Думаю, что Карелин является ярким представителем того православия, где центральной и обязательной фигурой является священник производящий ритуал. Это ставится во главу угла, это вшивается в веру приходящих в церковь, это является обязательным условием правильного нахождения Бога. Карелин только лишь переносчик этой традиции, в том числе и через свои публикации.
Это твои думки Владимир и не более того. А архимандрит Рафаил Карелин клирик Грузинской церкви, находящийся по возрасту на покое. Осуждать старца - не высоко ли берешь? Ты кто такой чтобы осуждать священство?
На первых порах такой подход может дать даже положительные результаты. Потому как это способствует большой внешней организации человека. Но вот потом…. когда человек уже внешне организован и приходит время получить реальную Свободу, все это становится спудом на шее.Посему Виктор и в тупике. Вроде все есть: молитва, техника, послушание, попытка исполнять заповеди и т.д., а Свободы нет.
Вы здесь об этой своей молитвенной свободе все уши прожжужали и ни словом не обмолвились. У меня есть подозрение что эта ваша молитвенная свобода есть то учение, которое сюда привнес Леонид и проповедовал все эте годы, пока не ушел. Хочу напомнить эту его практику. Вот она:
"В 90-х годах один мой духовный американский друг привёл меня в общину прогрессивных [неортодоксальных] квакеров в северной части Чикаго, сам не будучи её членом, а быв просто визитёром, каковым стал и я.20-25 человек [в зависимости от посещаемости] садятся в круг и устpемляют своё внимание в сердце, где по квакерскому представлению "квартирует" Св. Дух. Коллективная энергия такого молчаливого [безсловного] сосредоточения очень быстро захватывает всех, без исключения, и участники в течение одного часа [так установлено] соотносятся с пребыванием ума в сердце без особенного личного усилия. В течение этого часа тишины ума любому участнику разрешено встать и кратко высказать свой инсайт, случившийся во время групповой молитвы.После окончания часа молчаливого "радения" квакеры этой общины вступают в живое общение между собой, оказываясь вполне адекватными и живыми людьми. Общение продолжается и за пределами этой встречи, или как они называют её: "meeting".Пользователь Леонид:"Давно определил для себя что лучшая позиция для засыпания в молитве - лёжа на спине с очень плоской подушкой, почти что полная горизонталь. Руки раскинуты как можно шире в стороны, ноги слегка расставлены. Молюсь словами вначале Святому Духу, потом, по мере успокоения дневных волнений, начинаю сосредоточивать внимание на вдохе и выдохе и одновременно, произнося мысленно Иисусову молитву, переношу внимание с дыхания через нос в середину груди (. Если молитва встречает телесное сопротивление, то не насилуя ее, просто поворачиваюсь на бок и пытаюсь, сохраняя внутреннее молчание, смотреть на проекции ума. Ум начинает выдавать нескончаемый набор визулизаций, проекций и разворачивать интересные сценарии. Из смотрения этого видеоряда становится понятно как образуются наши сны, которые, в подавляющем своем большинстве, являются этой спонтанной "работой" ума по генерированию образов. Этот переход, как правило, есть самое продуктивное и значительное время молитвы для меня за весь день. Хотел добавить: После установления тишины ума, в полном отсутствии помыслов ум и начинает генерировать визуальный ряд, как бы в знак протеста о его неожиданно подчиненном положении (поскольку он привык быть "хозяином"). Я не пытаюсь остановить эти проекции, даю им исчерпаться самим по себе. И действительно, их напор со временем ослабевает. Если же бороться с ними, то возрастает их интенсивность и яркость. Ум должен привыкнуть к тому, что нет для него никакой опасности от пребывания в сердце. Он должен осознать, что никто не собирается его уничтожить, наоборот, предоставить ему лучшее место, чем в голове. Ему требуется на это время и хорошее, невраждебное отношение. Ум - не враг, он просто мелкий узурпатор, занял место Царя в голове и расположился с удобствами. По моему глубокому убеждению опыт установления безмолвия ума совершенно равносилен опыту смерти. Наше самосознание опёрто на постоянную работу ума, даже тогда, когда он просто созерцает. Ум в спокойном состоянии непрерывно регистрирует и называет внешние объекты и событийность. Кроме того, он занят сравнением нового с уже известным ему. Если отобрать у ума эту возможность, мгновенно возникает паника, эмоционально совпадающая со смертельной опасностью. Нельзя только забывать, что установление тишины ума - лишь преамбула. Может (и должна) начаться суровая битва. Безсознательное начнёт выдавать такие "порции", что мало не покажется. Бояться однако, не стоит. Мы взыскуем не просто тишины (затишья перед бурей), а Неба Безмолвия Ума. Когда уже, казалось, всё отброшено, у ума в запасе остаётся спецсостояние именуемое "парением ума". Это такой мысленный (безмолвный) птеродактиль бесшумно планирует в пространстве сильной вулканической активности где-то внизу, озаряемый кровавыми отблесками извержений. Моё убеждение о равносильности реальной молитвы и смерти возникло из моего собственного опыта молитвы. Не могу сказать наверняка. Птеродактиль - это мой собственный образ рептильной формации ума. Точно только то, что он - молчит, но это такое "лютое" молчание, что лучше бы уж болтал. Ближе всего по ощущениям и воспоминаниям - высокая температура за 40 в раннем детстве - полубред".
Пользователь Леонид:Из моего опыта...
Попытки творить многочасовую Иисусову Молитву без уделения должного внимания предварительному очищению сердца приводили [несколько раз] к длительной дезинтеграции личности. Никакие попытки включить рациональное мышление не работали. Я уходил на много часов гулять в леса и поля, наблюдая резонность и логичность природы на фоне моего, в буквальном смысле, безумия. Это помогало, но оч. медленно. Один из сокровенных смыслов Умного Делания - в обладании властью над умом. Пока что Ваш ум руководит Вами поимо Вашей воли. Он живёт своей жизнью и не желает, чтобы истинный "Вы" возобладали.Сонливость - уловка ума, чтобы прекратить молитву. И, поверьте, это ещё не самая сильная из его уловок. Он может инициировать и имитировать не только головные боли, но и психосоматические заболевания. Долгое время "использую" теплоту в сердце как снотворное. Без её обретения не удаётся заснуть. Отгоняемый от осознавания страх "не проснуться", что ли? - не даёт уснуть просто так. Если не получается нормальная молитва перед тем как заснуть, то начинаю искать [шарить] умом в сердце в попытке нащупать эту теплоту. Из найденной крупицы её "раздуваю" небольшой комочек, и с ним уже блаженно засыпается. В своём сердце во время молитвы я зрю свой ум [не себя], молящийся коленопреклонённо, благоговейно и безсловесно, без каких либо рассуждений, видений, восторгов, будучи просто премного благодарным за полученную возможность стоять в полной неподвижности и тишине, не внимая никаким "глаголам", ничего не желая и ничего не ожидая.
Ум, утвердившийся [привыкший] в пребывании в сердце, спускается вниз - в чрево и подчревие, находя там непочатый край работы по очистке завалов, накопленных не только в сей жизни, но и унаследованных по разным генетическим линиям, сравнимый разве что с подвигом Геракла, переместившего русло реки для очистки конюшен Авгия.В перерывах этой тяжкой работы ум, конечно, может заняться Богомыслием и прославлением Господа, никто ему такого не запретит, но только на невербальном уже уровне.
Особенно интересно наблюдать как во время молитвы ума в сердце ему приходится [по нужде] включать свою англоязычную составляющую - тогда видно как огромен у ума словарный запас [вылезают слова, о которых я и не подозревал, что они есть в его словаре], как льётся речь без усилия при полном отсутствии русского акцента.