Сергий, не знаю, с чем вы успели ознакомиться из Анохина, у него очень много всего, часто темы одни и те же, а аудитории разные.
https://www.youtube.com/watch?v=Co86Z_jZYho - Консолидация долговременной памяти
https://www.youtube.com/watch?v=b4DPKxm-LqI - Нейрофизиология передачи мыслей
https://www.youtube.com/watch?v=jVjLpwfUeoU - Физика и мозг
https://www.youtube.com/watch?v=2FHd9H__QCI - Мозг и поведение
https://www.youtube.com/watch?v=1EshvSPr-XE - Татьяна Черниговская и Константин Анохин - Языки мозга. (Черниговская - дама с экстравагантной манерой подачи, бывает, "гипертрофирует, интонирует и интерпретирует" -)). Волюнтарист, короче. В паре они смотрятся забавно. Если ее подзаносит, Анохин мягко корректирует.
https://www.youtube.com/watch?v=_tz3lx-pcE4 - Когнитом - гиперсетевая модель мозга
https://www.youtube.com/watch?v=u56MlJAMQPU - Когнитом: концептуальная основа научного изучения сознания
https://www.youtube.com/watch?v=UKw_4ERm408 - Когнитом: на пути к единой когнитивной теории
https://www.youtube.com/watch?v=NOXLQpFHz-U - Ответы на вопросы. Когнитом - теория Реализованных степеней Свободы Мозга
http://scorcher.ru/thems_review/7/Konstantin-Vladimirovich-Anohin.htm - здесь краткие выдержки и ссылки на выступления.
"...Невозможность описать сознание на уровне конкретной организации мозговых структур ставит вопрос о принципиальной, фундаментальной теории сознания, которая должна объяснить, что такое сознание вне зависимости от способа его организации, что проявляется в большой схожести поведения, характеризующего сознание.
...Есть не слишком редкие, изучаемые феномены людей с памятью, позволяющей досконально воспроизводить события давности десятилетий (а что происходило такого-то числа месяца такого-то года?). Это говорит, что существуют некие биологические механизмы, способные поддерживать память в течение длительного времени. Но и обычные люди, возвращаясь к давним событиям, например, рассматривая старые фотографии одноклассников, способны с большой достоверностью воспроизводить значительную часть этой информации.
Может ли такая информация храниться на молекулярном уровне, как генетическая? Память - не свойство отдельных нейронов. Но может ли быть память у отдельного нейрона?
Опыты показывают, что первичная (кратковременная) память хранит очень большое количество информации, но не долго, часы, а затем примерно только 20% остается на долговременное хранение. И есть критический момент, когда один вид памяти переходит в другой. Было показано, что в момент перехода из памяти кратковременной в долговременную, должны протекать активные процессы в нервной системе. Если дать новую информацию, маскирующую старую (однотипную, но другую), то процесс консолидации нарушается, который идет в первые минуты запоминания долговременно. И эти процессы нарушаются при судорожных припадках или при травмах головы или электрошоке и касаются именно нескольких первых минут процесса запоминания. Это было строго подтверждено и на крысах. Обнаружили, что существует всплеск синтеза белка в нервных клетках у животных, учащихся новому событию. Если ввести ингибиторы синтеза этого белка, то долговременного запоминания не происходит, хотя кратковременная память при этом никак не затрагивается. А если синтез не тормозится, то после часа уже ничто не нарушает образованную долговременную память.
Критическим фактором для начала синтеза является новизна в восприятии. Выяснили, что только в активных синапсах (т.е. тех, которые были возбуждены новым стимулом), происходит локализация неспецифичных (универсальных по назначению и распадающихся в течение нескольких часов) белков (началом чего служит новизна в восприятии), приводящих к формированию проводящего синапса, который до этого не проводил возбуждение. Так локально регулируется пластичность нервных клеток при обучении.
Еще есть белки, возникающие в гиппокампе при запоминании.
Может ли быть, что организация памяти осуществляется не на молекулярном уровне, а на уровне целого мозга? В момент извлечения из памяти происходит что-то необычное - давно знали психологи. Если испытуемому показывать очень необычную картинку, которую трудно распознать и запомнить в деталях, а потом просить вспомнить через некоторые промежутки времени, то каждое воспоминание видоизменяет предыдущий образ. Так, буква М древнеегипетского алфавита у одного студента постепенно с каждым воспоминанием трансформировалась в некое животное с полной уверенностью испытуемого, что именно это и было им видено исходно. Каждая реактивация памяти - есть ее активная реконструкция, сопровождающаяся переоценкой вспомненного, что предполагает и реконсолидацию - переписывание памяти. Модернизация памяти при воспоминаниях кажется странным и не правдоподобным явлением (зачем это нужно?). Ведь это предполагает стирание старой памяти и образование новой. Опыты с предварительным введением блокаторов белка памяти при воспоминании глубоко нарушает воспоминание через 24 часа. Для человека то же самое можно сделать если при воспоминании предъявить мешающий стимул - старая память нарушается.
Было обнаружено, что процессом, делающим память все более консолидированной, является сон. Во сне реактивируются те ансамбли нейронов, которые работали в момент приобретения нового опыта в бодрствовании, и что блокада синтеза белка во время сна способна нарушить эту память. Знания, образующиеся во время сна более категоризировано (отработано по значимости), отличаясь от знаний этих же знаний до сна (самые разны модели, от выучивания пения птиц и кончая детьми и человеком). Т.е. переактивируясь во время сна, дневные воспоминания дорабатываются значимостью. Так что, возможно, длительность хранения памяти объясняется такой реконсолидацией во сне.
Появились модели о том, как один нейрон может хранить свое состояние всю жизнь. Это - дополнительный геном в такой клетке".
...