Исихазм

Автор Тема: Сергей Михайлов  (Прочитано 43524 раз)

Dementiy

  • Сообщений: 149
    • Просмотр профиля

Re: Сергей Михайлов
« Ответ #240 : 17 Июль 2018, 10:56:43 »
Меня читают от двух до пяти тысяч человек в сутки (это лишь то что фиксируют фискальные программы) и вдруг..., я из-за недостатка славы ринулся на бедный ИсихазмРу.
С какой бы стати?
Спасибо за ответ.
Теперь я понял "почему" интуиция меня предупреждала.
Ищу одного человека

Колхозник

  • Сообщений: 3111
  • Владимир
    • Просмотр профиля

Re: Сергей Михайлов
« Ответ #241 : 17 Июль 2018, 10:58:32 »
Что я ни скажу и всё, или ищу славу, или уныло, или плохо.
Оставайтесь уж тогда с миром навсегда.
Можете считать что я обиделся, ведь воли подумать о человеке просто и хорошо, я вижу - здесь нет.

Хорошее правило, "не принимай и не отвергай", в нем смиренномудрие и свобода. Работает практически в любых сложных ситуациях.

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11917
    • Просмотр профиля

Re: Сергей Михайлов
« Ответ #242 : 17 Июль 2018, 11:01:56 »
Чтобы понять сказанное мной, надо видеть, как, к примеру, Колхозник. Добавлю, гордость ума связана не только с его неспособностью к свободе и гибкости (эта неспособность уже вторична), но и с другими его существенными качествами.

Родион, пока нет внутренней меры, планы будут рассыпаться, смыслы уплывать. К примеру, к чему нужны слова о жертве Христа и ангелах, которые Его покинули? Тогда вспомни, что и Отец оставил. И не забудь Его:  доколе буду терпеть вас - в контексте разговора

Виктор Шипилов

  • 3
  • Сообщений: 1056
  • Слава Богу за все!
    • Просмотр профиля

Re: Сергей Михайлов
« Ответ #243 : 17 Июль 2018, 11:22:41 »
И тут важно понимать что такой ум сам себя не увидит адекватно. И тогда практическая ценность подобных притч? Притча должна истирать загрязнение ума до тех пор, пока не промелькнет сияние. И тут второстепенное может оказаться не таким уж второстепенным. Встает вопрос необходимости очищения ума. А если искать в уме причину - только взбалтывать муть. Не найдешь.
В творениях святых отцов термин "УМ" имеет много значений. В одних случаях термином "ум" обозначается сущность души, в других - ее энергия, в третьих - внимание, тончайшее мысли. Если "УМ" рассматривать как глаз души, подразумевая под этим термином преимущественно одну из ее способностей, а также чистейшую ее часть, именуемую глазом, согласно словам Иоанна Дамаскина: "имеющая ум, не иной по сравнению с нею самой, но чистейшую часть ее, ибо как глаз в теле, так ум в душе". Этот-то глаз души, который называется умом и действует через посредство чувств, будучи подверженным осквернению и болезни, нуждается в исцелении. Покидая сердце и отступая от Бога, ум болеет и страдает, при этом мертвеет и вся душа.
Можно заметить как ум из доступной для него информации (внутренней и внешней), выстраивает смысловые цепочки. "Внутренний Наблюдатель", может отслеживать подобную работу ума. Руководить умом может чувство, в данном случае он (ум) быстро откликается на толчок чувства и выносит его во вне, уже с перекрепленным (как мы часто говорим) ментальным шаблоном-заготовкой, который у него всегда "под рукой".
Совершенно вас не понял Володя - какой такой внутренний наблюдатель может отслеживать работу ума? Вы пишите о том, что умом может руководить чувство. Да может, когда этот самый ум в падении потускнел, помрачился, сделался больным. Он утратил свое совершенство. То же самое происходит всякий раз, когда человек совершает грех. Первая брань диавола бывает против ума. Бесы стремятся поработить его, чтобы человек в конце концов склонился ко греху. Преподобный Максим учит, что бесы, цепляясь за присутствующие в душе страсти, возбуждают страстные помыслы, с помощью которых сражаются с умом и вынуждают его к соизволению на грех. Происходит великая брань, цель которой - пленение ума и привлечение его к страстному помыслу. Когда ум побежден, они "вводят его в грех мысленный, а по совершении сего как пленника ведут его на самое дело греха". Однако зло не ограничивается этим. Опустошив сердце страстными помыслами, бесы уступают, но, несмотря на это, в душе остается идол греха. Преподобный Максим, ссылаясь на слово Господа: "Итак, когда увидите мерзость запустения... стоящую на святом месте" (Мф.24:15), говорит, "что место святое и храм Божий есть ум человеческий, в коем демоны, опустошив душу страстными помыслами, поставили идола греховного" (Добр. Т.3. С.183). Такова немощь ума, который не только попадает в плен, но и заболевает, поскольку в нем остается греховный идол - незаживающая рана и причина нового греха.
Необходимо, чтобы ум человека предавался различным трудам. Это значит, что для оживления ему необходимо соблюдение заповедей Христовых. Ведь если смерть приходит через отвержение заповедей, то через их соблюдение должно прийти воскресение и оживление умерщвленного ума. Задача очищения ума заключается не просто в нахождении проникших в него помыслов, но в их отвержении, которого можно добиться не логическими рассуждениями и анализом, но только молитвою Иисусовой. Когда мы говорим "молитва", то имеем в виду действие Святого Духа, приходящего в сердце при поминании имени Христова. Не случайно святитель Григорий Палама подчеркивает, что деятельность ума, состоящая в помыслах, легко очищается "у упражняющихся в молитве, в особенности однословной". Когда человек предается молитвенному деланию, деятельность ума исцеляется.(мит. Иерофей Влахос)

Сергий

  • "Россия управляется непосредственно Господом Богом. Иначе невозможно представить, как это государство до сих пор существует".(с)
  • Сообщений: 7744
  • "αγαπατε друг друга" - основа ученья (с).
    • Просмотр профиля

Re: Сергей Михайлов
« Ответ #244 : 17 Июль 2018, 11:43:30 »
Alexander, МЕРА во всей полноте сети смыслов связанных с этим понятием, самое темное пятно во всех религиях и верованиях, как мне все более и более становится видно. Прямого учения о МЕРЕ нет и у св. отцов. А это главный секрет жизни, так как иначе вилка вариантов: между бытиём овощем и движением к "развоплощению" и "растворению в Боге", и полным хаосом бушующих страстей, - становится единственным, и поэтому заведомо тупиковым выбором из искусственно ограниченного набора вариантов бытия человека.
Но хоть прямого учения и нет у св. отцов, и нет богословских школ, учащих МЕРЕ в православии, особенно в вопросах практической аскетики достижения, а, точнее, навыка постижения, РЕАЛЬНОЙ меры, то есть гармонии бытия, но кое-что и поискать, и найти наверняка можно.

Надо бы открыть тему в этом контексте и начать с разговора о МЕРЕ в понимании св.  отцов, а  далее, как пойдет.
Я пока открыть такую тему не готов, так как занят первыми главами Бытия, но если кто откроет такую тему или темы, то обязательно подключусь, ибо это очень важный, неочевидный и долгий разговор.

И еще с МЕРОЙ связано понятие об ЭТАЛОНЕ движений человека, о заданном Богом ПРЕДНАЗНАЧЕНИИ человека.
Отсюда, собственно, мой интерес и к НЗ и к ДРЕВНЕМУ Писанию.
Ищу там все связанное с ЭТАЛОНОМ для запуска в работу механизмов навыков постижения МЕРЫ.
Это еще более сложная тема, но она то и определяет результат аскетики в парадигме обретения МЕРЫ.

Скажут: все просто - бери за эталон Христа, древних патриархов и пророков, Предтечу, великих святых, - и нет вопросов об Эталоне.
Все так, пока об этом говоришь лишь общими словами ...
Когда же доходишь до деталей и идешь все глубже и глубже к их сути, тут то и выплывает опять всё та же проблема Эталона и Предназначения, от которой никуда не спрятаться ...
« Последнее редактирование: 17 Июль 2018, 12:13:11 от Сергий »
Не нам, Господи, не нам, но имени твоему даждь славу о милости твоей и истине твоей:
Ей гряди Господи Иисусе!  Егоже Царствию не будет конца!  Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе! Аминь.

Родион

  • Сообщений: 9337
    • Просмотр профиля

Re: Сергей Михайлов
« Ответ #245 : 17 Июль 2018, 12:46:30 »
Родион, пока нет внутренней меры, планы будут рассыпаться, смыслы уплывать. К примеру, к чему нужны слова о жертве Христа и ангелах, которые Его покинули? Тогда вспомни, что и Отец оставил. И не забудь Его:  доколе буду терпеть вас - в контексте разговора

К слову о уме :)... у меня не было слов об ангелах, которые Его покинули. Были слова к "Опять-таки, по со, чистые ангелы покидают человека из-за смрада нечистых мыслей и страстей." Чистые Ангелы по со покидают. А Он пришел. В вонь и смрад - согласно твоим понятиям. И не покинул. И не особо то и "морщился" надо заметить. И прокаженных не чурался.
Так что я не буду видеть как Колхозник (я не Колхозник). Смысл и его слов понятен. Но я все говорю к тому, что видеть как механизмы замутненного ума барахтаются в искажениях это одно, а понимать что причина этого в сокровище сердца - это другое. Прости. Но я могу видеть только как дано Родиону. И пока что вроде нахожу подтверждения своему видению. Дальше как Бог даст. Механизмы ума понятны. Но это несколько не тот уровень, с которого возможна работа с умом.
- Путеводитель хороший не посоветуете?
- Пожалуй вот... возьмите Данте.

Колхозник

  • Сообщений: 3111
  • Владимир
    • Просмотр профиля

Re: Сергей Михайлов
« Ответ #246 : 17 Июль 2018, 13:37:04 »
Совершенно вас не понял Володя - какой такой внутренний наблюдатель может отслеживать работу ума?

Витя, "Внутренний Наблюдатель" - сверхъестественная способность, т.е. в прямом смысле, превышающая наше естество. Термин новый, считаю его удачным. Наверное ранее его называли прозорливостью (божественная способность). Прозорливость не принадлежит человеку по природе (имхо). Прозорливость, это "Глаза Бога" в человеке. Думаете это с.о. видели мысли (ум) других или события (пророчества), нет, не с.о., но через них. Кстати не такая уж и редкая способность, ею обладали в той или иной мере практически все с.о., Думаю что и тем кто долго движется к Богу, она дается в той или иной мере, в том числе и для того, что бы человек видел сам себя со стороны.

Колхозник

  • Сообщений: 3111
  • Владимир
    • Просмотр профиля

Re: Сергей Михайлов
« Ответ #247 : 17 Июль 2018, 13:44:07 »
И еще с МЕРОЙ связано понятие об ЭТАЛОНЕ движений человека, о заданном Богом ПРЕДНАЗНАЧЕНИИ человека.
 
Можно перечитать для ясности первую главу "Невидимой брани" https://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Svjatogorets/nevidimaja-bran/1_3

Цитировать
Но немало таких, которые говорят, что совершенство жизни христианской состоит в пощениях, бдениях, коленопреклонениях, спании на голой земле и в других подобных строгостях телесных. Иные говорят, что оно состоит в совершении многих молитвословий дома и в выстаивании долгих служб церковных. А есть и такие, которые полагают, что совершенство наше всецело состоит в умной молитве, в уединении, отшельничестве и молчании. Наибольшая же часть ограничивает сие совершенство точным исполнением всех уставом положенных подвижнических деланий, не уклоняясь ни к излишеству, ни к недостатку в чем-либо, а держась золотой середины. Однако ж все эти добродетели одни не составляют искомого христианского совершенства, но суть лишь средства и способы к достижению его.

akellah

  • Сообщений: 778
  • Олег
    • Просмотр профиля

Re: Сергей Михайлов
« Ответ #248 : 17 Июль 2018, 13:47:51 »
Вот так и делаются неразумные обобщения на основе выдержек из Писания. "Чистому все чисто" - речь ведь в категориях - внутренняя чистота - ритуальная нечистота. Но отнюдь не святость не чурается греха.  "...сын человеческий видишь ли, что они делают? великие мерзости... чтобы я удалился от святилища Моего..." (Иез.8.6)
Разве нет бальзама в Галааде? разве нет там врача? Отчего же нет исцеления дщери народа моего? (Иеремия 8: 22)

Родион

  • Сообщений: 9337
    • Просмотр профиля

Re: Сергей Михайлов
« Ответ #249 : 17 Июль 2018, 14:03:47 »
akellah, Вы просто не чувствуете нерва. И по ходу вообще не в зуб ногой - зачем вообще нужен ритуал? Если понимаете откуда он рождается, то поймете почему чистота не бывает ритуальной и не ритуальной (и делится лишь условно). А все проще - око чисто - и тело чисто, око грязно - и тело темно.
А святость не чурается греха? Это вы из какого пальца высосали? Как это?
- Путеводитель хороший не посоветуете?
- Пожалуй вот... возьмите Данте.

Виктор Шипилов

  • 3
  • Сообщений: 1056
  • Слава Богу за все!
    • Просмотр профиля

Re: Сергей Михайлов
« Ответ #250 : 17 Июль 2018, 14:46:37 »
Витя, "Внутренний Наблюдатель" - сверхъестественная способность, т.е. в прямом смысле, превышающая наше естество. Термин новый, считаю его удачным. Наверное ранее его называли прозорливостью (божественная способность). Прозорливость не принадлежит человеку по природе (имхо). Прозорливость, это "Глаза Бога" в человеке. Думаете это с.о. видели мысли (ум) других или события (пророчества), нет, не с.о., но через них. Кстати не такая уж и редкая способность, ею обладали в той или иной мере практически все с.о., Думаю что и тем кто долго движется к Богу, она дается в той или иной мере, в том числе и для того, что бы человек видел сам себя со стороны.
Володя, я все равно не уразумею сути. Давай попробую объясню как сам понимаю с ссылкой на святых отцов.
"По библейско-святоотеческому преданию известно, что сердце человека, если оно прекращает отвечать воле Божией и начинает исполнять желания диавола, заболевает и мертвеет. Речь идет о болезни, окаменении, нечистоте, духовном омертвении сердца."Как невозможно по одному каналу вместе проходить огню и воде, так невозможно греху войти в сердце, если он не постучится прежде в дверь сердца мечтанием лукавого прилога" (Преп. Исихий, пресвитер иерусалимский. Добр Т.2. С.168). Именно воображение (мечтание) приводит сердце к диавольскому прилогу. После падения человека воображение, которое тоньше мысли и грубее ума, сделалось началом зла. Поэтому святые отцы советуют каждому хранить свое воображение в чистоте или, еще лучше, жить таким образом, чтобы воображение не могло действовать, а мечтательная способность была умерщвлена. Только умертвив ее великим покаянием и многим плачем, человек может богословствовать. В творениях святых отцов говорится об утрате сердца. При этом имеется в виду, что в сердце больше не действует благодать Христова, так что оно превращается из вышеестественного центра в противоестественный.  Сердцем человек получает уверение от Бога, в сердце Бог открывается, говорит и толкует Свое слово. Если же сердце покрыто, то человек находится в глубокой тьме.
Володя!О чем говорят святые отцы? О покаянии. Покаянием мы возвращаемся обратно. Покаяние, плач, сокрушение теснейшим образом связаны с огнем, который рождается в сердце.
Покаяние становится ощутимым, когда Святой Дух возжигает огнь в сердце человека. Об этом огне, который загорается в сердце, Господь сказал: «Огонь пришел Я низвести на землю, и как желал бы, чтобы он у же возгорелся!» (Лк.12:49).Это тот жар, который ощутили ученики, направляясь в Эммаус: не горело ли в нас сердце наше, когда Он говорил нам на дороге и когда изъяснял нам Писание? (Лк.24:82).
R.S.  В самом начале молитвенной практики я познал на собственном опыте что такое кусок льда вместо сердца. В первые год молитвенной практики познал на собственном опыте что такое "возгретость сердечная", которая постепенно стало моим обычным состоянием все эти годы. А прошедшим Великим постом я на собственном опыте познал что такое "не горело ли в нас сердце наше".  Оно в полном смысле этого слова горело. К сожалению это было пару раз в течение всего поста, а больше не повторялось. Когда этот огонь уничтожит сердечные страсти, то переживается как свет. Апостол Павел, обладавший этим опытом, писал, что Господь осветит скрытое во мраке и обнаружит сердечные намерения (1Кор.4:5).
Володя! По моему мы с вами об одном и том же говорим, но выражаемся разным языком. На сегодня у меня закончились три моих сообщения. Всего хорошего. До завтра!
Учение о том, что благодать Божия сперва воспринимается как огонь, а впоследствии как свет, рассматривается у Иоанна Синайского, автора Лествицы. Бог есть огнь поядающий, согласно апостолу Павлу: «...потому что Бог наш есть огнь поядающий» (Евр.12:29). Преподобный Иоанн Лествичник говорит, что всякий труд наш есть пред нами, дондеже внидет во святилище наше огнь оный Божий (Пс.78:16). Бог же наш есть огнь поядаяй (Евр.12:29) всякое разжжение и движение похоти, всякий злой навык, ожесточение и омрачение, внутреннее и внешнее, видимое и помышляемое» (Леств.26:8).Далее в сем состоянии дается молитва находящая, а не самим человеком творимая. Находит дух молитвы и увлекает внутрь сердца – все одно, как бы кто взял другого за руку и силою увлек его из одной комнаты в другую. Душа тут связана стороннею силою и держится охотно внутри, пока над нею есть нашедший дух. Знаю две степени сего нахождения. В первой – душа все видит, сознает себя и свое внешнее положение, и рассуждать может, и править собою, может даже разорить сие состояние свое, если захочет. И это вам должно быть понятно.

У святых отцов, и особенно у преподобного Исаака Сирина, указывается и другая степень даемои или находящей молитвы. Выше показанной стоит у него молитва, которую он назвал экстазом, или восхищением» (Умное делание. С.33–34).

akellah

  • Сообщений: 778
  • Олег
    • Просмотр профиля

Re: Сергей Михайлов
« Ответ #251 : 17 Июль 2018, 15:13:39 »
akellah, Вы просто не чувствуете нерва. И по ходу вообще не в зуб ногой - зачем вообще нужен ритуал? Если понимаете откуда он рождается, то поймете почему чистота не бывает ритуальной и не ритуальной (и делится лишь условно). А все проще - око чисто - и тело чисто, око грязно - и тело темно.
А святость не чурается греха? Это вы из какого пальца высосали? Как это?
Зачем нужен ритуал, обьясните?
Разве нет бальзама в Галааде? разве нет там врача? Отчего же нет исцеления дщери народа моего? (Иеремия 8: 22)

Родион

  • Сообщений: 9337
    • Просмотр профиля

Re: Сергей Михайлов
« Ответ #252 : 17 Июль 2018, 15:35:07 »
akellah, с моей ТЗ ритуалы родились из необходимости входа в состояния, нужные для конкретной ситуации. Находится в состояниях многих, особенно связанных с так называемой духовной стороной и служением, в обыденной жизни постоянно не полезно и даже опасно. По необходимости состояние сонастраивалось необходимому действию. Если хотите это якоря. Тонкая настройка внутреннего состояния. А вот каково оно должно быть, диктуется обстоятельствами и связано с традицией (не обязательно но чаще всего). Ритуальная чистота тут имеет место быть. Чистота же восприятия это свойство чистого ума, и тут уже говорить о ритуальной чистоте как бы не уместно. Из другой оперы она. ИМХО.

А вот откуда вы выдали о святости, которая не чурается греха - я понятия не имею.
- Путеводитель хороший не посоветуете?
- Пожалуй вот... возьмите Данте.

akellah

  • Сообщений: 778
  • Олег
    • Просмотр профиля

Re: Сергей Михайлов
« Ответ #253 : 17 Июль 2018, 16:05:04 »
Родион, я говорю, не не чурается. Т.е. обратное утверждение - святость не уживается с грехом (т.е. чурается греха), это ж как бы понятно по цитате которую привел.

Нет. Ритуалы не из другой оперы. Ритуалы раньше требовались для служения в скинии для снятия грехов, они, в принципе, и не якорили нужного состояния. И сейчас якорить они не могут, в них нет нужды, потому что скинии нет, она перенеслась на небо где служение совершает Первосвященник.  "И которые с яствами и питиями, и различными омовениями и обрадами, относящимися до плоти, установлены были только до времени исправления. Но Христос, Первосвященник будущих благ, придя с большею и совершеннейшею скиниею, нерукотворенною, то есть не такового устроения, и не с кровию козлов и тельцов, но со Своею Кровию, однажды вошел во святилище и приобрел вечное искупление".. Евр. 9.7. Понимаете, Родион, точка сборки всего Писания - скиния, святилище и только благодаря ритуальному служению в нем (ритуальный акт - вход Христа в святилище со Своей кровью и нашими грехами), человек может обретать чистое состояние. Об этом апостольские послания.
Разве нет бальзама в Галааде? разве нет там врача? Отчего же нет исцеления дщери народа моего? (Иеремия 8: 22)

Родион

  • Сообщений: 9337
    • Просмотр профиля

Re: Сергей Михайлов
« Ответ #254 : 17 Июль 2018, 16:42:14 »
akellah, тогда смотрите что есть якоря и для чего они нужны. Не о том говорите. Человек вынужденно существует в двух плоскостях (условно). Посему сохранять состояние в мире то, которое необходимо для другого проявления, значит быть в неадеквате. А быстро перейти в нужное состояние по необходимости нужно уметь и иметь навык. Поэтому думаю с ритуалами все просто. Как и с обрядами. Единственное что потеряли - начало, или посыл к обряду. не тем он нынче диктуется. Но это уже другой вопрос.

Я сейчас не хочу привязываться даже к понятиям той или иной традиции. Потому как это осмысления проявлений сущности, сдобренные стариной глубокой. И думаю, что не ошибусь, если скажу что среди современников, представляющих данную традицию, нет людей понимающих или знающих достоверно о чем в ней речь. У нас вообще принято что люди думают что знают Бога, однако на деле они всего лишь верят в рассказы о Нем, рассказанные в разных традициях.
- Путеводитель хороший не посоветуете?
- Пожалуй вот... возьмите Данте.