжесвидетельствуй; почитай отца и мать; и: люби ближнего твоего, как самого себя (От Матфея 19:18-21)
Первый способ у Каллиста – естественный или самодвижный. Ум движим собственным желанием и воображением.
У Максима Исповедника этому способу соответствует «боящийся»: «
Исполнением заповедей ум совлекается страстей» (Главы о любви)
Евангелие:
Юноша говорит Ему: всё это сохранил я от юности моей; чего еще недостает мне? Иисус сказал ему: если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим и будешь иметь сокровище на небесахВторой способ у Каллиста – средний: «
там, где действие совершается по собственному желанию и воображению, он является согласным с самодвижным; с инодвижным же он имеет общее постольку, поскольку [ум] соединяется с самим собою при божественном освещении и неизреченно видит Бога за пределами своего собственного духовного единения».
У Максима Исповедника этому способу соответствует «преуспевающий», которого он также называет "боящимся", т.к. он может испытывать страх как нечистый, так и чистый: «
духовным созерцанием видимого совлекается страстных о вещах помыслов, познанием невидимого отрешается от созерцания видимых вещей »
Евангелие:
и приходи и следуй за Мною.Третий способ у Каллиста – сверхъестественный, когда «
ум становится вне всех этих божественных вещей, видимых и сказываемых, не видя ни благоначалия или обожения, ни мудрости или силотворной державы или промысла или чего бы то ни было из божественных [явлений], всего более наполняясь духовным светом, а также и радостию, производимою божественным огнем, растворяемым любовию»
У Максима Исповедника – это «
носящие безукоризненный образ и подобие божественной красоты» - «
возлюбленные», те, кого он уже не называет «
боящимися», а говорит о них, как о «
совершенных»: «
наконец, познанием Святая Троицы, и от самого ведения вещей невидимих».
Получается, что та степень совершенства, которая описана Максимом Исповедником как "возлюбленные" и третий способ восхождения ума к созерцанию Бога по Каллисту и, являются той наивысшей ступенью восхождения, которая являет совершенную любовь, изгоняющую всякий страх.
Почему бы Вам, Неовит, просто смиренно не признать, что Вы пока еще не достигли этой ступени совершенной любви в Боге, о которой говорит Евангелие и святые отцы, а только находитесь на пути к ней… и Ваш опыт, а он несомненно бесценен, как опыт идущего, говорит о том, что Вы пока не на вершине, а на пути, на котором можно, замечтавшись, уже думать о себе как о достигшем вершины. Логика ветхого ума: "Раз я достиг, значит, выше уже ничего (никого) нет...Сейчас найду и подтверждение своему опыту у святых отцов..!" Простите, но это же заблуждение так думать, Неовит! Поверьте, в Боге нет предела совершенству и нам есть куда еще идти, если, конечно же, мы невзначай не подумаем о себе, что уже пришли и то, куда мы пришли - это и есть наш предел!