Мощный диалог о любви с Симоном получился.
Два раза Господь спрашивает - ты Меня агапас? А Симон уверенно отвечает - да, Я Тебя фило, Господи. И в третий раз, когда Господь уже спрашивает не про агапе, а про филио— филеис ме?, Симон так же стоек в своем филио, но опечален, что ж его все воемя об одном и том же спрашивает...
Посмотрел по древним манускриптам это место в Евангелии от Иоанна ...
Так вот, в Вашингтонском кодексе (4 век) и в третий раз стоит в вопросе Христа
αγαπας με (Joh 21:17 M-032A) ...
А Шимон все не понимает, почему его спрашивают в третий раз о
το τριτον Φιλεις με (Joh 21:17 M-032A) ...
Он вообще, похоже, агапе и филио не различает и говорит вновь в третий раз
φιλω σε (Joh 21:17 M-032A) ...
Поразительно ...
Различение отдельных типов любви можно видеть уже в древнегреческом языке[2][8]:
«эрос» (др.-греч. ἔρως) — стихийная, восторженная влюблённость, в виде почитания, направленного на объект любви «снизу вверх» и не оставляющая места для жалости или снисхождения;
«филия» (др.-греч. φιλία) — любовь-дружба или любовь-приязнь, обусловленная социальными связями и личным выбором;
«сторге» (др.-греч. στοργή) — любовь-нежность, особенно семейная;
«агапэ» (др.-греч. ἀγάπη) — жертвенная любовь, безусловная любовь, в христианстве такова любовь Бога к человеку.
Также греками выделялось ещё 3 разновидности[8]:
«людус» (лат. ludus) — любовь-игра до первых проявлений скуки, основанная на половом влечении и направленная на получение удовольствий;
«мания» (др.-греч. μανία) — любовь-одержимость, основа которой — страсть и ревность. Древние греки называли манию «безумием от богов»;
«прагма» (др.-греч. πράγμα) — рассудочная любовь, когда переживание этого чувства в человеке побуждается не сердечной привязанностью, а лишь в корыстных интересах с целью извлечения выгод и удобств.
В дальнейшем на этой основе был разработан ряд классификаций, в том числе предложенная канадским социологом Дж. А. Ли концепция шести любовных стилей: три основных стиля — эрос, сторге и людус — в своих смешениях дают ещё три: агапэ, любовь-манию и рациональную любовь-прагму[9].
Разработанная терминология различных типов Любовь существовала в древнегреческом языке. «Эрос» — это стихийная и страстная самоотдача, восторженная влюблённость, направленная на плотское или духовное, но всегда смотрящая на свой предмет «снизу вверх» и не оставляющая места для жалости или снисхождения. «Филиа» — это Любовь-дружба, Любовь-приязнь индивида к индивиду, обусловленная социальными связями и личным выбором. «Сторгэ» — это Любовь-нежность, особенно семейная, «агапэ» — жертвенная и снисходящая Любовь «к ближнему».
http://bse.sci-lib.com/article071981.html
Возможно, Краевед и прав в том, что Христос требует меньшего, а восторженный Шимон дает себе завышенную самооценку ...
Но то, что Христос и Шимон УПОРНО говорят о разном - несомненно ...
Русский же текст в любом переводе не дает нам увидеть этого нюанса СОВСЕМ ...
Увы ...