Исихазм

Автор Тема: Мы не достаточно "безумны" чтобы быть "настоящими" исихастами ....  (Прочитано 18579 раз)

Владимир Б.

  • Сообщений: 1735
    • Просмотр профиля

  Грубое деление (либо озабоченность аскетическим самоизнурением, либо озабоченность семейно-родовыми проблемами) идет от эгоистического, неочищенного ума, Богу не посвященному. Очевидно же, Богу не нужны наши постовые потуги и долгие бдения, они нужны нашей самости для раздувания аскетической гордости. Молитвенник, ушедший полностью в себя и закрывшийся в кладовке или келье, - это потолок эгоистических мечтаний.   В некоторых монастырях эти фантазии отчасти воплотили в действительность. Однако, какой ценой? И каковы плоды? Питирим недавно живописал порядок современной монашеской жизни - и видно, сколько надо отдать времени и сил, чтобы получить малую толику самостоятельности, которую семьянин имеет по умолчанию.
Александр, вроде понимаю о чём Вы говорите и соглашаюсь с Вами, но и понимаю о чём сам говорю.... Буду думать, спасибо!
П.С. Раскройте, пожалуйста, слова «ум, посвящённый Богу».
П.П.С. Как Вы думаете, аскетизм может когда либо перестать питать тщеславие? Или даже так: может ли быть баланс сил, когда польза аскетики в приобретении смирения начнёт перевешивать вред от аскетики, развивающей гордыню.
« Последнее редактирование: 13 Август 2014, 12:12:41 от Владимир Б. »
"Спасение=Истинное Смирение. На этом стоит и Святое Писание, и Святое Предание, в этом всё Христианство."

Владимир Б.

  • Сообщений: 1735
    • Просмотр профиля

Благодать? Но не та, что обычно после причастия (здравие ока, ясность, мир, теплота, обычное такое счастье), другая. И было понимание, что вот это восприятие и есть на самом деле настоящая жизнь.
А в это время что было с молитвой, Вы не попробовали спросить Бога, от Него ли это? Как пришло понимание, что это настоящая жизнь, мыслью, чувством? Как Вы думаете, если это от Бога, почему Господь связал этот мир, «который погибнет», с пониманием для Вас настоящей жизни? В чём состоит эта настоящая жизнь, только в ином восприятии?
Простите за столько вопросов)))))).
"Спасение=Истинное Смирение. На этом стоит и Святое Писание, и Святое Предание, в этом всё Христианство."

Грация

  • Сообщений: 2673
    • Просмотр профиля

...говорите из своего опыта?

Да, из своего. У меня, действительно, нет кладовки.)) И балкона у меня тоже нет… Прошлым летом шла по лестнице на крышу повесить белье с  тазиком в руках и как обычно… «бубнила себе под нос» молитву… И в один момент как вспышка, пронзило откровение, Кто же Такой Христос!... Помню, хотела тогда очень поделиться со всеми на форуме… но не смогла… не смогла даже слов подобрать…

Но и до этого случая не сильно доверяла тем образам, которые создают и создавали люди.  В большинстве случаев эти образы наполнены тем, чем живут сами люди. Если живут внешним, то и образы наполнены внешним...

Например, образ "молитвенника-безмолвника-исихаста". Чаще всего он наполнен тем содержанием, которое увидели в нем люди, далекие от тишины ума в Боге. Что увидели, а увидели лишь внешнее, то и создали… внешний образ сурового аскета.  Кровля  сознания  возводится, когда внешний ум сравнивает себя внешнего с подобными внешними образами.  Понятно, что в таком случае, надо как то себя определять, кто ты сейчас и кем ты сможешь стать…  Нет-нет, говорит такой  человек, я – не исихаст… и никогда им не смогу стать… у меня есть свой потолок…  Слышите голос эго, голос самости? Кто в таком случае хозяин и управляет человеком? Наша Душа или эго? Есть ли потребность у Души придумывать и устанавливать какие-либо пределы? Или это все же потребность эго?

Молитва – это свобода. Свобода от искусственно созданных образов, свобода от рабства греху и самости.  В молитве осознаешь, что значит смирение… осознаешь, что не имеешь этого смирения, потому что тобой руководят скрытые желания.  Чем больше это осознаешь, тем сильнее потребность в молитве, сильнее потребность в поиске того скрытого цветка жизни, которому, прорастая, не помеха ни какой потолок… Потому что сила лучей Солнца, манящего его к себе, превосходит любые созданные преграды. Вера в силу Света – это и есть смирение.

Alexeiy

  • Сообщений: 3947
    • Просмотр профиля

Это ИМХО чуть не о том. Если определить, что молитва это состояние постоянной коммуникации человека с Богом в русле Его промысла и в согласии с Его волей, то даже урывать ничего не придется. И количество детей и ТТХ жены не будут играть никакой роли. )))

Да я имел ввиду время для сердечной молитвы, по типу того, которое мы уделяем по-субботам. А она - общая молитва - помогает жить по воли Бога, ибо молитва призывает благодать (эгоистически говорю - на другое не способен).

Грация

  • Сообщений: 2673
    • Просмотр профиля

Но потом представила социум, наш обычный житейский ритм жизни, и стало грустно, потому что эти две вещи НЕСОВМЕСТИМЫ. Обычный уклад, каким бы не был, по сравнению с ЭТИМ вот просто тесный сортир. Наверное, нужно быть только затворником-отшельником, чтобы иметь ВСЁ ВРЕМЯ такое восприятие, жить в соответствии с ЭТИМ ритмом - он СОВЕРШЕННО иной.

Мне кажется, что подобное видение дается для того, чтобы человек увидел в себе самом, Как видит его Душа и как видит наше маленькое «я» один и тот же  мир.  Бог дарит радость от встречи с Истиной и даже когда благодать уходит, остается память как  благодарность в сердце… 

У меня было что-то похожее… давно.  Время было ближе к вечеру, берег реки, на котором мы сидели…  Этот день хорошо помню как будто это было вчера.  Тот свет, который преобразил на наших глазах мир вокруг, он не ушел внезапно… Он уходил постепенно,  не было желания  что-то говорить, даже думать в тот миг мы не могли…  Когда он ушел, у нас долго еще оставался след перед глазами, подобный такому, который остается после того, когда посмотришь на яркую вспышку света...

Интересно, что после этого не было подобных мыслей о сравнении… Так же как не возникло и желание уйти в затвор…  Напротив, мир и жизнь приобрели невыразимый  смысл.  Преображение природы, свидетелями которого мы невольно оказались,  навсегда коснулось наших душ и отблики того невечернего света озарили всю дальнейшую жизнь…  самый обычный уклад.))

Владимир Б.

  • Сообщений: 1735
    • Просмотр профиля

Да, из своего. У меня, действительно, нет кладовки.)) И балкона у меня тоже нет…
Вы говорили не про это. Говорили, что имея множество мирских отягчающих дел и ситуаций, Вы стяжали (так как теперь понятно, что это Ваш опыт) способность быть постоянно молитвенным солнцем для всех вокруг. Иными словами, Вы смогли стяжать то, что по нашим шаблонам и придуманным образам стяжевают лишь отрекшиеся от мира.
Вы рассказали о своих случаях, если можно, ответьте на вопросы, которые задал Раисе.
Или иными словами, что позволило Вам думать, что это было Божественное откровение? Необычность ощущений и иное восприятие внешнего мира?
"Спасение=Истинное Смирение. На этом стоит и Святое Писание, и Святое Предание, в этом всё Христианство."

Владимир Б.

  • Сообщений: 1735
    • Просмотр профиля

  Нет-нет, говорит такой  человек, я – не исихаст… и
Да, Грация, в последнее время слово исихаст вызывает жёсткую привязку со словом тщеславие, гордость. И это ничем не отличается от тех православных шаблонов, на которые часто показывают на форуме. Только что гордость здесь несравненно тоньше и жёстче, и штукатурится-припудривается разными высокими фразами. Это подтверждают и плоды, которые появлялись и появляются здесь. Особенно их стало видно при уходе некоторых форумчан. К большому сожалению.
"Спасение=Истинное Смирение. На этом стоит и Святое Писание, и Святое Предание, в этом всё Христианство."

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11917
    • Просмотр профиля

П.С. Раскройте, пожалуйста, слова «ум, посвящённый Богу».
П.П.С. Как Вы думаете, аскетизм может когда либо перестать питать тщеславие? Или даже так: может ли быть баланс сил, когда польза аскетики в приобретении смирения начнёт перевешивать вред от аскетики, развивающей гордыню.

Ум, посвященный Богу, - посвященность Богу с акцентом на сознательное созидание себя.

Аскетизм (подвижничество) имеет истинной целью подвинуть себя к Богу. Тщеславное приражение - совершить подвиг ради удовлетворения эгоистических амбиций. Подражать аскетам прошлого - одна из таких амбиций, но за этой амбицией стоит (скрыта) истинная цель.

Итак, огонь устремленности (к Богу) - ядро аскетики. Дымовая завеса, вокруг этого огня, созданная эгоизмом, заслоняет сам огонь. Дым (тщеславия) принимается за ориентир.

Я бы не рискнул назвать людей, приверженных жесткому аскетическому пути, смиренными. Аскетика может дисциплинировать ум, душу, физ.тело. Дисциплинированный  человек порой воспринимается как смиренный, а он лишь лучше умеет сдерживать страсти.

И да, есть некий баланс сил... Безусловно, есть огромная польза от аскетики. Однако следует помнить, что эта польза уравновешивается не меньшим вредом от нее, и само продвижение к Богу происходит глубже аскетических подвигов и  оно много тише (смиреннее)  того грома, который создается при аскезе.

Большинство современных делателей молитвы расслаблены умом, душой и телом. На их фоне сразу заметны делатели-аскеты. Примером такого делателя на нашем форуме можно назвать Неовита (и не только его) с учетом замечания, что продвижение к Богу происходит глубже любых упражнений.

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11917
    • Просмотр профиля

Владимир Б., также хочу отметить и другое: после ухода нескольких форумчан атмосфера на форуме стала более тихой и прозрачной.

Молчащая

  • Сообщений: 839
    • Просмотр профиля

Мне кажется, что живя в семья, творя Иисусову молитву и постоянно предстояя перед Христом в делах Любви к своим близким и неблизким-вот он путь...
Страшно впасть в руце Бога Живаго!
Что сотворите одному из малых сих, то Мне сотворите!

Сергий

  • "Россия управляется непосредственно Господом Богом. Иначе невозможно представить, как это государство до сих пор существует".(с)
  • Сообщений: 7745
  • "αγαπατε друг друга" - основа ученья (с).
    • Просмотр профиля

Напишу, что удивительное недавно состоялось. Был обычный день, и я шла тем же маршрутом, что и много раз до того. Но, не знаю как и описать... как будто попала в параллельный мир. Всё стало каким-то чудесным, наполненным глобальным смыслом, огромной связью с вечностью. Та же аллея, деревья, скамьи, но в то же время не они, другие, особые, живые, Божественные.
Где-то на полдня удалось жить, что называется, с этим полным, расширенным видением всего. Благодать? Но не та, что обычно после причастия (здравие ока, ясность, мир, теплота, обычное такое счастье), другая. И было понимание, что вот это восприятие и есть на самом деле настоящая жизнь.
Но потом представила социум, наш обычный житейский ритм жизни, и стало грустно, потому что эти две вещи НЕСОВМЕСТИМЫ. Обычный уклад, каким бы не был, по сравнению с ЭТИМ вот просто тесный сортир. Наверное, нужно быть только затворником-отшельником, чтобы иметь ВСЁ ВРЕМЯ такое восприятие, жить в соответствии с ЭТИМ ритмом - он СОВЕРШЕННО иной.
Внимательно стараюсь читать и постигать сказанное всеми в открытой мною теме.
Особенно хороши слова Александра и Неовита.
Но пост Раисы именно в том ключе, что я хотел обсудить прежде всего, но не смог сразу за один раз высказать.
Именно проблема пребывания и баланса молитвенника в "пограничном" состоянии между "безумием" для мира, идущего Христовым путем, " и жизнью "по уму" мира в повседневности и влияния этой жизни "по уму" на молитву и предстояние, в целом меня и занимает долгое время. Жизнь в миру и вообще жизнь обыденная (ибо и в монастыре она идет по мирским законам мирского ума) не дает простор "безумию" (в мирском понимании) истинно христианского поведения. Нет той свободы от мира, что была у Христа и Его учеников (но только после пятидесятницы). Возможно, что первые монахи отшельники конца 3 века шли в пустыни именно за этим, так как не только их считали в миру "безумными", когда они ВО ВСЕМ следовали заповедям Христа, но и они сами в миру не могли до конца во всем следовать заповедям Христа В ПОЛНОМ СМЫСЛЕ ЭТОГО СЛОВА. Ну, действительно, разве мы можем себе сейчас позволить раздать все имущества и остаться с одной сменой одежды? Нас реально посчитают неадекватами и больными сверхценными идеями ...
Да и климат у нас не тот ... Но ведь помыслить об уходе с одной сумой в иной климат, как это сделал Странник, никто ведь из нас и не может ... :-(
Вот в чем проблема. Мы стремимся следовать Христу, но мир держит нас и мы занимаемся только тем, что придумываем оправдания себе .. Лично я весь в этом ...
Но .... Возможно у каждого свой путь? И не всем дано быть Странниками  ... :-)

Так что "безумие", о котором я пытался сказать, это просто ТОЧНОЕ и СТРОГОЕ следованию Христу ВО ВСЕМ. Я же до конца пока "не безумен" ... Это от маловеря, что очевидно ... Иная система ценностей, не "безумная", а строящаяся на "уме" мира, она довлеет, а вера слаба ...
Вот в чем вопрос.
Думаю потому и молитва не идет ...
Но память о благодати и НАСЛАЖДЕНИИ БОГОМ в молитве прочно пребывает во мне ... Такого наслаждения в миру просто нет ...


Как двигаться из "ума мира" к "безумию" Христову?
Вот в чем вопрос ...
Не нам, Господи, не нам, но имени твоему даждь славу о милости твоей и истине твоей:
Ей гряди Господи Иисусе!  Егоже Царствию не будет конца!  Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе! Аминь.

Молчащая

  • Сообщений: 839
    • Просмотр профиля

Ответ-через Любовь.
Страшно впасть в руце Бога Живаго!
Что сотворите одному из малых сих, то Мне сотворите!

Сергий

  • "Россия управляется непосредственно Господом Богом. Иначе невозможно представить, как это государство до сих пор существует".(с)
  • Сообщений: 7745
  • "αγαπατε друг друга" - основа ученья (с).
    • Просмотр профиля

Ответ-через Любовь.
Верно. Но слишком обще ... А вся проблема в деталях   ....   В мере, которой мереются дела любви ...

Та ли мера дел любви ЯВЛЕНА по сравнению с той,  которая должна была быть явлена?  :-)
Не "сдерживал" ли по "уму мира" дела любви, вместо явления "безумия" любви полной мерой?
Не нам, Господи, не нам, но имени твоему даждь славу о милости твоей и истине твоей:
Ей гряди Господи Иисусе!  Егоже Царствию не будет конца!  Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе! Аминь.

Грация

  • Сообщений: 2673
    • Просмотр профиля

Да, из своего. У меня, действительно, нет кладовки.)) И балкона у меня тоже нет…
Вы говорили не про это. Говорили, что имея множество мирских отягчающих дел и ситуаций, Вы стяжали (так как теперь понятно, что это Ваш опыт) способность быть постоянно молитвенным солнцем для всех вокруг.

Напротив, говорила о том, что для человека, который умом и сердцем стремится к Богу в молитве, нет в мире никаких внешних отягчающих дел и ситуаций.) Все ситуации и люди, которые приходят – во благо. То ли это преображение природы на твоих глазах, то ли это сложная жизненная ситуация – не имеет значения, все – от Бога и к Нему. Другой вопрос, как ты относишься ко всем проявлениям или встречам. Что может тебя приблизить или отдалить от центрального пути. Исихазм, как наука из наук и искусство из искусств говорит о том, что важным является контроль над мышлением. Стяжавший это мастерство становится подобным солнцу для других людей именно потому, что его душа, чистая и прозрачная, не заслоняет собою Истинный Свет, становится сосудом для преображающей Любви.

Чтобы стяжать Свет, нужен постоянный труд души, ежеминутное внимание к помыслам, чувствам и желаниям. Для такого труда не нужны особые внешние условия. Любимая работа, близкие люди, дети – не могут быть помехой, через которую надо переступать против своей совести…  Знаете, по этой же причине, я долго не могла подступиться ни к какой иной духовной практике, которая могла бы меня оторвать от семьи, от любимой работы. Меня не интересовали никакие модные духовные группы, в которые бегали мои подруги по выходным, или по недельным заездам… Но практика умного делания, если не надумывать о себе лишнего – это особенный случай!)) Не надумывать лишнего, это значит, не относится к своему деланию как к чему то особенному, что отличает тебя от других людей, быть проще, что ли…)) Вот, батюшка Евагрий хорошо сказал по этому поводу: «Во всяком самомнение мешает самопознанию».

Aндpeй

  • 3
  • Сообщений: 3015
    • Просмотр профиля

Большинство современных делателей молитвы расслаблены умом, душой и телом.

А что в этом плохого, если не станете как дети не войдёте в Царствие, а где Вы видели напрягающихся детей?