Если следовать сюжету сказки, то Щука к Емеле вовсе не приплыла - он "изловчился и поймал ей", что подразумеваетнемалую смекалку и молитвенный труд.
Конечно, первой мыслью было сварить уху... Как обычно, у человека первая мысль -уничтожить... Вторая -нажраться... Ну и третье: Щука, видать, не дура была. а с мозгами и способностями к телепатии, всё сумекала, поджилки затряслись жить всем охото...), вот и заговорила с перепугу
И всё равно, первое - слезть с печи, взять топор и пробить лёд, без этого не будет ни щук, ни Василис...
Хорошо, давайте сделаем симбиоз притчи и сказки про Емелю.
Начнем с того, в каком смысле Емеля был дураком? Он не был дебилом или дегенератом, но его считали дураком, потому что не был похож на своих братьев, которые имели жен, вели хозяйство и будучи прочно вмонтированы в систему мира дольнего, звезд с неба не хватали и точно знали, что им надо от жизни. Ум Емели был свободен от мирских забот. Он не знал, что ему нужно, но точно знал, что ему не нужно то, что ему предлагает мир. Можно сказать и так - Емеля имел детский ум.
Отсюда вывод №1: желаешь просветить свой ум - освободи его от мирских забот. Смотри на мир по детски.
Кстати, об образе печи, на которой лежал Емеля отсылает нас к другому образу Илья Муромец, который лежал на печи 30 лет и 3 года (30 лет возраст Христа), именно на печи Илья Муромец приобрел силу духа. Печь (попечение, опека), печь (кормилица, душа дома, его сердце). Емеля все время проводит на печи, его сердце, как хлеб в печи созревает в лоне попечения о нем Духа, который пока не открывает себя Емеле. Не Емеля беспечен, беспечны (бес печи) его братья, не думающие о душе.
Отсюда вывод №2: Всегда думай о душе, возгревай ее Духом Божьим, и знай, всему свое время.
И вот пришло время для Емели открыть в себе, то для чего приготовлялась на печи его душа Духом Святым (Дух Святой сошедший на пречистую утробу Богоматери предуготовлял рождение Христа). Для этого надо встать с печи и отправиться за водой (символ Крещения, рождение от воды, рождение от Духа произошло). Водой и Духом.
Прорублена прорубь (образ открытого для Духа сердца), из нее извлекается рыба (символ Христа). Емелю не удивляет, что рыба говорит (это бы удивило его братьев), которые перекрестились бы, бросили бы рыбу и убежали куда глаза глядят. Емеля предуготовлен Духом к развитию таких событий.
И так, Емеля подготавливается Святым Духом (печь) к рождению Христа (рыба) в сердце Емели (прорубь). И смотрите, что говорит Емеля, лучше я сварю уху (это то из говорящей рыбы?). Сварю на огне.
Емеля торопит события (как и Вы Кетч), получив предваряющую благодать Духа Святого, которая стала причиной рождения Христа в сердце Емели, он желает уже сейчас получить и огненную, попаляющую благодать Пятидесятницы. То есть Емеля желает пройти сразу весь
цикл рождения и преображения Духом, Водой и Огнем. На что Христос (Рыба) вполне резонно отвечает. Отпусти меня в воды сердца своего, и при этом всегда помни обо мне, что я всегда в твоем сердце. "О чем ни попросите Отца во имя Мое, даст вам" (Иоанна 16:23), то же "по щучьему велению, по моему хотению".
Отсюда вывод №3: Непристанно возгревай памятование о Христе в своем сердце молитвой Иисусовой пока
щучье веление не совпадет с твоим хотениемСказка заканчивается тем, что Емеля заключает брак с дочерью Царя и сам преображается и становиться прекрасен ликом. Но это уже о будущем веке.