Антоний Сурожский рассказывал историю,как одна бабушка прихожанка спрашивает его, я уже 25 лет читаю Иисусову молитву, а присутствие Бога так ни разу и не ощутила.Он посоветовал ей пребывать в безмолвии и она наконец то ощутила присутсвие Бога.
Да, эта бабушка ещё вязала спицами. Молитва и безмолвие - это не разные вещи, а стадии одного и того же, или способы. Можно и безмолвствовать, если действительно безмолвствовать, а не уноситься мечтаниями и не расхищаться приходящими непрошенными гостями - помыслами. Внимание в любом случае необходимо.
К вам как к знатоку Антония Сурожского,помогите разобраться в терминологии.
Из книги «Путь умно́го делания. О молитве Иисусовой и Божественной благодати» монаха-подвижника Антония (Голынского-Михайловского), епископа «катакомбной церкви».
http://www.e-reading.by/bookreader.php/1031406/Golynskiy-Mihaylovskiy_-_O_molitve_Iisusovoy_i_Bozhestvennoy_Blagodati.html#label12« В зависимости от степени действия слова, ума, сердца и Духа Божьего, молитва имеет соответствующие наименования :
1)словесная (читается вслух),
2)умна́я деятельная (умна́я — произносится мысленно, деятельная — при усилии самого человека),
3)умно-сердечная деятельная (ум — сосредоточен в словах молитвы, а сердце — сочувствует смыслу слов)
Следующие два вида молитвы обретаются подвижником по очищении сердца от страстей и греха:
4)умно-сердечная самодвижная (непрекращающаяся молитва, движимая Святым Духом),
5)умно-сердечная чистая, или непарительная (чистая от помыслов).
По соединении души с Небесным Женихом в единый дух обретается высшая степень молитвы:
6)молитва зрительная (соединившись с Господом, подвижник зрит великие тайны Божьи).»
Пункт №5 не понятен,чистая от помыслов,это как, при практическом применении? Я себе представляю так, стоишь перед иконой и смотришь на Образ Божий(допустим на иконе) и молчишь, и языком, и умом,-говоря простыми словами созерцаешь икону при пустом уме.У меня правильное понимание или я в чём то заблуждаюсь? Антоний Сурожский приводил пример такой молитвы,когда крестьянин сидел в храме и смотрел на образ, но даже чёток не перебирал,его ещё священник спросил, чего ты сидишь мол и не молишься, не то что, вслух ,а хотя бы про себя, на чётках?
Способ в Пункт №4 так же не совсем понятен,молитва движимая Святым Духом,в смысле, ум и язык не учавствуют в этой молитве?