Исихазм

Автор Тема: Таинство в загадках.  (Прочитано 41036 раз)

Evgeny

  • Сообщений: 1187
    • Просмотр профиля

Таинство в загадках.
« Ответ #30 : 31 Май 2005, 23:08:53 »
Разрешите вмешаться в ваш разговор, у меня несколько комментариев.

Цитата: E.N.P.
[Честно скажу! Не обращал я внимании у Св. отцов на то, что "ум молитвой поражает помыслы". Может поэтому я там такое не видел.
Зато на каждом шагу встречал указание на то, что надо перед умным деланием, побороть страсти. Причем зачастую физически, постом, смирением, отказом от мирских соблазнов и т.д. Иначе умное делание вызывает созерцание мирских похотей.


Да, грубые страсти необходимо побороть, иначе ум и встать в сердце не сможет, его сметет потоком грязи из сердца. Когда же грубые страсти обузданы, и найдено и расчищено сперва маленькое сердечное место у входа в сердце с которого можно возносить умом молитву и замечать сердечные помыслы до того как они завладеют умом, то с этого времени ум начинает "молитвой поражать сердечные помыслы". "Сердечные помыслы" - это еще не оформленные в определенные слова или образы греховные движения сердца, восходящие из его глубины, которые ум, пребывая со вниманием в сердце, обнаруживает и искореняет в самый момент их зарождения. Таким образом сердце очищается от все более тонких и глубоких страстей, а ум, совершая брань вместе с благодатью, всё глубже погружается в сердце и очищает его глубины. И на расчищенной территории вселяется Дух Святой, возгревает духовную любовь и творит чистую молитву. Так, по словам прп. Макария, "благодать овладевает пажитями сердца".

Цитата: E.N.P.
Цитировать
Помыслы остаются, но они перестают быть аттрибутом ума, а становятся аттрибутом сердца, уже не в теории, а зримо, на практике.Для того, чтобы увидеть помыслы со стороны, ум должен войти в сокровенную глубину сердца, которая и называется безмолвием ума или "сердечным входом".
Честно говоря, я ничего не понял. Мне с таким сталкиваться не приходилось.
Подозреваю что это компиляция ранее где-то у кого-то прочитанного. Но совершенно не провереное на практике.


Это не компиляция, и проверено многими на практике. Имеется в виду что помыслы сердца (см пояснение выше) не проникают в ум и не становятся помыслами ума (грубо говоря,  не оформляяются в слова, образы, мечтания и др.) Только так, поражая молитвой ума помыслы сердца, можно пресекать их в корне и оставаться умом в состоянии "относительного безмолвия".

E.N.P.

  • Сообщений: 89
    • Просмотр профиля

Таинство в загадках.
« Ответ #31 : 01 Июнь 2005, 18:02:22 »
Цитата: Evgeny
Разрешите вмешаться в ваш разговор, у меня несколько комментариев.
Я думаю ты далее всё правильно сказал.
Хотя я совершенно ничего не понял.
Как это можно реализовать на практике.

Ну да ладно. Подожду, пока начну понимать.

Евгений.

Александр.

  • Гость
Таинство в загадках.
« Ответ #32 : 01 Июнь 2005, 19:51:45 »
Мир вам братья во Христе!
За 2 дня своей работы в смену столько интересных мыслей и споров здесь прибавилось.

Хочу поделится, что за это время я тоже не тратил время размышлял где же подробней найти чтение св. отцов о безмолвии. Подумалось мне о Силуане Афонском...книги дома сначала не нашёл...обзвонил друзей своих ..нашёл с Божией помощью и не ошибся....

Силуан Афонский...........................не мало проливает свет на эту тему.
Именуется это делание УМНОЕ БЕЗМОЛВИЕ!!!  Цитирую из книги.."Сущность этого аскетического пути заключена в хранение сердца от всякого постороннего помысла посредством ВНУТРЕННЕГО УМНОГО ВНИМАНИЯ, чтобы устранить всякое чуждое влияние, тем самым достигнуть предстояния Богу в чистой молитве."

Однако читая выше где было сказано кем то ,что ум нельзя останавливать это дастся от Бога....Силуан напротив настаивает бросить силы на этот подвиг....и ещё бы..всем известна методика св.отцов о пленения мысли и сосложения..вот он её и описывает как начало...искушение мысли..далее работа ума..сложение..переходит в согласие..и наконец пленение...и всё это естественно как у всех людей и у нас и у новоначальных....далее из книги..."Чтобы этого не допустить необходимо установить ум безмолвным с молитвою в сердце(здесь надо подумать ещё..моя вставка)...ЭТО---насущьная нужда для всякого подвижника, желающего утвердится в духовной жизни, ибо при такой внутренней установке грех пресекается в самом его зарождении!.."Дочь Вавилона,опустошительница!..блажен кто возьмет и разобъёт младенцев своих о камень"(Пс136,8.9.)...Началом пути к чистой молитве, борьба со страстями...
....Даже практика имеется!!!!!!!!! Ум не должен занят никакими размышлениями,...он только как сторож безмолвно внимает тому, чтоб ничто постороннее не вошло в сердце и в этом "священом безмолвии" контролируйте все совершающиеся в нутри не логическим иследованием а особым духовным чувством...ум дожен войти внутрь сердца и в таком состояни ему даётся видеть всякое движение образов и мыслей, исходящей из сферы космического бытия(так написано)....помыслы сильны...взирать на помыслы без пристрастия....это и есть труднейший подвиг борьбы со страстями......

Короче не буду перепечатывать всю книгу но рекомендую ознакомиться всем..книга очень интересна по этому вопросу и изложена я рад,что всё таки нашёл, что искал и мучился вопросом.
"Преподобный Силуан Афонский" Иеросхимонах Софроний.


Что касается споров практики йогов и христиан скажу есть книга Лодыженского (могу ошибиться в правильном написании фамилии профессора) "Мистическая трилогия"! Он уверяет, что мистические практики йоги и православия ИНДЕИТИЧНЫ! приводя пример пения мантры ОМ и молитвы Иисусовой...с той и стой стороны двумя учениками.....входит в сердце и цель самодвижущей молитвы или мантры Ом. Обьясняя это тем, что природа душевная одна и таже и способы воспитания духовного мира..те же. Приводя пример из книги"О цели христианской жизни" Серафима саровского "Кто не собирает со Мною, той расточает....толкует Серафим...всё дела как бы они хорошиб не были и (высоки) но не Христа Ради делаемые...тщетны...(добовляет профессор..по смерти труд умирает со смертью). Токмо дела делаемые Христа ради  и приводит в пакебытие будущей жизни...т.е во спасение(простите писал по памяти).
Рекомендую вам братья прочитать эту ценную книгу.
Позже хочу поговорить с вами о феномене Иоана Кронштадского.  :ohh:

Евгений

  • Сообщений: 930
    • Просмотр профиля

Таинство в загадках.
« Ответ #33 : 01 Июнь 2005, 20:14:02 »
+++..."Чтобы этого не допустить необходимо установить ум безмолвным с молитвою в сердце(здесь надо подумать ещё..моя вставка)...ЭТО---насущьная нужда для всякого подвижника, желающего утвердится в духовной жизни, ибо при такой внутренней установке грех пресекается в самом его зарождении!.."Дочь Вавилона,опустошительница!..блажен кто возьмет и разобъёт младенцев своих о камень"(Пс136,8.9.)...Началом пути к чистой молитве, борьба со страстями... ....Даже практика имеется!!!!!!!!! Ум не должен занят никакими размышлениями,...он только как сторож безмолвно внимает тому, чтоб ничто постороннее не вошло в сердце и в этом "священом безмолвии" контролируйте все совершающиеся в нутри не логическим иследованием а особым духовным чувством...ум дожен войти внутрь сердца и в таком состояни ему даётся видеть всякое движение образов и мыслей, исходящей из сферы космического бытия(так написано)....помыслы сильны...взирать на помыслы без пристрастия....это и есть труднейший подвиг борьбы со страстями

О сколько нам открытий чудных...:) Конечно, это тот самый способ Иоанна Лествичника, открываемый, наверно, каждым подвижником заново:-) Заметим, что это не способ принудительной Иисусовой молитвы, хотя она присутствует -- на своем месте.

Evgeny

  • Сообщений: 1187
    • Просмотр профиля

Таинство в загадках.
« Ответ #34 : 01 Июнь 2005, 20:25:26 »
Спасибо, Александр, всё верно. Арх. Софроний - один из немногих подвижников нашего века обладавший глубоким опытом умного делания. Теперь по поводу того что "Ум не должен занят никакими размышлениями". Во время отведённое для молитвы действительно отцы советовали держать ум не занятым никакими мыслями и образами, даже добрыми. Однако мало кто может таким образом молиться 24 часа в сутки, и отцы рекомендуют периодически менять деятельность ума, не прекращая при этом умного делания (частой молитвы в сердце и отсечения греховных помыслов). Прп. Силуан например советовал чередовать делание: молиться пока не устанешь,  читать Св. Писание или св. отцов, размышлять о божественном, читать псалмы, заниматься работой держа ум в молитве. Прп. Исаак Сирин все эти виды деятельности называл молитвой, а не только собственно делание умной молитвы в безмолвии ума.

E.N.P.

  • Сообщений: 89
    • Просмотр профиля

Таинство в загадках.
« Ответ #35 : 01 Июнь 2005, 22:27:31 »
Цитата: Александр.

Ум не должен занят никакими размышлениями,...он только как сторож безмолвно внимает тому, чтоб ничто постороннее не вошло в сердце и в этом "священом безмолвии" контролируйте все совершающиеся в нутри не логическим иследованием а особым духовным чувством...ум дожен войти внутрь сердца и в таком состояни ему даётся видеть всякое движение образов и мыслей, исходящей из сферы космического бытия(так написано)....помыслы сильны...взирать на помыслы без пристрастия....
Вот оно! То о чём я хотел сказать! То, чего сам испытал. И что я хотел проверить на этом форуме.
Значит я всё-таки правильно всё делал.
Огромное тебе спасибо. За инфу.
Цитировать
"Преподобный Силуан Афонский" Иеросхимонах Софроний.

А в инете есть?

Цитировать
Что касается споров практики йогов и христиан скажу есть книга Лодыженского (могу ошибиться в правильном написании фамилии профессора) "Мистическая трилогия"! Он уверяет, что мистические практики йоги и православия ИНДЕИТИЧНЫ!
И за это спасибо!
(далее вообще как будто моими словами сказано)

Прошу у всех прощения за несколько неуместный восторг. Всегда радостно видеть подтверждение своих выводов.

Евгений.

Александр.

  • Гость
Таинство в загадках.
« Ответ #36 : 02 Июнь 2005, 08:00:56 »
Я рад,что так же порадовал и вас всех...У меня остался один непонятный вопрос. Читая снова и снова не могу сооброзить духом....безмолвие и есть молитва...молитва и есть безмолвие--всё это называет истиным богословием. Кроме того как у Силуана описано совершенно доступно, что такое безмолвие ума и зачем это надо..однако и не оставляет и темы молитвы, покаяния при этом состоянии.
А после всего "антропологическая основа умного безмолвия" сводится опять таки.."пока ум человеческий занят МЫШЛЕНИЯМИ, ПОНЯТИЯМИ,СЛОВАМИ,ОБРАЗАМИ-он совершенства молитвы не достиг". Хотя по мне молитва Иисусовая и есть всё то,что сказано выше. Есть и такая фраза.."Когда чувства заключены в безмолвием, тогда увидишь,какие сокровища имеет душа скрытыми в себе....ум молитвенно стоящий в сердце, видит всякий помысел приближающий к сердцу.....ум из сердца противостоит молитвою и ею отражает".......Вот это мне всё и не понятно....или безмолвие совершается в молитве, или безмолствуешь и при виде помысла творишь молитву, или безмолвие в уме молитва в сердце и есть механизм подвига?????Загадка.

Evgeny... Во время отведённое для молитвы действительно отцы советовали держать ум не занятым никакими мыслями и образами, даже добрыми.....
Да я это тоже встречал но не придавал этому никакого значения полагал, что это просто не принемать помыслы ..однако не чли ли где переодичность....я помню гдето кто то писал.."посидите в тишине и в покое, чтоб чувства улеглись и приступайте к молению.." :ohh:

Есть 3 книги профессора Лодыженского выписывал из Нижнего Новгорода давно "Свет незримый" ,"Сверхсознание",и"Тёмная сила"...Там очень много полезного и для йога и мистика вплоть до истиного существования Никрономики (вызывания сатаны) свидетелями великих людей,писателей,художников,и их свидетельства заверенные печатями царьглавской главы.

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11917
    • Просмотр профиля

Таинство в загадках.
« Ответ #37 : 02 Июнь 2005, 12:21:11 »
***Вот это мне всё и не понятно....или безмолвие совершается в молитве, или безмолствуешь и при виде помысла творишь молитву, или безмолвие в уме молитва в сердце и есть механизм подвига?????Загадка.***

Молитва - это дорога через дебри помыслов и страстей, пустыню одиночества, болото страхов и уныния, врата смерти... трудная дорога, возводящая на гору созерцания, а безмолвие - небо бескрайнее, которое в овчинку, пока не пробрался путник через дебри, сжигающее огнем солнца покаяния в пустыне, слепое над болотами, равнодушное у врат и близкое - вот дотронешься - на высокой горе.

Молитва в безмолвии - взмах крыльев мощных орла, в небе парящего.

Александр.

  • Гость
Таинство в загадках.
« Ответ #38 : 02 Июнь 2005, 12:43:45 »
Всё равно нечего не понял......мне не придчами бы я их сам говорю всем..Дело в действии безмолвие-это одно молитва-это другое ,они разны одно опустошает ум и сердце в безмолвном покое, другое порождает чувства ревности покаяния,стенания, словом возбуждением чувств. Вот и не понятно как это ОБЬЕДЕНИТЬ. Мне представляется как попеременно -безмолвие-молитва-безмолвие-молитва, но это моё мнение а я себе не верю,пока не будет где то это доказано.  :|

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11917
    • Просмотр профиля

Таинство в загадках.
« Ответ #39 : 02 Июнь 2005, 13:20:41 »
Вы просите объяснить то, что выше объяснения. Безмолвие можно "показать", но человек должен быть предуготовлен, иначе ничего не почувствует или испытает только головную боль.

В притчах заложена подсказка и скрыта сила.

Молитву, находящуюся на уровне "ревности покаяния, стенания, словом возбуждением чувств", с безмолвием объединить  сложно. На  попеременность молитвы (ее видов), чтения, размышления, работы указывают отцы.

Евгений

  • Сообщений: 930
    • Просмотр профиля

Таинство в загадках.
« Ответ #40 : 02 Июнь 2005, 16:30:55 »
Цитата: Александр.
Дело в действии безмолвие-это одно молитва-это другое ,они разны одно опустошает ум и сердце в безмолвном покое, другое порождает чувства ревности покаяния,стенания, словом возбуждением чувств. Вот и не понятно как это ОБЬЕДЕНИТЬ. Мне представляется как попеременно -безмолвие-молитва-безмолвие-молитва, но это моё мнение а я себе не верю,пока не будет где то это доказано.  :|


Совершенно правильно, на мой взгляд, заданный вопрос. Это основная проблема для тех (то есть для всех нас), кто от внешней молитвы желает перейти к молитве умной. Самое первое, с чем при этом подвижник сталкивается, это с тем, что безмолвие пусто (то есть подвизающийся не видит в сердце никаких помыслов, а видит только пустоту), а внешняя, понудительная молитва возбуждает чувства, что бывает еще хуже покоя. И ответ, как мне кажется, дан правильный: молитва и безмолвие должны действоввать попеременно, но этого недостаточно.


Цитата: Александр.
Когда чувства заключены в безмолвием, тогда увидишь,какие сокровища имеет душа скрытыми в себе....ум молитвенно стоящий в сердце, видит всякий помысел приближающий к сердцу.....ум из сердца противостоит молитвою и ею отражает".......Вот это мне всё и не понятно....или безмолвие совершается в молитве, или безмолствуешь и при виде помысла творишь молитву, или безмолвие в уме молитва в сердце и есть механизм подвига


Я попытаюсь, в меру сил, разобрать этот вопрос на примере одного отрывка из Лествицы св. Иоаннна Синайского, Слово 27.

"21. Те, которых ум научился истинно молиться, глаголют с Господом лицом к лицу, как бы в уши царя. А которые молятся устами, те припадают к Нему, как бы при всем синклите. Пребывающие же в мире, когда молятся, подобны бывают тем, кои среди молвы всего народа умоляют царя. Если ты собственным опытом научился художеству молитвы, то слово мое для тебя понятно"

Нам надо разобрать этот отрывок (в котором можно найти много различных смыслов) именно с точки зрения художества молитвы. Здесь речь идет не о безмолвии, а о молитве, но молитва молитве рознь. Мы все, когда молимся (внутри, принудительной молитвой, но я буду называть ее внешней, так как она внешняя по отношению к глубине сердца), находимся сейчас на той стадии и среди тех, кто "среди молвы всего народа умоляют царя". Но мало того, мы и "всего народа", то есть многоглаголания помыслов в сердце, не замечаем, по причине того, что к нему привыкли. Наша молитва только возбуждает эту толпу, которая начинает сильнее нас теснить, и нам от нее становится только хуже. Но иного результата и нельзя ожидать от внешней молитвы, для того она и нужна. Нам должно становиться хуже, чтобы мы осознали, в какой ситуации находимся, и обратили, наконец, внимание на то, что нас теснит. Вот эти все теснота, тяжесть, разжение в сердце и есть те самые грубые помыслы, которые теснятся в нашем сердце, а помимо них и великое множество не столь грубых. Замечая первые, путем длительного опыта наблюдения за собой мы учимся распознавать и последние.

Такова польза от внешней молитвы, если кто научился ею правильно распоряжаться. С помощью нее ничего нельзя "отразить", так как эта молитва не достигает Царя. С ее помощью можно только открыть себе свое собственное состояние, и кто к этому открытию не готов, лучше это делание и не начинать.

Везде, где у отцов говорится об "отражении" помыслов в сердце с помощью молитвы, говорится не об этой нашей внешней молитве, а о той (средней по Лествичнику, см. выше), которая совершается "устами" сердца и которой "припадают к Царю" из его (сердца) глубины "при всем синклите" помыслов. Но эти помыслы уже не отделяют нас от Царя, как ранее, а стоят вовне. Ум при такой молитве видит помыслы со стороны, а не стоит, сливаясь с их толпой. Эта молитва совершается в глубине сердца, она в значительной степени самодвижущаяся, и ее содержание не во всем зависит от нас, так как и Царь иногда разговаривает с нами, и тогда "мы не знаем, о чем молиться, как должно, но Сам Дух ходатайствует за нас воздыханиями неизреченными" (Рим. 8, 26). И пока мы разговариваем так с Царем и просим его о помиловании, эта молитва не дает приблизиться к нам нашим соперникам и заслонить нас от Него. Только такая молитва сильна отразить приближающегося врага, наветующего на нас, просящего у Царя удовлетворения за совершенные нами грехи.

Те же, кто как пишет Лествичник, "глаголют с Господом лицом к лицу, как бы в уши царя", не имеют нужды в отражении помыслов и даже вообще не замечают их.

Итак, о разных родах молитвы понятно, теперь о безмолвии.

      "22. Сидя на высоте, наблюдай, если только знаешь это; и тогда увидишь, как и когда, откуда, сколь многие, и какие тати хотят войти и окрасть твои грозды..
      23. Когда страж сей утрудится, то встает и молится; а потом опять садится и мужественно принимается за первое дело"

Как выйти нам из толпы помыслов, обратить на себя внимание Царя, войти во внутренний покой с просьбой защитить нас от соперника, если толпа теснит нас, а внешняя молитва не достигает Царя, а достигает только обратного результата? Нет иного способа, как отделить себя от помыслов, "сесть на высоту" подобно Закхею (см. Лк., 19) и не позволять помыслам к себе приближаться, дожидаясь пока Сам Царь не заметит тебя, отдельно сидящего, и не скажет: " Закхей! сойди скорее, ибо сегодня надобно Мне быть у тебя в доме".

Это подвиг притрудный, потому что совершается собственными усилиями, и мужественный, потому что приходится в начале бороться с соперниками вслепую. Когда "страж сей" утрудится, не видя соперников, то "встает и молится" внешней молитвой, чтобы они себя обнаружили, как это сделал Вартимей (Мар. 10, 48).

Отделить себя от помыслов нельзя иначе, чем перестать с ними сослагаться. А перестать сослагаться с помыслами нельзя иначе, чем прекратить всякое движение ума в глубине сердца. Так как в глубину сердца ум пока войти не может, то надо "сесть на высоте", в верхней части сердца, и смотреть оттуда на его глубину, наблюдая за движением помыслов, пока Сам Царь не придет и не избавит нас от соперника.

Александр.

  • Гость
Таинство в загадках.
« Ответ #41 : 02 Июнь 2005, 17:23:49 »
Спаси Господи вас Евгений за ответ. Теперь механизм мне понят. Я сам перечитаю  Иоаннна Синайского и разберусь поподробнее с этим делом. Остаётся только перейти к делу...жизнь идёт-близка смерть-суд.


!!!!!!Я тут хотел интересное мнение форумчан узнать!!!!!!!
Кто читал Иоана Кронштадского не подивился ли неисповедимым путям Господним!
Мы все знаем каков путь св. отцов лежит трудный и скорбный. Как все св. отцы показуя симрение и не только смерение.....некое истинное чувство недостоинства при всей жизни своей до последнего издыхания несли помысел неугождению Господу. Ведаем как св. Василий великий сщитал недостойным себя и братьям говорил где бесы там буду и я и плакал.Предание гласил, что и после смерти когда он восходил на небо бесам летящим ему в догонку говорил "погодите щас буду ваш"...
Некто всю жизнь положил покаянию стал великим а при смерти сказал "незнаю положил ли я начало покаяния"--------в кратце вы всё это знаете и так........
Читая Иоана Кронштадского я был до глубины души задет слёзно милости Божией. При чтении не обратили ли вы внимание,что при жизни батюшка Иоан был уверен, что по смерти внидет в рай и при жизни далеко до смерти оращал внимание на то, что грехи его прощены Всемилостивым Владыкой....."Меня уже там давно ждут-говаривал батюшка-и Серафим Саровский и апостолы Николай......"
Не подивищся премудрости Божией.
Слава Тебе Боже наш!  Слава Тебе Боже наш!  Слава Тебе Боже наш!

E.N.P.

  • Сообщений: 89
    • Просмотр профиля

Таинство в загадках.
« Ответ #42 : 02 Июнь 2005, 19:48:20 »
Цитата: Александр.
Читая снова и снова не могу сооброзить духом....
И не сообразишь. Пока сам не попробуешь. Пока своего опыта не наберёшься.
Дело в том, что все высказывания, это прежде всего личный опыт. Чаще личное понимание(представление) Ещё чаще, это пересказ пересказа.
Отсюда такой разброс рекомендаций и всякие непонятки.

Евгений.

E.N.P.

  • Сообщений: 89
    • Просмотр профиля

Таинство в загадках.
« Ответ #43 : 02 Июнь 2005, 20:02:38 »
Может я кого-то обижу. Но очень много правильных, красивых слов. Но ничего конкретного.

Прошу прощения! Но может тут есть кто-нибудь, кто уже достиг "видения"? Или хотя бы с бесами искушающими нас столкнулся? (ссылки на то, что всякие препятствия от бесов, уже были)
А то пока идёт только разбирательство слов сказаных Св. отцами.
Я понимаю что это поиск. Необходимый! Но он пока не выходит на практический уровень.

Евгений.

Evgeny

  • Сообщений: 1187
    • Просмотр профиля

Таинство в загадках.
« Ответ #44 : 02 Июнь 2005, 21:06:35 »
Цитата: E.N.P.
Но очень много правильных, красивых слов. Но ничего конкретного. Прошу прощения! Но может тут есть кто-нибудь, кто уже достиг "видения"? Или хотя бы с бесами искушающими нас столкнулся? (ссылки на то, что всякие препятствия от бесов, уже были) А то пока идёт только разбирательство слов сказаных Св. отцами. Я понимаю что это поиск. Необходимый! Но он пока не выходит на практический уровень.


Вряд ли кто-либо достигший "видения" признается в этом публично. Что касается слов св. оо, то ты сам в предыдущем посте верно ответил: "И не сообразишь. Пока сам не попробуешь. Пока своего опыта не наберёшься." Слова отцов основаны на их личном опыте и очень конкретны, но написаны на духовном языке, и понять о чём речь идёт может лишь тот кто сам имеет хоть какой-то подобный опыт. Так что путь один - молиться, опыт молитвы и благодать всему научат. Писания отцов нужны чтобы сверять свой опыт и руководствоваться ими, выбирая то что на данном этапе нам нужно. Если что-то практически непонятно на данном этапе, это можно вместе обсудить, а забегать вперёд и пытаться прежде времени постигнуть и испытать "видение", "восхищение", "безмолвие" и т.п. не полезно, всё равно не поймём, только запутаемся или в прелесть угодим, приняв обольщение врага за "безмолвие".

Между прочим, об этом ещё прп. Макарий писал, что бесы иногда обманывают подвижника и надолго прекращают брань через сердечные помыслы, так что человеку кажется что достигнуто состояние чистоты сердца и безмолвия помыслов, от чего он может легко возгордиться. Надо уметь различать мнимое безмолвие от благодатного безмолвия, а это трудно сделать тому кто ни разу не испытал последнего.

Поэтому самый верный путь к Богу - через умное делание соединённое со смирением:

"Господи! не надмевалось сердце мое и не возносились очи мои, и я не входил в великое и для меня недосягаемое." Пс.130

"Если некоторые из отцов написали о том что есть чистота души, что есть здравие ее, что бесстрастие, то написали это не с тем чтобы мы искали их прежде времени и с ожиданием. «Не приходит Царство Божие приметным образом». Те, в которых живет ожидание, стяжали гордость и падение. Искание с ожиданием высоких даров Божиих отвергнуто Церковью Божией. Это – не признак любви к Богу, а недуг души." преп. Исаак Сирин

" Пока не смирится человек, не получает награды за свое делание. Награда дается не за делание, но за смирение. Добродетель есть матерь печали, а от печали рождается смирение, и смирению дается благодать. " преп. Исаак Сирин