Итак, краткий план или, лучше сказать, смысловая нить. Главный нерв христианства находим в известном святоотеческом изречении: Бог стал человеком, чтобы человек стал богом, и в библейских словах о том, что человек - образ Божий. В традиционном христианстве (шире - в любом сложившемся религиозном обществе) выстраивается сложная иерархическая система отношений человека с Богом, в которой в явной или неявной форме участвует множество посредников, причем человеку отводится роль ничтожного холопа, а Богу - самодержавного царя. И холопу без царских служек до царя не достучаться. Человек в реальной жизни уже не может (не имеет права) стать богом, но должен Богу поклоняться через Его посредников. В эпоху Возрождения достоинство человека начинает восстанавливаться. Этот процесс идет через Реформацию вплоть до частичной победы атеизма, для которого уже Бог ничто, а человек - все. Постхристианство ищет новое место для Бога - и Он уже не царь-самодержец, а человек не червь и не раб, но образ Божий. И человек имеет свои внутренние отношения с Богом (Христом), для которых внешнее посредничество скорее является помехой. Издержки такой над- или пострелигиозности известны. А насколько прогрессивно (и прогрессивно ли) постхристианство по отношению к традиционному христианству?.. Пока не столь сложно сравнить нравственно-духовное и материальное качество жизни в странах традиционно-христианской и постхристианской ориентации.