Где-то встречал такую фразу: таинство, это действие благодати, оно исходит от Бога и приводит к нему.
Что-то мне подсказывает, что таинства происходят в сердце человека. И благодать посещает чистую душу, не зависимо от исторических событий и воспоминаний.
Согласна.
Но сердце-то у нас одно на всех (то, которое сокровенное, сердцевина естества). По крайне мере, так свидетельствует мой молитвенный опыт.
"Тела ваши - храм Духа Святого". Тела - множ. число. Храм - ед. число.
Еще из псалма: "создавый на едине сердца их".
Для меня понятие "Тело Христово" - не из серии символов и образов. Это реальность. Осуществляется в том числе и в совместном богослужении.
Это слишком обще - "богослужения нужны всем". Они бывают разные, зависят от настроя прихожан и священников, что каждый туда приносит. Бывает, неоспоримо ощущается благодать
Согласна. Раз на раз не приходится. Вот и нужно учиться формулировать как-то более точно.
А тут в теме встречается вопиющее, на мой взгляд, разделение на "я" и "они". Кто именно подразумевается под "они" непонятно. В данной теме все люди вроде вменяемые...
Сама формулировка с противопоставлением себя обобщенным "они" - она, по сути, есть вскисание фарисейской закваски. Это я не о вас лично, Skylander, а об искажающем мысленном движении, которое прорвалось через высказывание в этой теме (не через ваше высказывание).
А считать что проведением служб в церкви "актуализируется Царство" - это обрядоверие
Вы огрубили мою мысль (механическим порядком Царство не приходит). А в итоге навесили ярлык "обрядоверие" тому, что сами и надумали. Стоит разбираться тоньше.
Еще раз попробую сформулировать. Противопоставление общественных богослужений личной молитве - надуманное в самой своей сути. Пустое это. То и другое - благо. То и другое -
нужно * и полезно.
Силу в полноте участвовать в богослужении подает личная молитва. До того, как начала молиться Иисусовой молитвой, богослужение было для меня мучением (и это тянулось лет семь). А вот после появления личного молитвенного опыта и совместное богослужение открылось иначе.
_________________________________
* Нужно - не в смысле обязательного долженствования, обязанности. А в том смысле, что душа испытывает нужду в этом. Это один из путей вхождения в молитвенную полноту - пересечение личного и общественного богослужения. Особенно, когда опыт совместных богослужений поддержан реальной общинной жизнью, опытом личных взаимоотношений во Христе.
Elena,
Вы же не утверждаете, что мы реально хороним Бога?
Значит, ритуально, с утраченным утилитарным значением.
Для меня это способ воспоминания. Есть хорошее слово - таинство. Оно в себя вбирает и внешний ритуал и событие таинственного причастия души участников Вечной Жизни (каждого в свою меру).
Я против, чтобы богослужение сводили к ритуалу. В рассуждениях этой темы часто используют именно слово "ритуал", не имея нужды в задействовании других понятий, более адекватно передающего суть службы.
Для меня естественно оперировать понятиями "таинство", "порядок службы", "богослужебная последователльность", "форма богослужения". В моем церковном окружении никто не называет службы "ритуалом". Это как-то неестественно звучит для моего уха. Заметила, что ритуалом церковные службы часто называют люди внешние. У меня это ассоциируется со светским "бюро ритуальных услуг".