Витя, "Внутренний Наблюдатель" - сверхъестественная способность, т.е. в прямом смысле, превышающая наше естество. Термин новый, считаю его удачным. Наверное ранее его называли прозорливостью (божественная способность). Прозорливость не принадлежит человеку по природе (имхо). Прозорливость, это "Глаза Бога" в человеке. Думаете это с.о. видели мысли (ум) других или события (пророчества), нет, не с.о., но через них. Кстати не такая уж и редкая способность, ею обладали в той или иной мере практически все с.о., Думаю что и тем кто долго движется к Богу, она дается в той или иной мере, в том числе и для того, что бы человек видел сам себя со стороны.
Володя, я все равно не уразумею сути. Давай попробую объясню как сам понимаю с ссылкой на святых отцов.
"По библейско-святоотеческому преданию известно, что сердце человека, если оно прекращает отвечать воле Божией и начинает исполнять желания диавола, заболевает и мертвеет. Речь идет о болезни, окаменении, нечистоте, духовном омертвении сердца."Как невозможно по одному каналу вместе проходить огню и воде, так невозможно греху войти в сердце, если он не постучится прежде в дверь сердца мечтанием лукавого прилога" (Преп. Исихий, пресвитер иерусалимский. Добр Т.2. С.168). Именно воображение (мечтание) приводит сердце к диавольскому прилогу. После падения человека воображение, которое тоньше мысли и грубее ума, сделалось началом зла. Поэтому святые отцы советуют каждому хранить свое воображение в чистоте или, еще лучше, жить таким образом, чтобы воображение не могло действовать, а мечтательная способность была умерщвлена. Только умертвив ее великим покаянием и многим плачем, человек может богословствовать. В творениях святых отцов говорится об утрате сердца. При этом имеется в виду, что в сердце больше не действует благодать Христова, так что оно превращается из вышеестественного центра в противоестественный. Сердцем человек получает уверение от Бога, в сердце Бог открывается, говорит и толкует Свое слово. Если же сердце покрыто, то человек находится в глубокой тьме.
Володя!О чем говорят святые отцы? О покаянии. Покаянием мы возвращаемся обратно. Покаяние, плач, сокрушение теснейшим образом связаны с огнем, который рождается в сердце.
Покаяние становится ощутимым, когда Святой Дух возжигает огнь в сердце человека. Об этом огне, который загорается в сердце, Господь сказал: «Огонь пришел Я низвести на землю, и как желал бы, чтобы он у же возгорелся!» (Лк.12:49).Это тот жар, который ощутили ученики, направляясь в Эммаус: не горело ли в нас сердце наше, когда Он говорил нам на дороге и когда изъяснял нам Писание? (Лк.24:82).
R.S. В самом начале молитвенной практики я познал на собственном опыте что такое кусок льда вместо сердца. В первые год молитвенной практики познал на собственном опыте что такое "возгретость сердечная", которая постепенно стало моим обычным состоянием все эти годы. А прошедшим Великим постом я на собственном опыте познал что такое "не горело ли в нас сердце наше". Оно в полном смысле этого слова горело. К сожалению это было пару раз в течение всего поста, а больше не повторялось. Когда этот огонь уничтожит сердечные страсти, то переживается как свет. Апостол Павел, обладавший этим опытом, писал, что Господь осветит скрытое во мраке и обнаружит сердечные намерения (1Кор.4:5).
Володя! По моему мы с вами об одном и том же говорим, но выражаемся разным языком. На сегодня у меня закончились три моих сообщения. Всего хорошего. До завтра!
Учение о том, что благодать Божия сперва воспринимается как огонь, а впоследствии как свет, рассматривается у Иоанна Синайского, автора Лествицы. Бог есть огнь поядающий, согласно апостолу Павлу: «...потому что Бог наш есть огнь поядающий» (Евр.12:29). Преподобный Иоанн Лествичник говорит, что всякий труд наш есть пред нами, дондеже внидет во святилище наше огнь оный Божий (Пс.78:16). Бог же наш есть огнь поядаяй (Евр.12:29) всякое разжжение и движение похоти, всякий злой навык, ожесточение и омрачение, внутреннее и внешнее, видимое и помышляемое» (Леств.26:
.Далее в сем состоянии дается молитва находящая, а не самим человеком творимая. Находит дух молитвы и увлекает внутрь сердца – все одно, как бы кто взял другого за руку и силою увлек его из одной комнаты в другую. Душа тут связана стороннею силою и держится охотно внутри, пока над нею есть нашедший дух. Знаю две степени сего нахождения. В первой – душа все видит, сознает себя и свое внешнее положение, и рассуждать может, и править собою, может даже разорить сие состояние свое, если захочет. И это вам должно быть понятно.
У святых отцов, и особенно у преподобного Исаака Сирина, указывается и другая степень даемои или находящей молитвы. Выше показанной стоит у него молитва, которую он назвал экстазом, или восхищением» (Умное делание. С.33–34).