Исихазм

Автор Тема: Умная молитва внешнего и внутреннего человека  (Прочитано 3306 раз)

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11917
    • Просмотр профиля

В личку пришел вопрос, который вместе с моим ответом (далеко не полным) выношу на общее обсуждение.

Чем умная молитва отличается от говорения молитвы про себя?  Поясню: с некоторых пор я ушёл умом из головы (хоть и не полностью) и теперь трудно понять, где я думаю - то ль в горле, то ль где-то в груди, то молитва (и вообще думы) в самом телесном сердце звучат.  Раньше "движение мысли" ощущалось в голове, а сейчас вообще не понятно ничего. Итак, в чём разница, как определить?

1.  Переход такой: словесная молитва, проговариваемая вслух, затем словесная молитва, проговариваемая про себя (участвуют горло и язык), затем мысленная молитва (без участия физ.тела). Эти типы молитвы можно назвать молитвой внешнего человека.

Под умной молитвой может пониматься мысленная молитва - она для внешнего человека. Для внутреннего же человека умная молитва простирается дальше. Достигая сердца (сердцевины) внутреннего человека, она становится умно-сердечной. У "сердечности" есть несколько уровней. Первый (поверхностный) относится к душевности (чувственности) человека и часто выражается в умиленном состоянии, чувственном покаянии и плаче. Духовное ядро глубже, встречу с ним трудно передать словесно. В этой встрече присутствует невыразимый мир, тихая радость, чувство обретения духовной родины, предузнавание истины и пр. Еще глубже эти (и другие - их много) чувства растворяются и исчезают...

Умная молитва также может подниматься вверх. Тогда открываются более тонкие мысленные (ментальные) пласты, происходит как бы расширение ума, приходит более высокое знание, исчезают противоречия и т.п.

Чрезмерная привязка  к телесности мешает перейти от внешней молитвы к внутренней. Так ощущение молитвы в районе физ.сердца еще не есть внутренняя (умно-сердечная) молитва, а лишь грубый и искаженный внешний ее аналог.

Никодим

  • Скромный
  • 3
  • Сообщений: 2172
  • Слава Богу за всё!
    • Просмотр профиля

не слова нужны, а то что несут в себе слова... Для чего произносишь слова молитвы? Что бы устроить и подготовить дух и сердце для принятия благодати. Значит, важно именно чувство после произнесенных слов молитвы.Если уразумел это сердцем, то это чувство само уже будет жить в тебе, без усилия памятования об этом.  Само,по естеству. И слова по сути уже и не нужны. Слова суть ключ ко дверям. А если двери уже открыты, зачем глючами трясти?
« Последнее редактирование: 19 Декабрь 2014, 20:40:32 от Никодим »
Храни вас Бог!

Alexeiy

  • Сообщений: 3947
    • Просмотр профиля

Телесность это внешняя помеха. Справиться с ней помогают внешние приёмы, депривация чувств и молитва перед вхождением в сон. Есть и внутренняя. Входя придется увидеть ад и столкнуться с темными силами, которые паразитируют на Свете сокровенного человека. Войти и ужаснуться от боли и уродства своей грешной души. И смириться перед Богом в своей немощи и бессилии. И дать Ему действовать. А это весьма неуютно для ветхого естества, ибо надлежит ветхому умереть.

Aндpeй

  • 3
  • Сообщений: 3015
    • Просмотр профиля

Чем умная молитва отличается от говорения молитвы про себя?  Поясню: с некоторых пор я ушёл умом из головы (хоть и не полностью) и теперь трудно понять, где я думаю - то ль в горле, то ль где-то в груди, то молитва (и вообще думы) в самом телесном сердце звучат.  Раньше "движение мысли" ощущалось в голове, а сейчас вообще не понятно ничего. Итак, в чём разница, как определить?

1.  Переход такой: словесная молитва, проговариваемая вслух, затем словесная молитва, проговариваемая про себя (участвуют горло и язык), затем мысленная молитва (без участия физ.тела). Эти типы молитвы можно назвать молитвой внешнего человека.

Под умной молитвой может пониматься мысленная молитва - она для внешнего человека. Для внутреннего же человека умная молитва простирается дальше. Достигая сердца (сердцевины) внутреннего человека, она становится умно-сердечной.

Мне кажется ключ к пониманию перехода от внешней молитвы к внутренней это Логос, тоесть смыслы заключенные в словах молитвы, внешняя молитва предпологает проговаривание слов как бы буквами и как бы звуками, и уже смыслы воспринимаются из буков и звуков, причем проговаривание может быть и умным без гласного произношения,
Молитва же внутренняя предпологает восприятие чистых смыслов как бы без произношения слов и без думания слов, только чистые смыслы, а уже для осуществления этого и необходимо схождение молитвы в сердце вот тогда из сердца и происходят духовные молитвы.

Сергий

  • "Россия управляется непосредственно Господом Богом. Иначе невозможно представить, как это государство до сих пор существует".(с)
  • Сообщений: 7745
  • "αγαπατε друг друга" - основа ученья (с).
    • Просмотр профиля

Чем умная молитва отличается от говорения молитвы про себя?  Поясню: с некоторых пор я ушёл умом из головы (хоть и не полностью) и теперь трудно понять, где я думаю - то ль в горле, то ль где-то в груди, то молитва (и вообще думы) в самом телесном сердце звучат.  Раньше "движение мысли" ощущалось в голове, а сейчас вообще не понятно ничего. Итак, в чём разница, как определить?

1.  Переход такой: словесная молитва, проговариваемая вслух, затем словесная молитва, проговариваемая про себя (участвуют горло и язык), затем мысленная молитва (без участия физ.тела). Эти типы молитвы можно назвать молитвой внешнего человека.

Под умной молитвой может пониматься мысленная молитва - она для внешнего человека. Для внутреннего же человека умная молитва простирается дальше. Достигая сердца (сердцевины) внутреннего человека, она становится умно-сердечной.

Мне кажется ключ к пониманию перехода от внешней молитвы к внутренней это Логос, тоесть смыслы заключенные в словах молитвы, внешняя молитва предпологает проговаривание слов как бы буквами и как бы звуками, и уже смыслы воспринимаются из буков и звуков, причем проговаривание может быть и умным без гласного произношения,
Молитва же внутренняя предпологает восприятие чистых смыслов как бы без произношения слов и без думания слов, только чистые смыслы, а уже для осуществления этого и необходимо схождение молитвы в сердце вот тогда из сердца и происходят духовные молитвы.
Про логосы верно, только не в ту степь немного.
Внутренняя молитва это ПРОСТО МОЛИТВА ИСТИННЫМИ СМЫСЛАМИ СЛОВ. И точка. А уж как это получается: по буквам, фонемам, словам или иначе - не важно, и не важно как произносится. Важно лишь постижение истинного смысла самой молитвы.
Не нам, Господи, не нам, но имени твоему даждь славу о милости твоей и истине твоей:
Ей гряди Господи Иисусе!  Егоже Царствию не будет конца!  Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе! Аминь.

Никодим

  • Скромный
  • 3
  • Сообщений: 2172
  • Слава Богу за всё!
    • Просмотр профиля

Про логосы верно, только не в ту степь немного.
Внутренняя молитва это ПРОСТО МОЛИТВА ИСТИННЫМИ СМЫСЛАМИ СЛОВ. И точка. А уж как это получается: по буквам, фонемам, словам или иначе - не важно, и не важно как произносится. Важно лишь постижение истинного смысла самой молитвы.
Истинный смысл молитвы, как таковой,я пологаю,бездумен.Он не проходит через усвоение разумом.Это происходит,потом,на другом уровне,когда надо этот смысл обернуть в некий понятный слог,для понимания или успокоения своего самомнения.Но до этого, он чистое восприятие,чистое чувство,чистое движение,ритм,который можно ощутить только сердцем. Подключая к этому процессу описание его, мы даем уже ему некую оценку,тем самым отделяя это "проявление" от сердца человека.Включая ум, мы как бы выходим из течения этой реки, и пытаемся наблюдать за ней со стороны.Лишая себя, как раз, прямого Богообщения. Мы хотим остаться сухими и поймать рыбку.
Храни вас Бог!

Кетч

  • Сообщений: 523
    • Просмотр профиля

Никодим, невежда (я) хочет уточнить: ты предлагаешь просто  бездумно  сидеть в  безмолвии? Или , сидя в том же безмолвии, молчашим умом созерцать логос, доколе от этого созерцания из глубин твоей души не вырвется слово? (Как кто -то писал: если Христос - слово Божие, то Бог - молчание, тишина, откуда это слово вырвалось).
Чем чище зеркало - тем лучше отраженье... :-)

Кетч

  • Сообщений: 523
    • Просмотр профиля

Телесность это внешняя помеха. Справиться с ней помогают внешние приёмы, депривация чувств и молитва перед вхождением в сон. Есть и внутренняя. Входя придется увидеть ад и столкнуться с темными силами, которые паразитируют на Свете сокровенного человека. Войти и ужаснуться от боли и уродства своей грешной души. И смириться перед Богом в своей немощи и бессилии. И дать Ему действовать. А это весьма неуютно для ветхого естества, ибо надлежит ветхому умереть.

Хорошо бы ещё (мне) понять, как это вхождение делается. Признаться честно, я всё ещё пытаюсь понять, что  это значит - молитва... Родион упоминал, что это - состояние, но мне пока не удалось  понять (или осознать), чем оно характеризуется...
Чем чище зеркало - тем лучше отраженье... :-)

Никодим

  • Скромный
  • 3
  • Сообщений: 2172
  • Слава Богу за всё!
    • Просмотр профиля

Никодим, невежда (я) хочет уточнить: ты предлагаешь просто  бездумно  сидеть в  безмолвии? Или , сидя в том же безмолвии, молчашим умом созерцать логос, доколе от этого созерцания из глубин твоей души не вырвется слово? (Как кто -то писал: если Христос - слово Божие, то Бог - молчание, тишина, откуда это слово вырвалось).
Христос говорил людям о Царствии Божьем, то что мог им донести, как человек познавший Источник Сущего. Для этого Бог и воплотился в человека. Образно говоря, Он рассказывал слепым, никогда не видевшим источника света и тепла, о солнце. И  то, как ощутить эти лучи, что надо сделать. Попробуй описать словами тепло от солнца, или свет, или цвет...А описать любовь,жертвенность,радость,печаль - это уже чувство облеченное в Логос.Поэтому ценнно узреть именно то, что толкает создать Логос.А узреть это можно, в тишине ума, когда отстранен сам человек от своего мнения.
От того,  проповеди Христа о церстве небесном - это в основном притчи. По этой же причине,и Библия - это рассказ о проявлении Бога,через поступки, как самих людей,так и ход событий, переплетенных с образным восприятием духовного мира,как это видили пророки.Вопрос то в другом,для чего Бог дал такую возможность человеку, творить ЛОГОСЫ? Потому как, это творческий принцип Самого Творца вселенной. В начале было слово... Но без познания источника, без вхождение в Его творческую основу,без осознания себя единым целым с Ним - это сделать не возможно. Творить сущее - это большая ответственность. И мы как люди, будущие Боги,должны уметь понимать, что добро и что есть зло. И это должно быть в нашем естестве.Чтобы не было время на раздумывание. Наши мысли,намерения, превращаться сразу будут в Логос. Дай нам эту власть сейчас, мир бы превратился в ужас. Ад -это по сути и есть наш логос на дынный момент. Вот только, что мы можем создать!!!
Храни вас Бог!

Aндpeй

  • 3
  • Сообщений: 3015
    • Просмотр профиля

Цитировать
Про логосы верно, только не в ту степь немного.
Внутренняя молитва это ПРОСТО МОЛИТВА ИСТИННЫМИ СМЫСЛАМИ СЛОВ. И точка. А уж как это получается: по буквам, фонемам, словам или иначе - не важно, и не важно как произносится. Важно лишь постижение истинного смысла самой молитвы.

Вы не понимаете что значит "истинные смыслы слов", Вы упорно связываете Логос с аналитическим пониманием, отрицая другие уровни восприятия например в виде музыкальной мелодии.

Aндpeй

  • 3
  • Сообщений: 3015
    • Просмотр профиля


Истинный смысл молитвы, как таковой,я пологаю,бездумен.Он не проходит через усвоение разумом.

Разум сходит в сердце и безусловно участвует в постижении и молитве, другое тело что постижение только разумом не полно, но и постижение без разума ущербно.

Колхозник

  • Сообщений: 3117
  • Владимир
    • Просмотр профиля

Переход от внешней (душевной) молитвы, к внутренней (духовной) происходит не только по качеству молитвы и ее углублению. На мой взгляд, важно понимать, какое изменение претерпевает сам человек. Молитва это прежде всего средство, с помощью которого мы, наше естество, качественно меняются, для более близких отношений с Богом.

Если нет первых этапов преображения человека, то и ждать перехода молитвы от душевной (пусть  и внутри сердца), к духовной, не имеет смысла. Человек который не обрел смирение, терпение, преданность, максимально возможное бесстрастие и наконец Любовь, в духовную область не попадет, Бог двери не откроет без брачных одежд.

Даже для осознания того, что такое духовное небо, что такое духовное пространство, человек должен внутренне изменится. Знание о этом будет в себе носить, а осознания нет. Прежде опыта открытия для себя духовного сердца, человек проживает этап осознания, это как некий лучик от туда или нить, дающая сознанию ясное понимание, куда стремится и что искать.

Имхо, вопрос Александру, это попытка осознать, что такое пространство духа.

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11917
    • Просмотр профиля

Внутренний человек не тождественен человеку духовному  (духовному телу). Внутренний человек душевно-духовный, обычно же только душевный - и неочищенный. Внешний человек не осознает (осознает лишь частично) внутреннего, причем последний может быть весьма развит. Порой этот феномен разделения внешнего и внутреннего весьма забавно наблюдать, порой неприятно.

Aндpeй

  • 3
  • Сообщений: 3015
    • Просмотр профиля

Внутренний человек не тождественен человеку духовному  (духовному телу). Внутренний человек душевно-духовный, обычно же только душевный - и неочищенный. Внешний человек не осознает (осознает лишь частично) внутреннего, причем последний может быть весьма развит. Порой этот феномен разделения внешнего и внутреннего весьма забавно наблюдать, порой неприятно.

А мытарства может пройти внутренний или внешний человек?

Грация

  • Сообщений: 2673
    • Просмотр профиля

"Раньше "движение мысли" ощущалось в голове, а сейчас вообще не понятно ничего..."

Помню, когда-то мирнестранник задавал на форуме часто такой вопрос разным людям: «где находится твоя молитва, в голове или другом месте?».

Сначала, когда я проговаривала мысленно молитву,  с помощью воображения (внутреннего взгляда) вводила внимание ума от головы ниже, так и представляя себе  движение молитвы – сверху вниз – по направлению к сердцу. Потом, благодаря тому же мирнестраннику, одной его опытной подсказке, которая совпала с моим собственным опытом, вообще отказалась от участия воображения. И думаю, что именно после этого отказа, приобрела некое новое знание, благодаря которому молитва стала ощутимым мостиком от внешнего к внутреннему. 

Мне кажется, что переход от внешнего ко внутреннему в молитве происходит постепенно. Часто во внешней молитве можно уловить признаки внутренней и если удается сохранить внимание, то можно идти дальше. Если нет, то происходит возврат во внешнее, или еще того хуже - уплываю в параллель. Но, все равно, каждый раз происходит какое-то новое, неизведанное ранее открытие.

Вхождение в молитву для меня похоже на вхождение в Храм. Сначала это просто внешнее вхождение, внимание отвлекается на все… Постепенно учишься находить какой-то центр, из которого идет молитва. Бывает, что этот центр теряется, пропадает, ты видишь лишь пустоту. А бывает так, что находишь, что в тебе есть что-то неуловимое, что безмолвно откликается на молитву…