Что до Пафнутия, то я ему всё ответил, но так, как ЛИШЬ ЛИЧНО Я посчитал лучше это сделать для него, ведь он почему-то считает в порядке вещей спрашивать расплывчато, нечётко и неопределённо.
Ну, вот и получил, что и должен был только и получить.
Ведь на деле Пафнутий то просто высказал своё мнение о моих словах,
и спросил нечто, на что мой ответ его на деле и не интересовал вовсе, ибо ему и так всё ясно и без меня, и это с его стороны была лишь некая форма изысканного, а не, как у Акафедора, грубая и злая, осуждения моих слов.
Смотрите сами, разве я не прав?
Например, новая открывшаяся подробность: 'И, увы, никакие дела любви не заменят этот процесс перемены ума-духа-сердца человека...' (ц)
В варианте: 'этот процесс перемены не заменит никакие дела любви' - был бы всецело солидарен.
Если смиренно обречённое 'увы, никакие дела любви не заменят...' - это осознанное убеждение, то в чём тогда для вас сакральный мотив 'этого (незаменимого) процесса'?
В приумножении возвышенных, но безблагодатных слов, необеспеченных 'конкретным содержанием'?
Убедились?
Но я честно попытался пояснить свою мысль Пафнутию.
Пафнутий, выше постом я всё Вам ответил.
Читайте внимательно и хоть попытайтесь понять.
Что первое не заменит второе, а второе не заменит первое, представьте себе, просто означает, что надо заниматься и тем и другим.
Вот такой "оригинальный и неожиданный" вывод.
Ага?
Теперь хоть был понятен?
Пафнутий даже и благодарит в своём ответе меня за мой ответ ему, но просит уточнения, при этом давая мне возможность самому сформулировать суть того, о чём я говорю.
Уж очень для него странно, что я разные там "теоретизирования" ставлю выше дел любви.
Вот его слова ко мне.
Сергий, благодарю, думаю, что уловил призрачную взаимосвязь, упущенную мною.
Теперь полагаю, ваше размышление о незаменимости 'процесса перемены ума-духа-сердца человека' 'делами любви' и вывод 'надо заниматься и тем и другим', были ответом на мой вопрос о том, что заставляет человека непрестанно строить теоретические догадки о свойствах вещей, открывающихся со временем через практическое стремление.
Согласен, оригинально и неожиданно, но тогда необходимо пояснение, что, в вашем восприятии, является теорией, а что - практикой, в показательно выбранной вами паре 'дела любви'--'процесс перемены ума-духа-сердца', чтобы увязать ваш внутренний отклик с вопросом.
Или лучше - явно озвучьте вопрос на который вы отвечали, всё-таки знание скрытого вопроса будет для меня познавательнее.
Опять же Пафнутия мало интересует поднятая мною тема, его интересует лишь степень моего тщеславия и степень моей гордости, чтобы явить их для всех через мой ответ же, для чего он даёт мне свободу самому сформулировать суть моего мнения, что я и делаю далее в пространном ответе, пропуская многие и многие шаги в ответе на вопрос, почему "теоретизирование" и "перемена ума" уж никак не менее значимые вещи, чем "практические дела любви".
Поэтому я и начинаю с самой сути в своём пространном ответе, который Вы можете целиком и прочесть, тут я даю лишь начало своего поста-ответа.
Пафнутий, вопрос самый простой. Цель - в синергии с Богом и по Его благодати стать Богом по благодати? Не так ли? А что это иными словами? Иными словами это стать действовать Богу по благодати всегда, как действует Бог, являя Своё благо. Что и есть усвоение нетварной энергии Бога тварью, что и есть суть православия по догматам Константинопольских соборов самой середины 14 века.
Но это общие слова. А на практике то что? А на практике изволь усвоить, как свои, действия Бога и в истории с потопом, и в истории с Содомом, и с прочими историями Писания. И тут отговорится, что это всё мифы и выдумки никак на самом деле не удастся, ибо от оценок действия ИЛИ БЕЗДЕЙСТВИЯ Бога в этом мире тебе всё равно не уйти никуда.
Так что, раз Бог всегда благ, и ты должен усвоить эту энергию Бога, то считай и действия Бога в Содоме, по зачистке всех там в этом городе, и стариков, и женщин, и детей, благом и ДЕЛОМ ЛЮБВИ. Это понятно? И это тоже практическим делом любви должно стать и для тебя, как и "переводы старушек через улицу."
И готов ли ты к этим конкретным делам любви? Или будешь себе строить в уме иного Бога, у Которого нет и никогда не было потопа, Содома и прочего?
Вот тут-то тебе и никуда не уйти от теоретизирования, если ты не перестанешь врать себе и гнать подобные мысли из своего ума.
Так понятно?
...
Пафнутий ничего не понял в моём ответе, скорее всего, что то понять в моём ответе он даже и не стремился. Просто он стремился, чтобы я "раскрылся" поосновательней, чтобы лучше меня "припечатать", что он далее и проделал, продемонстрировав свои изначальные намерения даже и тем, что обвинил меня в ответе на иной вопрос, чем задал он мне, хотя только что выше сам мне рекомендовал это и сделать. )))
Сергий,
'Пафнутий, вопрос самый простой.' (ц)
Если ваш сокровенный 'вопрос самый простой', то какая неодолимая причина принудила вас отвечать на него взамен явно заданного?
Далее Пафнутий демонстрирует, что он вовсе не понял меня, да и не пытался это сделать, демонстрирует, что постулат православия о заданности этого мира с целью возникновения в этом мире Богов по благодати его вовсе не интересует, как не интересует его и Умное Делание, продвигающее человека по этому пути в синергии с Богом. Иначе откуда у него могут быть идеи, что всё, на счёт чего по его словам "теоретизирует" человек в Умном Делании, есть всегда строго дело не благодатное? Ну, для Пафнутия ни синергии человека с Богом, ни процесса перемены ума человеком в синергии с Богом просто не существует, и лишь потому, что по мнению Пафнутия (но, к счастью, не по мнению св.отцов) этого просто и быть не может, а значит никаких критериев ИСТИННОСТИ у человек в его теоретизировании и созерцании ответов на свои вопросы, данных ему Богом, просто и быть не может, как, видимо, для него и не существует Фаворского Света в опыте исихастов.
Короче, постись, молись, слушай радио Радонеж, делай "дела любви" ("компетентные" товарищи тебе на этот счёт враз всё объяснят, какие именно) и забудь про перемену ума в синергии с Богом, ибо это просто продукт воображения твоего воспалённого ума. Короче, смиренней надо быть, смиренней, да и все дела.
Не так?
Ну, читайте сами. Там общие слова ни о чём, пустые фразы, смысл которых Пафнутий не понимает, зато вполне понятен именно тот посыл его слов, которые я и озвучил.
'... от оценок действия ИЛИ БЕЗДЕЙСТВИЯ Бога в этом мире тебе всё равно не уйти никуда.' (ц)
Насколько высока практическая значимость теоретических 'оценок действия ИЛИ БЕЗДЕЙСТВИЯ Бога в этом мире' умом человека, ещё не ставшего 'Богом по благодати'?
'И вот тут-то критерием и выступают дела любви и оценка твоего состояния духа в их процессе, даже и "теоретическом" тоже...' (ц)
Полагаю, искренние 'дела любви' не критерий, не '"теоретический" процесс', а непрестанная практика обретения нищеты духа, смирения, как краеугольного камня пути к стяжанию Святого Духа.
Внеблагодатная умственная 'оценка твоего состояния духа' в 'делах любви', также не мерило, а подспудное средство самообмана ума, потому что наличие умственных 'критериев' лишь способствует иллюзии подконтрольности уму течения 'процесса перемены ума-духа-сердца', понимания замыслов Бога и прочего, тем самым пестуя гордость и попирая смирение, следовательно, отдаляет стяжание Духа, ведь 'Дух дышет, где хочет' (Ин 3:8 ).
Ведомо ли человеческому уму вне благодати, где хочет дышать Дух?
Ну, человек в принципе и не пытался понять суть моих слов. Ему нужно было лишь припечатать меня пожестче, да и все дела.
Понимаете хоть парадокс?
По Пафнутию для человека в его движении в синергии с Богом по перемене своего ума нет вообще никаких критериев истинности отклика Бога на его вопросы и сомнения в озарениях-откровениях, зато у Пафнутия есть критерий отрицания самой такой возможности для человека в стиле: потому что такого нет и невозможно никогда. Для Пафнутия и иже с ним ВСЕГДА, и это строго, Дух Святой не дышит в каждом человеке, а лишь дышал некогда (и то не всегда) лишь в избранных и назначенных (другими "компетентными" людьми, разумеется) для этого примера людях.
Этому парадоксу сотни лет, да уже и тысячи лет. По сути это вариант варлаамизма у Пафнутия, ведь все мои слова о критериях истинности восприятия человеком благодати божией, есть просто вариация критерия истинности восприятия Фаворского Света молитвенниками (простыми монахами), ведь Фаворский свет и есть Свет Истины.
И этому парадоксу, да, тысячи лет.
Ведь люди молятся молитвой, а нет в них веры в слова и суть молитвы никакой.
Вот эта молитва.
Царю́ Небе́сный, Уте́шителю, Ду́ше И́стины, и́же везде́ сый, и вся исполня́яй, сокро́вище Благи́х и жи́зни пода́телю, прииди́ и всели́ся в ны, и очи́сти ны от вся́кия скве́рны, и спаси́, Бла́же, ду́ши на́ша.Всего лишь однажды прочти эту молитву с искренней верой и искренним желанием её РЕАЛЬНОГО осуществления, и никаких моих длинных вещаний тебе и не понадобится уже.
Сам всё постигнешь.
Но веры то в людях и нет.
Одна болтовня уже тысячи лет.
Ну, за редким исключением, конечно.