Когда Силуан Афонский получил эту весть от Бога, которая сейчас привлекает столько внимания, он находился, насколько я понимаю, в сильнейшем искушении. Похожие состояния борьбы описывают многие с.о. . Они как раз приходятся на период, когда человек прошел уже достаточно длительный этап предочищения. Мне что-то это напоминает сжатую и заваленную всяким хламом пружину, хлам разгребается и в какой-то момент происходит резкое и болезненное ее распрямление. Некий прорыв наружу, чего-то веками накапливающегося. Возможно, что человек разгребает дверь в собственный ад? И в какой-то момент, она открывается для хозяина дома? Вполне допускаю, что такой мощный процесс внутреннего преображения, затрагивает и окружающих. На какой-то период, двери в ад других людей находящихся в области влияния этого человека, так же приоткрываются. Иначе чем объяснить борения не только внутренние, но и со стороны самых близких тебе людей…да и не совсем близких..? которые становятся не хуже тех атакующих изнутри бесов?
И все это проходит через наш разнесчастный ум. Тогда слова ободрения от Бога, воспринимаются вполне к месту. Держи ум во аде и не отчаивайся. Именно держи. Здесь возможно имелось в виду нечто похожие на то, когда корабль находящийся в бушующем море и его капитану нужно прилагать максимум усилий, что бы этот шторм не погубил судно, капитану необходимо именно держать некий курс, до тех пор, пока буря не уляжется?
В первый год, по получении Святого Духа, я думал: грехи мне Господь простил: благодать свидетельствует об этом; чего мне еще более надо? Но не так надо думать. Хотя грехи прощены, но всю жизнь надо о них помнить и скорбеть, чтобы сохранить сокрушение. Я так не делал, и перестал сокрушаться, и много я потерпел от бесов. И я недоумевал, что со мною делается: душа моя знает Господа и Его любовь; как же мне приходят плохие помыслы? Но Господь меня пожалел, и Сам научил меня, как надо смиряться: «Держи ум твой во аде, и не отчаивайся». И этим побеждаются враги; а когда я умом выхожу из огня, то помыслы снова приобретают силу....................................................................
Детально не изучал историю и предысторию тех слов, о которых написано со слов Софрония (Сахарова). Но почему-то чтение их в контексте, отдают некой православной лубочностью. Хотя тут речь и идет о смирении, но в него столько подмешано мыслей о сокрушении и плаче, что приходят мысль, о сознательном вовлечении человека в плачь и сокрушение, по делу, и там где оно совсем неуместно.
Трудно представить строителя, перед которым стоит задача строить, например, искусно положить 50000 кирпичей, затем из многочисленных материалов выстроить крышу дома, его внутреннею отделку, но при этом этот строитель будет бесконечно стенать и плакать.
Или другой вариант, человек должен идти воевать, но вместо проведения реальных боевых действий, он опять же будет стенать и плакать!?
Понятно, если человек по той или иной причине лишается сил или инструментов для строительства (или войны), как тут не заплакать? Но если все необходимое есть, то иди и работай. Там в этом труде и нужны: терпение, смирение и мужество. Но даже если ты и лишился необходимого для строительства или войны, то сколько плакать? Не должен ли плачь в конечном итоге, опять же привести к смирению?
Вот и выходит, что начитавшись православия в таком духе, приходит народ на форум и задает вопрос, а чета тут не слышно сокрушения и плача?
Нужно ли при открытом доступе в собственный ад, туда спускаться? Думаю что нужно. Но это опять же, это другая история. Это сознательная работа (а не свалившиеся искушение). Да, там грязь и свалка, там то, что никогда не хотелось бы и встречать и видеть, но сколько об этом плакать? Вот смирится и работать понимаю, а плакать и работать не понимаю.
ИМХО