'Научный подход', 'отчасти похожий на метод "экспертной оценки"', искателю необходимо самостоятельно вырабатывать, из общих принципов святых отцов, для достигания им опыта стяжания Святого Духа или метод формируется у него самопроизвольно, как закономерный результат переживания данного мистического опыта?
Если вам сложно вербализировать личное пояснение, то вполне уместно явно обозначить цитату кого-либо из святых отцов, в которой освещается данный аспект. Спасибо.
Скорее - "метод формируется у него самопроизвольно, как закономерный результат переживания данного мистического опыта", - но из слов св. отцов для человека в начале пути становится хоть немного ясно, что с ним происходит.
Обычно ведь с каждым как всё происходит?
Человек в некой определённой своей РЕАЛЬНОЙ тяжелейшей жизненной ситуации, обычно в полном отчаянии, ИСКРЕННЕ взывает к Богу.
И получает отклик от Бога.
И получает необходимое ему благодатное воздействие от Бога.
Блажен, кто имеет такой опыт с самого раннего детства.
В детстве всё проще.
Мы в детстве доверчивые, да, и детей не обмануть, ибо правду и ложь, добро и зло им ещё помогает определять их ангел хранитель.
Остальные же практически неизменно начинают свой путь к Богу, сверяясь при этом со св. отцами, ибо они уже глубоко зрелые и всегда и во всём сомневающиеся люди. Таким то людям и не избежать этапа формирования своих личных критериев истинности. Ну, я, понятное дело, описываю и свой опыт, но это ведь общее место и у всех св. отцов в их писаниях.
А далее, всё, как и всегда, всё, как описано и у св. отцов, - человек постепенно обретает навык восприятия благодати Бога, и ни с чем её уже никогда не спутает, в том числе и при возникновении в нём инсайтов-озарений от Бога, на деле и меняющих его ум, и уже лишь потом проявляющихся в уме человека некими помыслами, идущими от Бога.
Так что далее внутренний "критерий истинности" в уме-духе человека при оценке возникающих в нём помыслов на предмет - а от кого они? - срабатывает у человека быстро и практически без размышлений, как мы особо и не размышляем, распознавая свет от тьмы.
Но бывает и ведь сумрак-полумрак?
И тут сразу распознать, свет тут или тьма, может и не получиться.
Почему?
Потому, что человек просто ещё не готов получить ответ от Бога, который он бы смог воспринять своим-умом духом, так как перемена его ума-духа ещё не завершена.
Так что молиться непрестанно и искать Истину наш путь и есть.
Свет Истины всегда пробьется и через любой "сумрак-полумрак".
И вот необходимость распознавания "сумрака-полумрака" такого рода как раз и активирует в уме духе-человека все его критерии истинности распознавания помыслов: а от кого они?
И тут: "не принимать, но не отвергать" - правило, понимание которого я озвучит выше, работает весьма чётко.
Да, оно и не может уже не работать должным образом у человека, вкусившего благодать Бога.
Просто пока человек находится в состоянии "не-до-перемены ума".
Но как только его ум-дух созреет, так человек и пойдет дальше, просто сразу в "сумраке-полумраке" и увидит или свет, или тьму.
Но это всё говорится для новоначальных в делах духовных.
Опытный человек никуда уже, конечно, и сам не торопится.
Ведь, как ни выскакивай из собственных штанов, а Дух Святой дышит, где хочет, и, пока ты не созреешь, откровения-озарения-инсайты от Бога ты и не получишь (которые ты сразу и распознаешь, когда всё же их получишь), а будут тебя мучать обычно лишь твои собственные домыслы и умственные конструкции (от которых алчущему истины уму-духу не избавится никак от слова совсем), очень сильно тебя отвлекающие.
Вот тут-то молитва самое главное оружие и есть, ибо она от такого мусора ум человека как раз и очищает, и тогда то помысел от Бога, когда сподобишься его наконец, и засияет в твоём уме духе, и его ни с чем уже не спутаешь.
В моей подборке цитат св. отцов про это всё как раз и сказано. Я её так специально и подбирал.
П,С,
А суть то инсайтов-озарений от Бога проста до безобразия.
Богу просто надо, чтобы мы изменились до такой степени, чтобы сами в себе нечто нужное Ему поняли и приняли, как своё, но истинное.
Сами задумались, сами изменились, сами приняли, ибо Он сотворил не роботов, но детей Своих.
Вкус истины познаёт только человек.
Религиозный человек почитает эту истину, как озарение от Бога, и сразу определяет её на вкус, и идёт дальше по пути к Богу, по пути к Истине.
Материалист безбожник, раскусив неистинность очередной теории, строит другую свою теорию, которая по началу кажется ему истинной, и для подтверждения чего он тратит массу усилий на верификацию истины "научным методом". Это бесконечный и глупый поиск истины методом "растопыренных пальцев" и этот метод явно имеет свой предел.