Исихазм

Автор Тема: Границы терпения  (Прочитано 7581 раз)

iunija

  • iunija1@inbox.lv
  • Сообщений: 4621
  • Смерти нет.
    • Просмотр профиля

Re: Границы терпения
« Ответ #30 : 20 Апрель 2015, 22:12:06 »
Oxygen,
Цитировать
Смирение не берется на себя по желанию

(ИМХО) Думаю что берется.... просто деться некуда. когда терпишь. и осознаешь. что терпеть придется всю жизнь. ни одно так другое, ...вот тогда приходит внутреннее убеждение что НАДО терпеть, и как только приходит согласие с этим НАДО, тут же рождается смирение. Хочу добававить. что это не целевой акт. А акт с антрактами. :-) Т.е. будут срывы и ропот...
Судьба ведёт умного, тащит дурака и на плечах своих несёт блаженного, который показывает ей дорогу.

iunija

  • iunija1@inbox.lv
  • Сообщений: 4621
  • Смерти нет.
    • Просмотр профиля

Re: Границы терпения
« Ответ #31 : 20 Апрель 2015, 22:17:50 »
Вереск, спасибо!
У физической боли (а я только о ней) иные законы.. Она имеет пределы.
Цитировать
И не целит, не преображает, она отключает и истощает.
В отличие от боли той.. В условиях нашей медицины сегодня, только и остается, что нарабатывать практику разтождествления. В данном случае, я о приземленном, но для тех, кто выходит в окно, дойдя до предела терпения, это уже перестало быть даже земным.

Советую вспомнить Амвросия Оптинского.   Ну и  Апостола Павла. Да и не только их. Искалеченный Серафим Саровский.... вообще уйма примеров.
Судьба ведёт умного, тащит дурака и на плечах своих несёт блаженного, который показывает ей дорогу.

Oxygen

  • Сообщений: 2062
    • Просмотр профиля

Re: Границы терпения
« Ответ #32 : 20 Апрель 2015, 22:20:24 »
Oxygen,
Цитировать
Смирение не берется на себя по желанию

(ИМХО) Думаю что берется.... просто деться некуда. когда терпишь. и осознаешь. что терпеть придется всю жизнь. ни одно так другое, ...вот тогда приходит внутреннее убеждение что НАДО терпеть, и как только приходит согласие с этим НАДО, тут же рождается смирение. Хочу добававить. что это не целевой акт. А акт с антрактами. :-) Т.е. будут срывы и ропот...

Июния, я не возражаю. У меня просто это происходило иначе. Мгновенно. Когда переворачивается все, выбирать сегментарно не приходится. Подписываешься под всем сразу. Терпение, имхо, все же другая категория. Видимо, терпение способно породить смирение. Но иногда смиряет сама жизнь. Полагаю, что это даже проще.
« Последнее редактирование: 20 Апрель 2015, 22:59:03 от Oxygen »
Все же обнаруживаемое делается явным от света, ибо все, делающееся явным, свет есть (с)

iunija

  • iunija1@inbox.lv
  • Сообщений: 4621
  • Смерти нет.
    • Просмотр профиля

Re: Границы терпения
« Ответ #33 : 20 Апрель 2015, 22:35:10 »
Oxygen,     Жизнь-это есть Библия! Если бы ее не существовало в письменном виде, мудрому взору она явила бы себя через личностное житие.(ИМХО)
Судьба ведёт умного, тащит дурака и на плечах своих несёт блаженного, который показывает ей дорогу.

Oxygen

  • Сообщений: 2062
    • Просмотр профиля

Re: Границы терпения
« Ответ #34 : 20 Апрель 2015, 22:52:15 »
Oxygen,     Жизнь-это есть Библия! Если бы ее не существовало в письменном виде, мудрому взору она явила бы себя через личностное житие.(ИМХО)

+

Все же обнаруживаемое делается явным от света, ибо все, делающееся явным, свет есть (с)

Oxygen

  • Сообщений: 2062
    • Просмотр профиля

Re: Границы терпения
« Ответ #35 : 20 Апрель 2015, 22:56:55 »
В безмолвии невидимых миров
Танцующих цветов
                           прикосновенье всплеском
Струит росы поток
                      в долину одинокой песни.
И капли омывают незрячие глаза,
И устилает путника тропу
                                     звенящая роса
Неразделенного блаженства слез
В слепой ночи исканий
                                    озаренных смыслов.

И яркая заря вольет в глаза огонь
И иссушит росу,
                       и переполнит боль…

http://hesychasm.ru/forum/index.php?topic=746.0

Странно, казалось, весь форум перечитан, но это пре-красное проявилось только сейчас.

И зеркало в тему, как раз габаритное такое.-)))
Все же обнаруживаемое делается явным от света, ибо все, делающееся явным, свет есть (с)

Колхозник

  • Сообщений: 3121
  • Владимир
    • Просмотр профиля

Re: Границы терпения
« Ответ #36 : 20 Апрель 2015, 23:31:30 »
Сейчас развернулся очень показательная дискуссия. Как только речь зашла о физической боли и ее терпения, тут же ум подсовывает установившееся мировоззрение, которое сформировано православной аскетикой в этой области. Если с.о.сказали что боль это хорошо, что правильное ее ношение очищает, облагораживает, призывает благодать и прочие, значит так и есть, это истина в последней инстанции. В процессе беседы начинается обсасывание и углубление в знакомые установки, наверное для того что бы укрепится в этих мыслях еще сильнее. Да, для ветхого человека по плоти, все эти советы с.о. хороши и продуктивны, но внутри появляется все больше звоночков от Духа, что тут не все так, как должно быть. Наверное я сейчас скажу очень крамольную вещь:  но святые отцы по отношению к плоти, имели ветхое представление. 

Если бы они знали Путь для обретения совершенной плоти, вмещающий полноту благодати и отражающую божественное начало в нас, то они бы нам поведали, как с этой плотью нужно работать, но увы, этого нет.

Уверен, прейдет время, когда детям Отца природа откроет свои тайны так глубоко, что они смогут эту природу исцелять, быть в единении с ней, чувствовать ее каждой клеточкой.  И покажут Путь другим. Ветхие воззрения уступят новым, более полным.   

Aндpeй

  • 3
  • Сообщений: 3015
    • Просмотр профиля

Re: Границы терпения
« Ответ #37 : 21 Апрель 2015, 00:14:48 »

Если бы они знали Путь для обретения совершенной плоти, вмещающий полноту благодати и отражающую божественное начало в нас, то они бы нам поведали, как с этой плотью нужно работать, но увы, этого нет.

А откуда они могли это узнать? Есть такая информация в Священном Писании?

В буддизме много шуточек по поводу аскетов достигших сверх-плоти с хождением по воде и т.д.
Смысл такой что нафиг это вообще надо, может святые отцы тоже придерживались похожей точки зрения?

Колхозник

  • Сообщений: 3121
  • Владимир
    • Просмотр профиля

Re: Границы терпения
« Ответ #38 : 21 Апрель 2015, 00:39:04 »
А откуда они могли это узнать? Есть такая информация в Священном Писании?

Ты и есть Священное Писание. Священное Писание не закончилось, оно пишется в вечности здесь и сейчас, в каждом из нас. Оно не имеет начала и конца, оно всегда есть! Потому как к вечному невозможно применить понятий времени. Для ветхого есть время, есть начало и конец.

Цитировать
В буддизме много шуточек по поводу аскетов достигших сверх-плоти с хождением по воде и т.д.
Смысл такой что нафиг это вообще надо, может святые отцы тоже придерживались похожей точки зрения?

не придерживались, а держались за представления. Поэтому и сейчас говоришь нафиг это нужно, а нужно это затем, что без человека и его участия, ветхое не делается новым, чего бы это не касалось.

Грация

  • Сообщений: 2673
    • Просмотр профиля

Re: Границы терпения
« Ответ #39 : 21 Апрель 2015, 08:55:02 »
Предел терпения, как и болевой порог, это вещь индивидуальная. Раиса спрашивала о пределах..А что такое терпение - может, это подавленное возмущение, это что-то такое придушенное..."душили-душили". Решение о терпении, оно  п р и н и м а е т с я. Смирение не берется на себя по желанию. "Терпелка" кончается, смирение - нет. Смирение - это ответ всего на существа на вызов жизни. По моему опыту , это происходит вне ментала, а больше похоже на рефлекс. Возможно, это и есть тот самый энергетический уровень.

Вы понимаете терпение как волевое подавление возмущения. И если перестать этим заниматься, отпустить ситуацию, то тогда придет истинное смирение, как замена терпению. Но так вопрос и не ставился. Хотя у Раисы тоже похожее понимание терпения.

Поэтому я и возразила вам, что то терпение, о котором вы говорите как о подавленном и задушенном (мазохистским) возмущении – это всего навсего ветхое терпение или по-другому, один из хитрых способов проявления НЕТЕРПЕНИЯ.

Кстати, так же, как человек принимает решение терпеть, так же он может принять решение и быть смиренным, хорошим, праведным, честным, добрым, чистым, милосердным  и т.п. (список добродетелей можно дополнить по желанию).

Но чем отличается ветхая добродетель от добродетели в Боге? Тем, что добродетель в Боге дарит истинный, а не выдуманный мир душе. И этот мир нельзя получить лишь нашим волевым усилием - решением. Этот мир – дар Божий. И человек, получивший его в дар, являет уже другое терпение, не как проявление своей воли, а как проявление милости Бога. Такое терпение раскрывается в смирении. Они не идут одно за другим – смирение после того, как кончается терпение, нет. Они идут в паре, как дополнение друг друга. Поэтому, конечно же,  Вы правы в том, что  у вас  лопнуло именно то терпение, которое «душили-душили».))  И теперь появилась возможность по-новому, более осознанно посмотреть на ситуацию.

Грация

  • Сообщений: 2673
    • Просмотр профиля

Re: Границы терпения
« Ответ #40 : 21 Апрель 2015, 08:57:50 »
…в эту тьму ты должен внести свет, в эту область ненависти ты должен внести любовь, в эту дисгармонию ты должен внести гармонию…

…активное смирение, активная примиренность, активный внутренний мир делают нас посланниками, апостолами, людьми, которые посланы в темный, горький, трудный мир, и которые знают, что там их природное место или благодатное место.


Oxygen! Вы привели замечательные слова Антония Сурожского о том, что жизнь нас сталкивает с такими обстоятельствами и людьми, чтобы мы могли привнести туда, где нет гармонии – свет и любовь. Но каким образом мы можем это сделать? Я не думаю, что он подразумевал под этим то, что я – такой светлый и чистый человек, попадая в грязь мира, уже самим своим присутствием несу туда свет. Нет, он пишет об активном смирении. Получается, что привносить свет – это осознавать свое место в этой ситуации. Осознавать, что ты находишься (твое собственное внутреннее состояние) не в гармонии с тем, что видишь или слышишь. Осознавать, что твоя реакция – не смиренна. И в самом себе искать эту гармонию, призывать свет осознания, призывать милость, чтобы восстановить мир и гармонию, обрести внутреннее смирение. Другими словами, в нашей несмиренной реакции и проявляется то, что мы воспринимаем как негармоничное состояние. И митрополит предлагает исправление – активное смирение, активный внутренний мир. Т.е. речь в статье идет о внутреннем мире человека, осознавшего негармоничность ситуации – о восстановлении гармонии и мира именно в нем.  Активный внутренний мир, активное смирение, на мой взгляд, невозможно без терпения. Ведь если мы видим дисгармонию, зло и т.п., то без терпения принести свет туда, где нет смирения – не получится.

Грация

  • Сообщений: 2673
    • Просмотр профиля

Re: Границы терпения
« Ответ #41 : 21 Апрель 2015, 09:01:46 »
Грация, да я согласна. Я просто не знаю, как срезонировать с Чикатило, который говорил, что любит детей. Или с нянечками, которых описал Рубен Гальего в "Белом на черном". Каким "щупом"...не знаю... Неужели скорбь о таких людях считается гордыней, отказом от признания собственного греха?

О том, что скорбь считается гордыней… Почему Вы так решили?

Если Вы скорбите об этих людях, то почему это должно считаться гордыней или отказом от признания собственного греха? Кем должно так считаться? В чем Вы видите собственный грех в подобном случае? Почему Вы сделали такой вывод? Я сказала Вам о том, что решение таких проблем, как личная неприязнь, находится в нашем внутреннем мире, а не во внутреннем мире другого человека. Решение – не в видении другого хорошим или добрым и не в видении собственного греха, хотя через это и проходишь, решение, говоря словами митрополита Сурожского, в том, «чтобы мы внесли туда нечто». Туда – это в свой внутренний мир и через него в ситуацию, которую мы воспринимаем как зло. И это решение не отнимает свободу другого. И Антоний Сурожский хорошо об этом говорит в приведенном Вами отрывке:

«Внутренняя примиренность с обстоятельствами, с людьми не означает, что мы должны рассматривать все обстоятельства и всех людей, как будто они добрые, но означает, что наше место - в их среде для того, чтобы мы внесли туда нечто.»

Здесь у Антония «мы не должны рассматривать». Я это понимаю так, что с той позиции, с какой мы обычно смотрим на зло, не решишь проблему как относиться к подобным людям. Елена тоже когда-то задавала подобный вопрос. Для меня это не абстрактное вопрошание. Это все из моей жизни… Как относится к тому, кто отнимает жизнь у невинных жертв, у сирот и вдов? Можно мысленно искать мотивы подобного… Можно пытаться вызвать в себе сочувствие… У меня не получалось…Если есть неприятие, то его не снимешь подобными вещами. Разумом можно простить, чувствами даже…а вот физику не обманешь…Скорбь… да… через нее тоже проходишь… Я не считаю скорбь гордыней… Это путь страданий. Если Вы идете этим путем, то лучше идти осознанно.  Путь осознания – это путь сознательного призыва света любви.  Чтобы он дал возможность увидеть все по-новому, с другой точки зрения. Из самой своей сокровенной точки. И когда Господь дает любовь, то эта любовь изливается и на жертву и на насильника. Невозможно контролировать этот поток… Он не уравнивает, нет… Но он и не позволяет делить… Когда я просила у Бога помощи, то Он чудом открыл страницы истории… правдивой и нелицеприятной истории, которая была скрыта долгое время. Истории моего рода… И Он дал силы пережить все так, будто бы это происходило со мной лично. Скорби никуда не исчезнут, но свет осознания подарит радость прощения и любви.

Oxygen

  • Сообщений: 2062
    • Просмотр профиля

Re: Границы терпения
« Ответ #42 : 21 Апрель 2015, 13:19:03 »
Предел терпения, как и болевой порог, это вещь индивидуальная. Раиса спрашивала о пределах..А что такое терпение - может, это подавленное возмущение, это что-то такое придушенное..."душили-душили". Решение о терпении, оно  п р и н и м а е т с я. Смирение не берется на себя по желанию. "Терпелка" кончается, смирение - нет. Смирение - это ответ всего на существа на вызов жизни. По моему опыту , это происходит вне ментала, а больше похоже на рефлекс. Возможно, это и есть тот самый энергетический уровень.

Вы понимаете терпение как волевое подавление возмущения. И если перестать этим заниматься, отпустить ситуацию, то тогда придет истинное смирение, как замена терпению. Но так вопрос и не ставился. Хотя у Раисы тоже похожее понимание терпения.

Поэтому я и возразила вам, что то терпение, о котором вы говорите как о подавленном и задушенном (мазохистским) возмущении – это всего навсего ветхое терпение или по-другому, один из хитрых способов проявления НЕТЕРПЕНИЯ.

Кстати, так же, как человек принимает решение терпеть, так же он может принять решение и быть смиренным, хорошим, праведным, честным, добрым, чистым, милосердным  и т.п. (список добродетелей можно дополнить по желанию).

Но чем отличается ветхая добродетель от добродетели в Боге? Тем, что добродетель в Боге дарит истинный, а не выдуманный мир душе. И этот мир нельзя получить лишь нашим волевым усилием - решением. Этот мир – дар Божий. И человек, получивший его в дар, являет уже другое терпение, не как проявление своей воли, а как проявление милости Бога. Такое терпение раскрывается в смирении. Они не идут одно за другим – смирение после того, как кончается терпение, нет. Они идут в паре, как дополнение друг друга. Поэтому, конечно же,  Вы правы в том, что  у вас  лопнуло именно то терпение, которое «душили-душили».))  И теперь появилась возможность по-новому, более осознанно посмотреть на ситуацию.

Грация, такое впечатление, что вы не мне отвечаете? Подавленное возмущение - это лишь один из возможных вариантов. Про смирение уже много написано, повторяться не имеет смысла. Я считаю, что при наличии смирения необходимость в терпении отпадает. (Речь не идет о физической боли, симриться с немощью и болезнью можно, все, что касается телесной боли (подразумеваю яркую, острую боль или ту изматывающую и длительную) - на этом поле речь идет о терпении, это мой опыт, не настаиваю).

Смирение это наш ответ на жизнь со всеми ее пирогами. Но при этом может оставаться боль, печаль и тп. Уходят эмоции, относящиеся к обиде, возникающие к тому, что направлено на тебя конкретно.

Вы переводите стрелки исключительно на "себя", в том смысле, что смотреть нужно только в себя, а другой пусть сам колупается. Любое общение - это взаимодействие, это двусторонний процесс. И ваши тексты - тому свидетельство, кстати!) Вы же разложили м е н я, а не свое отражение во мне. И это нормально. Иначе "тихо сам с собой я веду беседу".

"наше место - в их среде для того, чтобы мы внесли туда нечто" - это не в себя, это от себя, через себя для другого.

Я не стану много писать, лишь потому, что иначе смотрю на проблему зла.
Если вас послушать - я специально сейчас утрирую - то мы дойдем до солипсизма. Мир не гомогенен. Единство мира не подразумевает этого. Целостность - это множественность в одном. Поэтому люди, "вызывающие ужас или неприязнь", сеющие зло могут существовать в нем вполне конкретно. Другой вопрос - как мы с ними взаимодействуем. Смирение состоит в том, что мы видим трезво и принимаем эту ситуацию. Не пассивно, а активно, как и писал А. Сурожский. Мы можем молиться за них. Даже если не в состоянии их полюбить. Хотя возникает определенное проникновение к ним. Приятие их таковыми.
Сурожский ставит вопрос о том, как в смирении не впасть в прекраснодушие, как видеть поток добра либо зла через человека, и как быть, зная об этом.

Грация, дорогая!-))))) Ей-богу, если вам дан дар любви - это супер! У меня его нет, полагаю, во всяком случае, постоянно проявляющегося. К насильнику, который напал на меня в лифте - и вот, да, это было терпение самое настоящее - я не испытываю ни злобы, ни возмущения. Мне его жалко, и меня сковывает, замораживает глубина "падения" этого человека, она потрясает, как и глубина зла в некоторых других персонажах. Но я им сочувствую - ну, приперло человека, каждому знакома ситуация, когда тебя несет, мы же не родились исихастами, жили же и до этого. Это какое-то мягкое чувство, оно делает меня мягче. (Не думаю, что это любовь). Но это не значит, что я признаю насилие "злом, лежащим во мне". Это не значит, что я признаю насилие тем, что не нужно пресекать. Есть такая штука, как я. И знаете, я ведь тоже дитя Божье. И покушаться на меня и дарованную мне свободу - это грех, преступление. Не мое. Это объективное событие. И речь идет о том - с моей стороны, как я его отработаю внутри себя, чем отвечу этому человеку, и как буду смотреть на зло. Силуан говорил о различениии, и очень просто пояснил: добро злыми методами не творится. Так что вопрос в контексте смирения/терпения лежит в том, какой инструментарий можно выбрать в ситуации приятия мира, в котором зло-таки, происходит. И часто -  независимо от меня.
Все же обнаруживаемое делается явным от света, ибо все, делающееся явным, свет есть (с)

Грация

  • Сообщений: 2673
    • Просмотр профиля

Re: Границы терпения
« Ответ #43 : 21 Апрель 2015, 15:30:42 »
Если вас послушать - я специально сейчас утрирую - то мы дойдем до солипсизма. Мир не гомогенен. Единство мира не подразумевает этого. Целостность - это множественность в одном.

Oxygen! Спасибо, что Вы меня поправляете. Мне сложно высказать свою мысль, чтобы не скатиться к крайностям. И в целом, я понимаю Ваш взгляд и на мир и на зло в этом мире. Согласна с тем, что Вы пишете, что… «Целостность - это множественность в одном». Здесь я хотела у Вас спросить… Вы и тот человек, о котором Вы говорите, я понимаю, Вы – разные люди. И не пытаюсь все свести только к Вашему разбору. Хотя, согласна, что так все и выглядит. Прошу простить меня за это. Если Ваше терпение закончится, то Вы всегда мне можете сказать: Хватит! Я не обижусь! Хорошо? Я хотела спросить у Вас, Вы видите или чувствуете или знаете что-то такое светлое, пусть хоть маленькое, почти неуловимое, что могло бы Вас с тем человеком назвать множественностью в одном. Что-то такое, что Вы могли бы назвать общим для вас с ним при всей вашей разности, то, что дает Вам на практике личное опытное знание о целостности? Можете назвать это общее? Еще раз прошу прощения, если мой вопрос покажется Вам бестактным.

Грация

  • Сообщений: 2673
    • Просмотр профиля

Re: Границы терпения
« Ответ #44 : 21 Апрель 2015, 15:40:01 »
Так что вопрос в контексте смирения/терпения лежит в том, какой инструментарий можно выбрать в ситуации приятия мира, в котором зло-таки, происходит. И часто -  независимо от меня.

Вы нашли для себя ответ на этот вопрос? Можете рассказать об этом?