Что до статьи, ссылку на которую привел Прозелит, то в ней фиксируется внешняя канва церковного опыта, которая знакома, думаю, большинству из нас на собственной шкуре. И описана эта канва достаточно точно. Другое дело, что вывод делается довольно легковесный, что-то вроде: расслабьтесь и Господь вас направит.
Но опыт "воцерковленности" со всей его отрицательностью, мне кажется, приводит еще к переменам в сознании. Хуже всего, наверное, когда человек благодаря этому опыту отвращается от Бога. Плохо, думаю, когда человек, осознавая и видя подмены и фальшь, которыми этот опыт преизобилует, заставляет себя смириться с этим - из-за глубинных страхов или просто усталости и желания обрести хоть какую-то призрачную опору в этой жизни.
Наверное, лучше, когда человек движется дальше. Это необязательно означает расцерковление, как и необязательно означает дальнейшее пребывание в "церковной ограде". Но это означает иной взгляд на вещи, когда внешняя церковность становится лишь прилагательным, а внутреннее делание - существительным. Это, кстати, приводит и к перемене во взгляде на Евхаристию. Не отрицая того, что Евхаристия может свершаться (а может и не свершаться) в "церковной ограде", можно выйти на иное понимание Евхаристии, не связанное с конкретными обрядами в храме. Но это лишь одна из перемен, которые смогут произойти в человеке.