Духовная практика связана с саттвической природой, ведь она способствует добродетели и спокойствию. Но превзойти саттву — это как пойти дальше внешней праведности, как Христос говорил фарисеям. Они были праведны в глазах людей, соблюдали закон, но их сердца оставались не готовы к полной отдаче Богу. Саттва — это как праведность по закону, но истинное единение с Духом превосходит и её, ведя к состоянию, когда человек открывается для воли Божией и Благодати, а не просто следует правилам.
В литургии, например, когда мы приносим наши молитвы и участвуем в таинствах, мы тоже начинаем с внешнего соблюдения обрядов (что можно сравнить с саттвической практикой), но суть заключается в том, чтобы через эти действия быть в союзе с Богом. Христос не просто призывал людей к чистоте ума и тела, но к преображению всего существа — к "новому творению". Это и есть тот момент, когда человек выходит за пределы гун, ведь он уже живёт по воле Божией, а не по законам материального мира.
Или что значит превзойти? Дух может потом вести-гулять где-попало, что вздумается - хоть находящееся в гунах невежества или страсти?
Нет, на стадии истинного духовного преображения, как это видно в жизни святых, человек уже не стремится к "гунам страсти" или "невежества". Пример здесь — Иисус в пустыне, когда Он был искушаем дьяволом. Даже в моменты крайних испытаний или страданий Он оставался верен Богу, отвергая любые пути, связанные с мирскими страстями. Это показывает, что когда есть единство с Духом, уже не действуют "верёвки" гун, управляющих умом.
Парадоксальным примером могут служить юродивые, которые внешне вели себя странно, как будто были под влиянием тамаса или раджаса. Но они действовали в Духе и не были связаны гунами, даже если это выглядело иначе.