Исихазм

Автор Тема: Оригенизм и аскетика  (Прочитано 20591 раз)

Aндpeй

  • 3
  • Сообщений: 3015
    • Просмотр профиля

Re: Оригенизм и аскетика
« Ответ #60 : 18 Июнь 2016, 21:45:09 »
А возможен ли вариант, когда аскетика затачивается не на борьбу или созидание, а на освобождение духа и пдчинение ему душевных и телесных сил? При этом формы могут быть любые. И так и эдак все равно " требуется развитие таких качеств, как трезвость и ясность недуального ума, освящающая чистота сердца, способность смиренно вмещать и прощать, огромная самодисциплина, неустанный поиск, способность переносить большие внутренние нагрузки (да еще и внешние), бесстрашие и пр. "
Ведь и раньше Иосиф Исихаст был не образован, от сохи что называется, и аскетические методы его были грубы но для него действенны, а Палама например имел прекрасное образование, был умен, рассудителен, и его рассуждение отлично от Иосифа, и подход другой, мягче, заточенней на созидание, и тоже действенен. Так может все таки эти формы равноправны и просто нужно выбрать кому что подходит? Или я ошибаюсь?

Чувственность все таки жесткой аскетикой не убивалась. Скорее работал механизм - клин клином. Мягкотелость и разнеженность перевоспитывали кнутом и веригами. И ведь это метод. И тоже с апелляцией к чувственности, только без удовольствия. Кнут тоже штука чувственная. Но его можно не доводить до отрицания тела. Или нет?

Я так считаю, что чем лучше образование тем меньше жести надо для достижения эффекта, а эффект в возможности пострадать, тоесть если такой как старец Иосиф хочет страданий то надо сутками не есть и жить в пещере, и когда его чувство самосохранения включиться он начинает понимать что происходит, тоесть неоразованному человеку ничего не остается как пытаться включить рефлексы в часности самосохранения, образованный человек способен осмысленно оценивать происходящее и даже небольшое самоограничение его заводит, включается рефлексия, болезненные эффекты захватывают, тоесть то что человек от сохи достигает реальным умервщлением плоти, доведением плоти до края страдания, человек с развитым воображением малость помучившись достраивает в фантазиях, и цель, а цель достичь максимального страдания, достигается.

Родион

  • Сообщений: 9337
    • Просмотр профиля

Re: Оригенизм и аскетика
« Ответ #61 : 18 Июнь 2016, 22:03:46 »
Упс. А почему цель - достич максимального страдания?
- Путеводитель хороший не посоветуете?
- Пожалуй вот... возьмите Данте.

Raisa

  • Сообщений: 3749
    • Просмотр профиля

Re: Оригенизм и аскетика
« Ответ #62 : 18 Июнь 2016, 22:59:25 »
Сегодня совершенно случайно прочла о том, что стояние столбом (оно же поза дерева) - оказывается, одна из древнейших практик. Вот оно, наше столпничество :-) (никогда не понимала). Такое статическое пребывание, оказывается, способствует накоплению и прохождению большого количества энергии, которое, в свою очередь, освобождает тело от блоков и зажимов, что выводит шлаки с токсинами и вообще освобождает сознание. Вот так.

Сергий

  • "Россия управляется непосредственно Господом Богом. Иначе невозможно представить, как это государство до сих пор существует".(с)
  • Сообщений: 7745
  • "αγαπατε друг друга" - основа ученья (с).
    • Просмотр профиля

Re: Оригенизм и аскетика
« Ответ #63 : 18 Июнь 2016, 23:30:17 »
Вся монашеская аскетика - это Евагрий Понтийский. Это надо знать.

Евагрий Понтийский всего лишь неплохо рассказал о монашеской аскетике, а не был её автором, он был таким же исследователем как и Вы, может поэтому он и Ориген Вам так нравиться, хорошо а если скажут что вся монашеская аскетика это Сергий с исихастского сайта, и основываясь на недостатках именно Вашей личности начьнут поносить путь?
Я вовсе не являюсь согласным с Евагрием.
Вынужден дать обширную справку по Евагрию, где перечисляются бредни Евагрия, с которыми я не согласен.

В течение V века оригенизм Евагрия продолжал претендовать
на место основной аскетической и, в то же время, богословской
доктрины монашества—несмотря на появление у него серьез-
ного конкурента в лице неведомого автора Corpus Areopagiticum
(почитавшегося первоначально только в антихалкидонитской
среде). Христологические разделения никак не отразились на
распространении оригенизма, который с одинаковым успехом
превратился в общую эзотерическую доктрину в среде нестори-
ан, халкидонитов и монофизитов. Тяжелый кризис вследствие
усиления оригенизма первыми испытали—и преодолели—не-
сториане (еще в 480-е гг.), затем халкидониты, о которых сейчас
пойдет речь, и позднее всех—монофизиты.
Оригенизм Евагрия сейчас восстанавливается, в основном, по
его сочинениям, сохранившимся в сирийских переводах. Главные
из них—Гностические главы (в количестве пяти сотниц) и так на-
зываемое Большое письмо к Мелании (преп. Мелании Старшей).
От оригенизма самого Оригена учение Евагрия отличается, глав-
ным образом, очень подробной разработкой аскетической сто-
роны и, в плане доктринальном,—в триадологии: если у Оригена
была склонность к субординационизму, то у Евагрия—модализм
(поскольку во времена Евагрия, ученика Великих Каппадокий-
цев, субординационизм был неприемлем из-за своей близости к
арианству).
Все главные элементы оригенистского мифа у Евагрия сохра-
няются. История грехопадения и спасения мыслится как, со-
ответственно, распадение и новое соединение оригенистской
«Энады» («Единицы»). Энада распалась на отдельные «умы»,
каждый из которых достиг своей степени деградации. Эти сте-
пени деградации (до ангелов, людей, бесов...) меняются в зави-
симости от того, как данный ум прожил свою очередную жизнь
(будучи разновидностью платонизма, оригенизм включал уче-
ние о переселении душ). Воплощение и вообще жизнь в мате-
риальном мире—это исправительное наказание для «умов», от-
павших от Единого и потому ставших не «умами», а «душами».
Само творение материального мира было следствием грехопа-
дения, так как необходимо было создать для отпадших «умов»
такие условия, в которых они могли бы исправляться. Поэтому
творение материального мира, которые было бы не нужно, если
бы не было грехопадения, называется у Евагрия «вторым тво-
рением». Жизнь в плоти будет продолжаться столько времени
и столько раз, сколько это потребуется для окончательного ис-
правления данного «ума». Единственный «ум», который не от-
пал,—Христос; Ему и надлежит совершить спасение всех осталь-
ных. Христос воплотился для спасения остальных «умов», не-
смотря на то, что сам по себе Он не был вынужден это делать,
так как Он не грешил. Дело спасения «умов» закончится спа-
сением их всех, поэтому даже адские мучения являются толь-
ко промежуточным и временным состоянием для некоторых из
них, а именно для тех, для чьего исправления необходимо столь
радикальное средство по причине их слишком глубокой испор-
ченности. Спасение всех именовалось в оригенистской тради-
ции «восстановлением всех»—άποκατάστασις πάντων. Впрочем,
в учение об апокатастасисе, хотя и без переселения душ, верил
один из учителей Евагрия, св. Григорий Нисский.
Спасение, по Евагрию, состоит в постепенном развоплоще-
нии «ума» и возвращении его в Энаду—в его растворении в бо-
жественной сущности. В Большом письме к Мелании он сравни-
вает это вливание умов в божественную сущность с впадением
множества речек в океан, при котором речки растворяются без
следа. В аскетическом учении Евагрия это состояние называется
«сущностным ведением»—γνώσις ουσιώδης, то есть таким позна-
нием, при котором ум сливается с сущностью Божией.
Учение Евагрия—это и есть главная разновидность оригениз-
ма к началу VI века.
В христологии учение Евагрия неизбежно вело к двусубъект-
ности: Христос как человек (пусть даже и богочеловек) должен
был представляться одни из «умов» оригенистской Энады и,
следовательно, отличаться от Логоса. Воплощение, по Евагрию,
означало, что и этот «ум» должен был стать «душой», которая со-
единяется с телом. «Человек Иисус Христос» (1 Тим. 2,5) превра-
щался, хотя и во временно существующего, но все-таки отдель-
ного от Логоса субъекта, а воплощение Логоса оказывалось Его
соединением с этим «умом», то есть с еще одним субъектом.
Не нам, Господи, не нам, но имени твоему даждь славу о милости твоей и истине твоей:
Ей гряди Господи Иисусе!  Егоже Царствию не будет конца!  Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе! Аминь.

Родион

  • Сообщений: 9337
    • Просмотр профиля

Re: Оригенизм и аскетика
« Ответ #64 : 18 Июнь 2016, 23:31:09 »
Я тоже когдато на этом ловился :), столпничество это совсем другое.
- Путеводитель хороший не посоветуете?
- Пожалуй вот... возьмите Данте.

Raisa

  • Сообщений: 3749
    • Просмотр профиля

Re: Оригенизм и аскетика
« Ответ #65 : 19 Июнь 2016, 11:04:26 »
 :-) Если Вам известно, можете раскрыть (в двух словах), на чем зиждется столпничество и каков его сокровенный смысл?

Родион

  • Сообщений: 9337
    • Просмотр профиля

Re: Оригенизм и аскетика
« Ответ #66 : 19 Июнь 2016, 12:20:39 »
Стояние столбом это позиция и внутренняя работа с дяньтянями посредством дыхания. Крайне полезная вещь, но столпничество в двух словах  :-) http://halkidon2006.orthodoxy.ru/saints/saints4/768_stolpniki.htm
- Путеводитель хороший не посоветуете?
- Пожалуй вот... возьмите Данте.

Raisa

  • Сообщений: 3749
    • Просмотр профиля

Re: Оригенизм и аскетика
« Ответ #67 : 19 Июнь 2016, 13:37:05 »
Ну вот смотрите. Как всегда, описание это в лучших традициях передачи "Вокруг света": очень хорошие и точные биографические данные, имена, даты, скурпулезные переводы некоторых слов, которые автор считает важными, сказания с восхвалениями о том, КАК это было, про перенесение зноя палящего с дождями и... ничего по существу самой практики. Кроме того, что это делалось от жажды безмолвия и противоборства козням вражим, для смирения и умерщвления плоти. И очень обтекаемо о том, что главное-то во всём этом - "достижение богоуподобления путём аскетического созерцания". Может, под словами назначения этой практики: "Елико внешний наш человек тлеет, толико внутренний обновляется" и имеются ввиду то, о чем писала я или Вы про дянь тяги в том числе?
Может быть, столпничество, затвор, схимническое сидение на кровати, дольмены, подвалы, поза дерева - это всё из одной оперы? Суть - максимальная концентрация-предстояние, накопление максимальной энергии, работа с преображением телесных энергий и т.д.

Aндpeй

  • 3
  • Сообщений: 3015
    • Просмотр профиля

Re: Оригенизм и аскетика
« Ответ #68 : 19 Июнь 2016, 13:43:41 »
Упс. А почему цель - достич максимального страдания?

Максимального в том смысле что реального, то есть должно действительно сносить крышу ветхого, если страдание есть но оно привычное то ветхое подстраивается и созидания нового не происходит. Проще говоря нет изменения ума а идет только изменение страстей.

Aндpeй

  • 3
  • Сообщений: 3015
    • Просмотр профиля

Re: Оригенизм и аскетика
« Ответ #69 : 19 Июнь 2016, 18:39:39 »
Вся монашеская аскетика - это Евагрий Понтийский. Это надо знать.

Евагрий Понтийский всего лишь неплохо рассказал о монашеской аскетике, а не был её автором, он был таким же исследователем как и Вы, может поэтому он и Ориген Вам так нравиться, хорошо а если скажут что вся монашеская аскетика это Сергий с исихастского сайта, и основываясь на недостатках именно Вашей личности начьнут поносить путь?
Я вовсе не являюсь согласным с Евагрием.
Вынужден дать обширную справку по Евагрию, где перечисляются бредни Евагрия, с которыми я не согласен.

В течение V века оригенизм Евагрия продолжал претендовать
на место основной аскетической и, в то же время, богословской
доктрины монашества—несмотря на появление у него серьез-
ного конкурента в лице неведомого автора Corpus Areopagiticum
(почитавшегося первоначально только в антихалкидонитской
среде). Христологические разделения никак не отразились на
распространении оригенизма, который с одинаковым успехом
превратился в общую эзотерическую доктрину в среде нестори-
ан, халкидонитов и монофизитов. Тяжелый кризис вследствие
усиления оригенизма первыми испытали—и преодолели—не-
сториане (еще в 480-е гг.), затем халкидониты, о которых сейчас
пойдет речь, и позднее всех—монофизиты.
Оригенизм Евагрия сейчас восстанавливается, в основном, по
его сочинениям, сохранившимся в сирийских переводах. Главные
из них—Гностические главы (в количестве пяти сотниц) и так на-
зываемое Большое письмо к Мелании (преп. Мелании Старшей).
От оригенизма самого Оригена учение Евагрия отличается, глав-
ным образом, очень подробной разработкой аскетической сто-
роны и, в плане доктринальном,—в триадологии: если у Оригена
была склонность к субординационизму, то у Евагрия—модализм
(поскольку во времена Евагрия, ученика Великих Каппадокий-
цев, субординационизм был неприемлем из-за своей близости к
арианству).
Все главные элементы оригенистского мифа у Евагрия сохра-
няются. История грехопадения и спасения мыслится как, со-
ответственно, распадение и новое соединение оригенистской
«Энады» («Единицы»). Энада распалась на отдельные «умы»,
каждый из которых достиг своей степени деградации. Эти сте-
пени деградации (до ангелов, людей, бесов...) меняются в зави-
симости от того, как данный ум прожил свою очередную жизнь
(будучи разновидностью платонизма, оригенизм включал уче-
ние о переселении душ). Воплощение и вообще жизнь в мате-
риальном мире—это исправительное наказание для «умов», от-
павших от Единого и потому ставших не «умами», а «душами».
Само творение материального мира было следствием грехопа-
дения, так как необходимо было создать для отпадших «умов»
такие условия, в которых они могли бы исправляться. Поэтому
творение материального мира, которые было бы не нужно, если
бы не было грехопадения, называется у Евагрия «вторым тво-
рением». Жизнь в плоти будет продолжаться столько времени
и столько раз, сколько это потребуется для окончательного ис-
правления данного «ума». Единственный «ум», который не от-
пал,—Христос; Ему и надлежит совершить спасение всех осталь-
ных. Христос воплотился для спасения остальных «умов», не-
смотря на то, что сам по себе Он не был вынужден это делать,
так как Он не грешил. Дело спасения «умов» закончится спа-
сением их всех, поэтому даже адские мучения являются толь-
ко промежуточным и временным состоянием для некоторых из
них, а именно для тех, для чьего исправления необходимо столь
радикальное средство по причине их слишком глубокой испор-
ченности. Спасение всех именовалось в оригенистской тради-
ции «восстановлением всех»—άποκατάστασις πάντων. Впрочем,
в учение об апокатастасисе, хотя и без переселения душ, верил
один из учителей Евагрия, св. Григорий Нисский.
Спасение, по Евагрию, состоит в постепенном развоплоще-
нии «ума» и возвращении его в Энаду—в его растворении в бо-
жественной сущности. В Большом письме к Мелании он сравни-
вает это вливание умов в божественную сущность с впадением
множества речек в океан, при котором речки растворяются без
следа. В аскетическом учении Евагрия это состояние называется
«сущностным ведением»—γνώσις ουσιώδης, то есть таким позна-
нием, при котором ум сливается с сущностью Божией.
Учение Евагрия—это и есть главная разновидность оригениз-
ма к началу VI века.
В христологии учение Евагрия неизбежно вело к двусубъект-
ности: Христос как человек (пусть даже и богочеловек) должен
был представляться одни из «умов» оригенистской Энады и,
следовательно, отличаться от Логоса. Воплощение, по Евагрию,
означало, что и этот «ум» должен был стать «душой», которая со-
единяется с телом. «Человек Иисус Христос» (1 Тим. 2,5) превра-
щался, хотя и во временно существующего, но все-таки отдель-
ного от Логоса субъекта, а воплощение Логоса оказывалось Его
соединением с этим «умом», то есть с еще одним субъектом.


Во многом Евагрий прав, но он пытается создавать схемы, заведомо нерабочие схемы, именно это на мой взгляд делает его учение интересным для современных исследователей аскетизма, тоесть зацикленность на схемах, а так множественные вхождения в Матрицу, реальное существование в противовес воображаемым, сложно с этими мыслями спорить.

Сергий

  • "Россия управляется непосредственно Господом Богом. Иначе невозможно представить, как это государство до сих пор существует".(с)
  • Сообщений: 7745
  • "αγαπατε друг друга" - основа ученья (с).
    • Просмотр профиля

Re: Оригенизм и аскетика
« Ответ #70 : 19 Июнь 2016, 21:16:45 »
Вся монашеская аскетика - это Евагрий Понтийский. Это надо знать.

Евагрий Понтийский всего лишь неплохо рассказал о монашеской аскетике, а не был её автором, он был таким же исследователем как и Вы, может поэтому он и Ориген Вам так нравиться, хорошо а если скажут что вся монашеская аскетика это Сергий с исихастского сайта, и основываясь на недостатках именно Вашей личности начьнут поносить путь?
Я вовсе не являюсь согласным с Евагрием.
Вынужден дать обширную справку по Евагрию, где перечисляются бредни Евагрия, с которыми я не согласен.
...

Во многом Евагрий прав, но он пытается создавать схемы, заведомо нерабочие схемы, именно это на мой взгляд делает его учение интересным для современных исследователей аскетизма, тоесть зацикленность на схемах, а так множественные вхождения в Матрицу, реальное существование в противовес воображаемым, сложно с этими мыслями спорить.
Вынужден добавить еще одну обширную цитату.

В 530-е гг. в Палестине напряженные отношения между ориге-
нистами и всеми остальными монахами-халкидонитами переш-
ли в настоящую войну, с убитыми и ранеными. Потребовалось
срочное вмешательство государственной власти, которое, впро-
чем, назревало и без того.
Юстиниан пишет длинное письмо патриарху Константино-
польскому Мине (536-552), в котором подробно разбирает основ-
ной оригенистский миф, готовя тем самым его соборное осуж-
дение. Главным источником для письма послужили книги I и II
трактата Оригена О началах, в котором Ориген изложил суть
своего учения. Если III и IV книги этого трактата (где объяс-
няются принципы толкования Священного Писания) сохрани-
лись по-гречески благодаря свв. Василию Великому и Григорию
Богослову, включивших их в свое Оригеново Добротолюбие—
сборник отрывков из разных произведений Оригена, принятых
церковным преданием,—то две первые книги того же тракта-
та, излагающие, собственно, оригенистский миф, сохранились
лишь в латинском переводе Руфина (друга египетских оригени-
стов рубежа IV и V веков) и, только самые «крамольные» фраг-
менты,—по-гречески, в составе упомянутого письма Юстиниана
к Мине.
Специально для осуждения оригенизма был созван помест-
ный собор в Константинополе в 543 г. Собор издал 15 анафема-
тизмов, в которых формулировалось, какие именно положения
учения оригенистов подлежат проклятию, однако в основу этих
анафематизмов было положено не послание Юстиниана к па-
триарху Мине и даже не аутентичное учение Оригена, а учение
Евагрия. Последний, пятнадцатый анафематизм был обращен
против тех, кто верит, будто вечные мучения будут иметь ко-
нец,—то есть против сторонников апокатастасиса. Кроме того,
собор анафематствовал поименно трех главных учителей ориге-
нистской ереси—Оригена, Дидима и Евагрия.
Палестинский оригенизм оказался под жестким прессом, но
был достаточно крепок, что привело его не к маргинализации с
последующим уничтожением, а к расколу на две крупные партии
(в 548 г.)—партию твердых последователей Евагрия (ίσόχρισται—
«исохристы», то есть «равные Христу») и партию компромисса
(προτώκτισται—«протоктисты»).
Название «исохристы», данное, вероятно, противниками, под-
разумевало, что Христос, согласно их учению,—такой же «ум»,
как и все прочие «умы». Этот тезис выглядел особенно непри-
емлемо в догматической борьбе того времени. Собственно, на
«исохристов» и обрушилась вся тяжесть репрессий против ори-
генистов.
Через десять лет после поместного собора 543 года, на Пятом
Вселенском соборе, вопрос об оригенизме будет рассмотрен
вновь, и будут изданы новые анафематизмы, в количестве деся-
ти, вновь направленные против учения «исохристов». Будет так-
же повторено осуждение Оригена, Дидима и Евагрия (с этого
времени все трое войдут в стандартные списки еретиков, повто-
рявшиеся едва ли не на каждом соборе).
Из числа антиоригенистских анафематизмов Пятого Вселен-
ского собора особое значение имеет седьмой, против предсу-
ществования Христа по человечеству (то есть против Его пред-
вечного существования в качестве «ума» внутри оригенистской
Энады):
Анафеме предаются те, кто считает, что «Христос во образе Божий
сып (Флп. 2, 6) прежде всех век, соединенный [ενωθείς; может быть,
здесь даже лучше перевести «находящийся в одной энаде»] с Богом
Словом.
Согласно анафематствуемому здесь мнению, Христос суще-
ствовал прежде воплощения Логоса—еще в качестве одного из
бесплотных «умов».
Пожалуй, не будет преувеличением утверждать, что на Пятом
Вселенском соборе распространению оригенизма Евагрия был
навсегда положен предел. Если и не сразу после собора, то че-
рез двадцать лет после него ни о каких последователях Евагрия
больше не слышно.
Не нам, Господи, не нам, но имени твоему даждь славу о милости твоей и истине твоей:
Ей гряди Господи Иисусе!  Егоже Царствию не будет конца!  Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе! Аминь.

Колхозник

  • Сообщений: 3117
  • Владимир
    • Просмотр профиля

Re: Оригенизм и аскетика
« Ответ #71 : 20 Июнь 2016, 00:27:31 »
Сергий, у меня вопрос(ы):

Какова роль внутреннего человека? что это? кто это? зачем он нужен? какова его роль лично для Вас, если Вы конечно его наличие признаете?

"но если внешний наш человек и тлеет, то внутренний со дня на день обновляется"

Апостол Павел

Aндpeй

  • 3
  • Сообщений: 3015
    • Просмотр профиля

Re: Оригенизм и аскетика
« Ответ #72 : 20 Июнь 2016, 08:39:00 »
Вынужден добавить еще одну обширную цитату.

В 530-е гг. в Палестине напряженные отношения между ориге-
нистами и всеми остальными монахами-халкидонитами переш-
ли в настоящую войну, с убитыми и ранеными. Потребовалось
срочное вмешательство государственной власти, которое, впро-
чем, назревало и без того.
Юстиниан пишет длинное письмо патриарху Константино-
польскому Мине (536-552), в котором подробно разбирает основ-
ной оригенистский миф, готовя тем самым его соборное осуж-
дение. Главным источником для письма послужили книги I и II
трактата Оригена О началах, в котором Ориген изложил суть
своего учения. Если III и IV книги этого трактата (где объяс-
няются принципы толкования Священного Писания) сохрани-
лись по-гречески благодаря свв. Василию Великому и Григорию
Богослову, включивших их в свое Оригеново Добротолюбие—
сборник отрывков из разных произведений Оригена, принятых
церковным преданием,—то две первые книги того же тракта-
та, излагающие, собственно, оригенистский миф, сохранились
лишь в латинском переводе Руфина (друга египетских оригени-
стов рубежа IV и V веков) и, только самые «крамольные» фраг-
менты,—по-гречески, в составе упомянутого письма Юстиниана
к Мине.
Специально для осуждения оригенизма был созван помест-
ный собор в Константинополе в 543 г. Собор издал 15 анафема-
тизмов, в которых формулировалось, какие именно положения
учения оригенистов подлежат проклятию, однако в основу этих
анафематизмов было положено не послание Юстиниана к па-
триарху Мине и даже не аутентичное учение Оригена, а учение
Евагрия. Последний, пятнадцатый анафематизм был обращен
против тех, кто верит, будто вечные мучения будут иметь ко-
нец,—то есть против сторонников апокатастасиса. Кроме того,
собор анафематствовал поименно трех главных учителей ориге-
нистской ереси—Оригена, Дидима и Евагрия.
Палестинский оригенизм оказался под жестким прессом, но
был достаточно крепок, что привело его не к маргинализации с
последующим уничтожением, а к расколу на две крупные партии
(в 548 г.)—партию твердых последователей Евагрия (ίσόχρισται—
«исохристы», то есть «равные Христу») и партию компромисса
(προτώκτισται—«протоктисты»).
Название «исохристы», данное, вероятно, противниками, под-
разумевало, что Христос, согласно их учению,—такой же «ум»,
как и все прочие «умы». Этот тезис выглядел особенно непри-
емлемо в догматической борьбе того времени. Собственно, на
«исохристов» и обрушилась вся тяжесть репрессий против ори-
генистов.
Через десять лет после поместного собора 543 года, на Пятом
Вселенском соборе, вопрос об оригенизме будет рассмотрен
вновь, и будут изданы новые анафематизмы, в количестве деся-
ти, вновь направленные против учения «исохристов». Будет так-
же повторено осуждение Оригена, Дидима и Евагрия (с этого
времени все трое войдут в стандартные списки еретиков, повто-
рявшиеся едва ли не на каждом соборе).
Из числа антиоригенистских анафематизмов Пятого Вселен-
ского собора особое значение имеет седьмой, против предсу-
ществования Христа по человечеству (то есть против Его пред-
вечного существования в качестве «ума» внутри оригенистской
Энады):
Анафеме предаются те, кто считает, что «Христос во образе Божий
сып (Флп. 2, 6) прежде всех век, соединенный [ενωθείς; может быть,
здесь даже лучше перевести «находящийся в одной энаде»] с Богом
Словом.
Согласно анафематствуемому здесь мнению, Христос суще-
ствовал прежде воплощения Логоса—еще в качестве одного из
бесплотных «умов».
Пожалуй, не будет преувеличением утверждать, что на Пятом
Вселенском соборе распространению оригенизма Евагрия был
навсегда положен предел. Если и не сразу после собора, то че-
рез двадцать лет после него ни о каких последователях Евагрия
больше не слышно.


Я конечно читал и "О началах" и книги Евагрия, поэтому и писал что они во многом правы, но правы не во всем, конечно их учение о Христе ложное и осуждены они правильно, мне нравиться в них не псевдо-теории о Боге а мысли близкие к идеям Матрицы, тоесть не само предсуществование душ а то что реально существующий телесно человек погружается в иллюзорный мир в котором может постоянно перевоплощаться в иллюзорных телах, но не смотря на иллюзорность матричных тел, чувства реальны, переживания тоже реальны реальна и смерть, но истинная смерть это конечно смерть реального тела подключенного к Матрице.

Колхозник

  • Сообщений: 3117
  • Владимир
    • Просмотр профиля

Re: Оригенизм и аскетика
« Ответ #73 : 20 Июнь 2016, 09:08:44 »
Ориген был первопроходцем в богословии. Хорошо критиковать когда есть на что опереться (особенно нам, спустя 2 тысячи лет), а на что он мог опираться в начале третьего века в этом вопросе? Думаю что только за это его можно уважать и с пониманием относится к тому что он писал.

Сергий

  • "Россия управляется непосредственно Господом Богом. Иначе невозможно представить, как это государство до сих пор существует".(с)
  • Сообщений: 7745
  • "αγαπατε друг друга" - основа ученья (с).
    • Просмотр профиля

Re: Оригенизм и аскетика
« Ответ #74 : 20 Июнь 2016, 09:33:38 »
Сергий, у меня вопрос(ы):

Какова роль внутреннего человека? что это? кто это? зачем он нужен? какова его роль лично для Вас, если Вы конечно его наличие признаете?

"но если внешний наш человек и тлеет, то внутренний со дня на день обновляется"

Апостол Павел
Устройство человека в целом и устройство ума человека дуально. Ум состоит из двух частей, которые работают параллельно. Одна часть ума связана с мозгом и работает по обработке данных от чувств, но способна оперативно выполнять все функции ума. Другая часть ума находится в умопостигаемом мире и лишь связана и управляет той частью ума, которая связана с мозгом. Это и есть "внутренний человек". Обе части ума изменчивы, но внутренний человек более инертен и менее подвержен изменения. Это средоточение основной сути человека, которая, естественно, менее изменчива. Отсюда ясен смысл слов апостола. Внутренний человек это средоточение того, чего достиг и кем стал человек, долговременный архив ума. Внешний человек - лаборатория обучения ума в целом.
Не нам, Господи, не нам, но имени твоему даждь славу о милости твоей и истине твоей:
Ей гряди Господи Иисусе!  Егоже Царствию не будет конца!  Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе! Аминь.