Исихазм

Автор Тема: Каноны и покаянные молитвы вредны?  (Прочитано 16163 раз)

Родион

  • Сообщений: 9255
    • Просмотр профиля

Re: Каноны и покаянные молитвы вредны?
« Ответ #135 : 31 Июль 2015, 23:09:40 »
Ну а я системотехник :) , и тогда все еще проще:
1 Любая аксиома не может быть выведена или подтверждена в рамках теории или системы, в которой она принята.
2 Аксиома может быть доказана, но только в рамках иной теории или системы, где она не аксиома.
3 Целое всегда больше чем совокупность представлений о нём.
4 Чтобы описать целое нужно выделиться из него в некое место, которое не принадлежит целому. Что есть противоречие. Тогда либо целое не полно, либо теория противоречива.
5 Чтобы понять целое нужно им быть.
 Если Вы это понимаете, то должны понимать и ограниченность любой концепции, как бы Вы в неё не верили. А значит и иметь допущения. Ну а если нет, то будьте в рамках. Все равно вариантов для вас нет. А рано или поздно рамка лопнет.
Я ведь не против.
- Путеводитель хороший не посоветуете?
- Пожалуй вот... возьмите Данте.

Антиквар

  • Сообщений: 5219
    • Просмотр профиля

Re: Каноны и покаянные молитвы вредны?
« Ответ #136 : 01 Август 2015, 09:43:23 »
А я как выпускник математической школы, по образованию системотехник, по профессии - политический цензор не могу не встрять со своими пятью копейками: когда-то я умел смотреть на закат и сердце замирало. А потом разучился. А вот это, теперь кажется, и было самым важным: уметь с замирающим сердцем смотреть на закат безо всяких канонов, тропосов, догматов, да...

Родион

  • Сообщений: 9255
    • Просмотр профиля

Re: Каноны и покаянные молитвы вредны?
« Ответ #137 : 01 Август 2015, 12:04:28 »
Ещё мне подарили гуашь. По-моему набор из 12ти баночек. :) Я брал бумагу, кисточки, гуашь, из коробки сделанный мальберт и уходил на луг, к реке. Писал пейзажи  :-D. И закат, и бабочек, и цветы. Я искренне верил что очень даже здорово получалось. А на вопрос "а что это за такое?" всегда отвечал что я так вижу. Не понимали взрослые высокого искусства живописи. А сейчас и я его с трудом понимаю. Разучился понимать. Хотя ещё иногда пробивает. Наверно не все потеряно :) .
- Путеводитель хороший не посоветуете?
- Пожалуй вот... возьмите Данте.

Антиквар

  • Сообщений: 5219
    • Просмотр профиля

Re: Каноны и покаянные молитвы вредны?
« Ответ #138 : 01 Август 2015, 18:08:38 »
Кстати, вот мнение одной монахини в миру, правда, в последнее время более чем критически переосмысливающей и собственный монашеский опыт, да и православную традицию вообще:

"Бог и вера - это то, что остается после деконструкции ВСЕГО: мифов, ритуалов, догматов, правил, аскетики и пр. Пока все это на деле не разрушишь и не оставишь, как шелуху, до зернышка - Бога не доберешься и не уверуешь по-настоящему. Хотя обычно считается, что наоборот".

В принципе мне эта мысль близка.

Oxygen

  • Сообщений: 2043
    • Просмотр профиля

Re: Каноны и покаянные молитвы вредны?
« Ответ #139 : 01 Август 2015, 19:53:49 »
Кстати, вот мнение одной монахини в миру, правда, в последнее время более чем критически переосмысливающей и собственный монашеский опыт, да и православную традицию вообще:

"Бог и вера - это то, что остается после деконструкции ВСЕГО: мифов, ритуалов, догматов, правил, аскетики и пр. Пока все это на деле не разрушишь и не оставишь, как шелуху, до зернышка - Бога не доберешься и не уверуешь по-настоящему. Хотя обычно считается, что наоборот".

В принципе мне эта мысль близка.

+
Иногда, а может, и не иногда...стоит оставить чтение, церковь (институт), и даже молитву (самодвижную, конечно, невозможно, но не о ней речь), просто - перестать..все это перестать. И посмотреть, послушать, почуять - есть присутствие Божье, есть та самая нить, тот поток? Раздеть не только ум, раздеть свое нутро. Вот тогда все станет, как на ладони. Не выстраивать, а дать выстроиться ... И услышать - зов ли это живой веры, живого Бога, или некая заложенная при помощи внешнего, структура..
Все же обнаруживаемое делается явным от света, ибо все, делающееся явным, свет есть (с)

Симеон

  • 3
  • Сообщений: 3025
    • Просмотр профиля

Re: Каноны и покаянные молитвы вредны?
« Ответ #140 : 01 Август 2015, 21:16:07 »
Oxygen, в этом тоже есть ступор. присутствие божие, даже созерцание, однако ступор. грехи видно прощены а дальше как говорится хз что делать, типа просто жить чтоли? И опять забивается это все канетелью со службами, вычиткой, проповеданием и прочей лабудой. Но это неправильно, и обычно Господь ведь начинает попускать так скажем лютые вещи. И непонятно почему так все, вроде господь то чувствуется и не отходит ( до этого ещё дожить конечно надо). Силуан афонский был в такой дыре, и он говорит со всеми своими что это очень малое преуспеяние. И так на самом деле и есть - малая вещь кажется нам большим, а подчас огромным достижением, в наших глазах. Это косточка с царского стола псу. Дальше каяться и смириться и любовь приходит натуральная - ко всем, и великое сострадание божие. Велика любовь божия. Как там - и дух носился над бездной, превосходящая вселенную. И этой любовью уже не успокаивается человек, считает себя виноватым перед всеми за своё не сострадание, и вопросов что делать не задаёт. Это я в книгах прочитал

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11889
    • Просмотр профиля

Re: Каноны и покаянные молитвы вредны?
« Ответ #141 : 01 Август 2015, 22:34:29 »
Кстати, вот мнение одной монахини в миру...
В принципе мне эта мысль близка.

Это очень умозрительное построение. И от него отойти.

Raisa

  • Сообщений: 3749
    • Просмотр профиля

Re: Каноны и покаянные молитвы вредны?
« Ответ #142 : 02 Август 2015, 08:53:45 »
в этом тоже есть ступор. присутствие божие, даже созерцание, однако ступор. грехи видно прощены а дальше как говорится хз что делать, типа просто жить чтоли?
Я думаю, что да.

Raisa

  • Сообщений: 3749
    • Просмотр профиля

Re: Каноны и покаянные молитвы вредны?
« Ответ #143 : 02 Август 2015, 09:11:58 »
"Бог и вера - это то, что остается после деконструкции ВСЕГО: мифов, ритуалов, догматов, правил, аскетики и пр. Пока все это на деле не разрушишь и не оставишь, как шелуху, до зернышка - Бога не доберешься и не уверуешь по-настоящему. Хотя обычно считается, что наоборот".
И посмотреть, послушать, почуять - есть присутствие Божье, есть та самая нить, тот поток? Раздеть не только ум, раздеть свое нутро. Вот тогда все станет, как на ладони. Не выстраивать, а дать выстроиться ... И услышать - зов ли это живой веры, живого Бога, или некая заложенная при помощи внешнего, структура...
Не так давно я плавала в море и что-то засозерцалась, очнулась, когда была уже довольно далеко от людей. И вот там, во глубине вод пришли примерно эти же мысли. Почувствовались со всей силой наслоения, структуры, которые, казалось, уже не оказывают воздействие... но на самом деле осели где-то глубоко в подсознании и невидимо продолжают влиять своими щупальцами, за ними мы теряем самих себя, настоящих... Вот говорят, сглаз, порча... Так это и есть самые настоящие сглаз и порча.

Симеон

  • 3
  • Сообщений: 3025
    • Просмотр профиля

Re: Каноны и покаянные молитвы вредны?
« Ответ #144 : 02 Август 2015, 12:41:17 »
Raisa, это заблуждение. ни первая ни вторая заповеди не исполнены, это лишь снисхождение божие. но впрочем как правило все так и живут, останавливаются, об этом отцы тоже кстати писали

Антиквар

  • Сообщений: 5219
    • Просмотр профиля

Re: Каноны и покаянные молитвы вредны?
« Ответ #145 : 02 Август 2015, 13:25:47 »
Кстати, вот мнение одной монахини в миру...
В принципе мне эта мысль близка.

Это очень умозрительное построение. И от него отойти.

Мне это кажется вехой, полустанком, который проходишь неизбежно, но без долгой стоянки

Oxygen

  • Сообщений: 2043
    • Просмотр профиля

Re: Каноны и покаянные молитвы вредны?
« Ответ #146 : 02 Август 2015, 13:52:19 »
Пуаре пишет о двух очищениях души - деятельном и "приимательном" ("страдательном", в смысле "страдательного залога"). Деятельное очищение заключается в следующем: христианин ограждает свою жизнь от каких бы то ни было излишеств и всеми доступными ему силами хранит себя от совершения греха делом (архим. Софроний Сахаров хорошо говорил об этом). Цель деятельного очищения - посредством вышеуказанного приготовить в душе место для действия Божия, предоставить Ему эту возможность, полностью предать себя Богу. И этим сфера деятельного очищения исчерпывается, эта внешняя подготовка заканчивается. Дальше наступает главное - "приимательное" очищение, когда в душу приходит свет веры, Христово действие, и уже оно само, Святым Духом, правит человеком, очищает его от греха, наставляет его на всякую истину и приумножает в нём благодать Божию. Священное Писание и Таинства здесь - "подпорки" этого процесса, средства для поддержания и укрепления веры.

Мы видим здесь две аскетики - "аскетику синергии" и "аскетику веры". Первая - необходимое условие для второй; но именно условие, весьма ограниченное в своей сфере: по силам приуготовить себя к тому, чтобы во мне действовал Бог. Вторая - "аскетика веры" - уже само это действие Божие в душе.

Сравним с Православием. По сути, в учении, никакого различия здесь нет: в своей духовной деятельности христианин "деянием" подготовляет себя к "созерцанию". Но это в учении; а на практике разница очень велика.

Во-первых, внешняя "аскетика синергии" чрезвычайно расширила у нас свою сферу. Это лишь в малой степени ограждение себя от греха, и уж совсем не уготовление места для действия Божия в себе, а перенос средств для этого в категорию целей. Поэтому внешняя духовная деятельность у нас - это гастрономические посты, хождения на службы, поклоны, особые подвиги и проч., и проч.   

Во-вторых, о втором круге, о второй сфере духовной жизни, об "аскетике веры", у нас речи нет. Мы почитаем проявление и плоды этой сферы у великих святых, скажем, у препп. Симеона Нового Богослова или Серафима Саровского, но сами туда - ни-ни. Свт. Игнатий всем нам объяснил: это страшная прелесть, стремиться к высоким духовным состояниям ни в коем случае нельзя. Нужно только каяться, каяться и каяться.

...Каяться, несомненно, нужно. Но плодом гипертрофизации такого подхода является то, что в Православии христиан, знающих, что такое "аскетика веры", единицы, и сама "аскетика веры" (не употребляя этого названия) почитается верхом духовного совершенства, уделом единиц, иже во святых; а в раннем протестантизме это было возвещено для всех, и с этого христиане начинали своё духовное движение (к Терстегену, последнему великому западноевропейскому мистику, "завершителю" пиетизма, который ярче всего формулировал это учение, тысячами стекались простые люди - и официальная его Церковь, с которой он находился в очень непростых отношениях, одобряла его душепопечительскую деятельность, а не препятствовала ей). И именно здесь и возникает упомянутая мною выше проблема расцерковления: наша церковная педагогика не только не предлагает для дальнейшего роста христиан "аскетику веры", но и не знает, что это такое, и при этом клеймит эту сферу духовной жизни как "неправославие" и "прелесть". Если же нет "аскетики веры", то вне её контекста обессмысливается "аскетика синергии" - и она и превращается в тот замкнутый круг, по которому Церковь велит ходить и ходить

(https://www.facebook.com/notes/1033977209946099/)
Все же обнаруживаемое делается явным от света, ибо все, делающееся явным, свет есть (с)

Oxygen

  • Сообщений: 2043
    • Просмотр профиля

Re: Каноны и покаянные молитвы вредны?
« Ответ #147 : 02 Август 2015, 13:57:15 »
Герхард Терстеген. Письма о духовной жизни V.

Вопрос и ответ: как исправлять свои немощи,


и как восставать от уныния и печали.




Возлюбленный о Христе Иисусе брат!

В своём последнем письме ты спрашиваешь: как наилучшим, наилегчайшим и наинадёжнейшим образом исправлять тебе твои недостатки, и как восставать из гнетущего тебя беспокойного и скорбного состояния? — На первый твой вопрос я отвечу кратко.


Все недостатки и немощи в человеке исправляются чрез единение в любви с Иисусом Христом, когда мы даём Ему возможность жить в нас. Если древо доброе, то будут добрыми и плоды. От нас самих нельзя ждать ничего доброго. Тёмные, горькие, тяжкие и мучительные наши качества упраздняются только чрез единение в любви с Господом Иисусом, когда божественный свет и божественная любовь проникают до самых глубин нашего существа. Твои попечения и заботы о себе, твоя осмотрительность и хранение себя, твои приказания самому себе — это мнимый прямой путь; всё это немощно и даже может быть вредным, когда мы уповаем на такое делание и опираемся на него — как и происходит в твоём случае, так как это делание затворяет тебя в темнице самого себя.

Когда, непосредственно или опосредованно, твои недостатки и немощи открываются и обнаруживаются в тебе, тогда не должен ты пытаться помогать себе многими попечениями и действиями. Нужно спокойно принять таковую свою худость и возрадоваться, что чрез сие открывается тебе возможность больше и глубже предать себя Богу и искать своё совершенство [не в себе], а в Иисусе Христе. Вот что да будет твоим деланием, насколько это для тебя возможно. Оставь, отпусти себя со всеми своими недостатками. Чем меньше пребывания и опоры ты будешь находить в самом себе, тем больше сможешь ты чисто уповать на Бога и искать своё пребывание и опору в Том, Чьё только имя и должно святиться в нас.

Если же ты не можешь отпустить и оставить себя (ибо многозаботливое наше сознание хочет всё совершать само), тогда смиренно, уповая на Бога, терпи себя. Если же не можешь и этого, ибо слишком это тяжело тебе, то брось себя там, где ты есть, и не входи в разбирательство, где уронил ты себя самого, и сам больше не подбирай себя. И это есть ответ на твой второй вопрос. Во всяком унынии, беспокойстве и печали лучший выход — отбросить, уронить себя как некую вещь, которая отныне не принадлежит тебе — но Кому-то Другому. И именно этот Другой, и больше совсем не ты сам, будет иметь благое попечение о сей вещи. О, сколь долго рассматриваем мы себя самих и занимаемся собою! Не пора ли уже нам, наконец, устремить взор только на Бога и возлюбить Его, без воззрения на себя! Ибо Он любит нас, невзирая на то, в каком мы [в данный момент] пребываем состоянии.

Итак, возлюбленный брат мой, предай себя Богу, понеси и потерпи себя самого, отпусти и оставь себя и вниди в единение со Иисусом в чистейшей любви, которую Он Сам да дарует нам и укрепит в оной,

  — чего и желает тебе твой во Христе собрат.


(https://www.facebook.com/notes/%D0%BF%D0%B5%D1%82%D1%80-%D0%BC%D0%B5%D1%89%D0%B5%D1%80%D0%B8%D0%BD%D0%BE%D0%B2/%D0%B3%D0%B5%D1%80%D1%85%D0%B0%D1%80%D0%B4-%D1%82%D0%B5%D1%80%D1%81%D1%82%D0%B5%D0%B3%D0%B5%D0%BD-%D0%BF%D0%B8%D1%81%D1%8C%D0%BC%D0%B0-%D0%BE-%D0%B4%D1%83%D1%85%D0%BE%D0%B2%D0%BD%D0%BE%D0%B9-%D0%B6%D0%B8%D0%B7%D0%BD%D0%B8-v/1062451200432033?pnref=story)

Я прошлась по ссылкам от Алексея (спасибо!)-))
Все же обнаруживаемое делается явным от света, ибо все, делающееся явным, свет есть (с)

Oxygen

  • Сообщений: 2043
    • Просмотр профиля

Re: Каноны и покаянные молитвы вредны?
« Ответ #148 : 02 Август 2015, 14:07:42 »
elm, до преображения "просто жить" не получится, но на мой взгляд, даже "просто жить" еще суметь надо. И очень важно прекратить оценивать "достижения". Актуальнее получить дар различения, а не способность оценщика.
Все же обнаруживаемое делается явным от света, ибо все, делающееся явным, свет есть (с)

Родион

  • Сообщений: 9255
    • Просмотр профиля

- Путеводитель хороший не посоветуете?
- Пожалуй вот... возьмите Данте.