Чтобы иметь право поучать, и поучения не воспринимались как попытка самоутвердиться, нужна позитивная база общего опыта, поддержки, любви, совместных дел. Например, у меня есть хороший католический опыт - лекции о молитве дома у одной монахини (по бенедиктинской созерцательной традиции), совместные праздники (она очень переживала, если кто-то оставался один на Рождество), наставления в молитве от священников и монахов, распознавание моего опыта и уважение к нему. Несмотря на несколько довольно травматических эпизодов, не могу сказать, что не было доброго. До сих пор каждый раз, когда бываю в Москве, навещаю ту монахиню. И тут мой друг и духовная опора - бенедиктинец, последние два года мы вместе работаем над стилем аббатства. Если отбросить языковые и культурные заморочки (вроде дизайна платьев и особенностей ритуала), бенедиктинская традиция и есть умное делание по Добротолюбию. Как-то нашлась дорожка...
У меня нет позитивного опыта, на который возможно опереться, хотя православной ситуации было отдано куда больше сил и времени... Я даже никогда не праздновала Рождество с православными! Один раз удалось затащить на Рождество в церковь маму с тетей, и мы потом вместе поужинали. Ни разу ни с кем не было серьезных разговоров о молитве, об опыте, все попытки наталкивались на хихикание и поучение свысока... и на форуме тоже. Я потеряла надежду, уважение и поняла, что дело не во мне.
Недавно один участник форума решил сделать что-то доброе в мой адрес, и не думаю, что может пожаловаться на неблагодарность, плохое отношение или неуважение к опыту. Есть личные сообщения, почта и так далее для тех, кто хочет остаться на связи. Для себя больше не вижу смысла бередить старые раны.