И хорошо если еще очень часто вставлять слова о любви! Вот это тогда да!
Владимир! Хорошо, что Вы меня не видите сейчас, я такого цвета как помидор, наверное. Кидайтесь еще!)) Потихоньку удобряю самоцветами свой огород.))
Кстати… отцы не стеснялись говорить о любви Бога и человека. Знаете, они даже такую любвеобильную вещь пытались толковать как «Песнь песней». И вот там, в одном стихе есть такие прекрасные слова: «
Аз сплю, а сердце мое бдит». Один святой по имени Григорий тоже дерзнул дать свое толкование на эти строки. Часть этого толкования я привела в ответе 140, за что, правда, получила справедливый выговор от старшего брата за попытку самоутверждения таким вот образом.
Вы, как и Игорь, высказали по поводу этой цитаты свои мысли, правда, не столько категорично как он: "
Все же термин "усыпление", который использовал св. Григорий, думаю не совсем хорошо отражает суть проживаемого аскетом периода (возможно перевод не точен).Скорее это период (выбора пути по словам св. Григория) вырабатывания в себе навыка ровности, стабильности и постоянства."Поэтому я не стала вступать с Вами в полемику. Но эти мысли получили продолжение, Вы с Игорем стали их развивать все дальше и дальше и в итоге Вы сказали в ответе Альфе, что «
Разговора о наивысшей цели не шло. Насколько я понимаю, мы беседовали о этапе (части пути) в жизни, в котором человек прилагает усилия над собой, для достижения естественного состояния души.»
Поэтому, чтобы показать, что речь шла
изначально о наивысшей цели, вернемся еще раз к толкованию Песни Песней, а именно, почему Григорий Нисский употребил этот термин:
усыпление, который ни Вам, ни Игорю так не понравился.
«аз сплю, а сердце мое бдит»(Песн. 5:2). В каком же смысле надобно принять это? Сон есть подобие смерти, потому что во сне прекращается всякая чувственная деятельность тел: ни зрение, ни слух, ни обоняние, ни вкус, ни осязание во время сна не действуют, как свойственно им. Напротив того, сон расслабляет телесные силы, производит даже забвение о заботах, какие бывают у человека, усыпляет страх, укрощает раздражение, отнимает силу у огорчительного и приводит в бесчувствие всех бедствий, пока владеет телом. Посему из сказанного дознаем, что выше себя самой стала та, которая величается сим и говорит: «аз сплю, а сердце мое бдит» (Песн. 5:2). Ибо действительно, когда ум живет один сам собою, не смущаемый ни одним из чувствилищ, тогда природа тела бывает приведена в бездействие, как бы во сне каком и в гробу…
Когда, при взгляде на истинные блага, все сему подобное бывает презрено, тогда в недеятельности остается телесное око, потому что душа, став совершеннее, не привлекается тем, что оно показывает, взирая умом на одно то, что выше видимого.
Когда все это, по причине бездействия, одержимо как бы сном каким, тогда деятельность сердца чиста, помысл обращает взор горе, не оглушаемый и невозмущаемый чувственным движением.
Вывод 1. Святой Григорий говорит не о таком движении души, когда она сознательно
старается не реагировать на внешние и внутренние раздражители, но при первом же малейшем искушении приходит в колебание. Он описывает истинное бесстрастие – то, которое человек достигает, всей душой стремясь к наивысшей цели, не надеясь только на свои силы даже на каком-то из промежуточных этапов, он говорит о сверхъестественном состоянии – «
выше себя самой».
Вывод 2: изучаем святых отцов,
Вывод 3: не обижаемся на женщин!))
Всех люблю и обнимаю!) Леониду - привет!