Очень быстро просмотрел ликбез по бессмертию в даосизме (прошу извинить меня ). Первые ступени можно охарактеризовать как работу с душевно-духовной структурой. Это не материальное бессмертие. Как я понял, лишь последняя ступень предполагает бессмертие физического тела - и определяется по исчезновению тела в закрытом месте его долгого (годы) пребывания. И никто этих бессмертных уже не видит. Если так, это искусство ухода из нашего мира. Что еще есть?
для меня по даосам - тоже ликбез, так что ))
-древних бессмертных даосов видели, они участвовали в делах людей, хотя со временем они становились "праздными богами"
http://daos.ru/page-2-82.shtml- непременно практиковали внутреннюю алхимию, а к алхимии внешней (прием тяжелых металлов, очищенного золота, нефрита и тп) относились как к спагирии, или к глубоко вторичному делу, по отношению ко взращиванию "бессмертного зародыша".
Обзорно о внутренней алхимии даосов и об эволюции практических воззрений в поздние века - здесь:
http://ru.m.wikipedia.org/wiki/Бессмертие_(даосизм)Непонятно, что из себя прежставляло тело бессмертного, взрощенный до взрослого состояния "бессмертный зародыш" или же собственно трансформированное прежнее тело.
Из этой статьи, хорошо подитожили: «Вывод, который делается из представления о круговороте всего живого, заключается в том, что если следовать естественной природе, можно постоянно возобновлять себя не умирая. Необходимо следовать тем явлениям, которые постоянны, избегая того, что разрушается. Необходимо следовать также естественным ритмам, чтобы не утрачивать жизненной энергии; следование естественным ритмам позволяет черпать силы из самой природы.»
Но при том, существует в даосских трактатах три различных представления о смерти:
«1 Жизнь и смерть — две непременные фазы единого процесса трансформаций-перемен.
2 Смерти как таковой вообще нет — это лишь одна из множества метаморфоз, которые, собственно, и составляют сущность жизни.
3 Жизнь есть безусловное благо, величайшее среди всех благ. Смерть есть зло и её надо преодолеть.»
Отсюда , как понимаю, различные пооды у разных школ к вопросу о бессмертии вообще и о бессмертии физ. тела в частности.