27. И не удивляйся тому, что я сказал, что разумные творения через единство с Богом-Отцом становятся одной природой с тремя ипостасями, без добавления и без изменения. Если чувственно воспринимаемое море, единое по своей природе, цвету и вкусу, когда к нему примешиваются многочисленные реки, имеющие различный вкус, не только не меняется согласно с их особенностями, но без труда полностью обращает их в свою природу, вкус и цвет, то насколько больше море умопостигаемое, безграничное и неизменное, которое есть Бог-Отец!1121 Когда умы возвращаются к Нему, как реки в море, то Он полностью обращает их все в Свою природу, цвет и вкус. Тогда их уже не много, но они становятся одним в Его единичности, у которой нет конца и разделения, благодаря объединению и смешению с Ним1122.28. Как при смешении с морем рек не происходит прибавления в его природе или изменения в его цвете и вкусе, так же и при смешении умов с Отцом не происходит удвоения природ или учетверения ипостасей1123. И как море едино в своей природе, цвете и вкусе до того, как реки соединились с ним, и после того, как они с ним соединились, так же и Божественная природа едина в трех ипостасях Отца, Сына и Духа как после слияния с ней умов, так и до их слияния с ней.
Я тоже на это место обратил внимание, но я понял его иначе. Говорится здесь о том, что от вливания-возвращения умов-рек в Бога-море Божественная трёх-ипостасная природа Бога при этом остаётся неизменной, но Сам меняет природу умов. А разве не к тому стремится христианин - через Причастие, через приобретение Ума Христова? Не тому ли учил Иисус - станьте совершенны, как Бог совершен? Именно к этому и стремится христианин - к изменению своей природы. Ну и, что умы растворяются - нет этого, есть смешение, изменение качеств, а растворения=исчезновения в этих словах я не усматриваю, о чем далее есть и подтверждение:
30. Но из того, что я сказал, что разумные творения находились прежде в Боге, подобно тому как реки находятся в море, не думай, что они по своей природе также с Ним не имеют начала. Ибо даже если они благодаря Его мудрости и Его созидательной силе находятся с Ним, Кто не имеет начала, то у их творения было начало1126. Конца же нет у них, ибо они едины с Тем, Кто не имеет начала и у Кого нет конца.
Да, сравнение с морем имеет изъяны, ведь море всё же меняет качество от качества вливаемых в него рек. Но разве может что-либо сравниться с Совершенным
Будет лишь несовершенное подобие...
Может это всё очень тонко для понимания, может я себе чего своего навоображал, но мне думается, что я понял, о чем сказал Евагрий.
Поинтересовался я, чем же таким Ориген заслужил анафему. Честно сказать, я на его стороне) Пусть меня тоже называют еретиком, предают анафеме, но его взгляды, его богословие, как по мне, более правильное, чем есть в христианстве нынешнем. Даже будучи тем, кем Его считал Ориген, Иисус не перестаёт быть Спасителем. Споры возникли в области непостижимого, а соответственно всегда останутся, и никакими догмами их не прекратить.
Это общее место у святых. Мир для подвижника должен почитаться за ничто, в том числе это значит, что ничто в мире, даже и церковные структуры, как социальный, общественный и религиозный институт, его интересовать не должно.
Только Церковь как Тело Христово имеет интерес для святого, но это совершенно особое измерение - не от мира сего, - в том числе и весьма далекое от церковной организации и иерархии.
Вы, конечно, свободны делать такой выбор, но я - пас... Как можно отказываться от мира, в котором в каждом взгляде, обращенном на тебя, видишь взгляд Бога, и всё, на что падёт твой взгляд, также видишь в том Бога... Боишься причинить вред, хоть действием, хоть словом, хоть даже помыслом, чему-либо - чему угодно - только потому, что за всем видишь, чувствуешь Бога. И от этого мира бежать?... От мира, созданного Творцом, и в нем живущего?... А как же тогда "возлюби ближнего"?... Да и куда бежать, если ВСЁ есть Бог, нет ни одного места, где бы Его не было. Ненависть к чему-либо - чему угодно - будет ненавистью к Богу. Иисус пришёл в мир и был в нём до конца, любя его безмерной любовью, и более всего, хотя и не исключительно, Он находился как раз среди "низов" этого мира. И не гнушался им. Лишь скорбел и любил. Вот если выбирать - идти по пути св.о. или по пути Христа, то я - за второй вариант.
Мир задуман конечным. Это аксиома.
Я и не сказал, что мир бесконечен, но что конец его еще далёк.
Критерии определения предела и конца от нас скрыты. Но можно догадаться. Например, то ,что подавляющая масса человеков, или вообще вся масса человеков, потеряет свободу воли, и будет ведома из вне на коротком поводке различных технологий управления умом даже и в повседневной жизни, Бог терпеть не будет и прекратит бытие этого мира. Так что ждать осталось реально очень не долго.
У Бога найдётся множество способов "разбудить" людей от "сна" ума, не уничтожая мир.
Думаю, у Вас это всё - влияние "Откровения"...