Главы гностические.
Кто прочтет эти слова, у того просветится ум, поднявшись на высоту разумительных (γνωστικής) созерцаний.
Снова же омрачится, если вернется к страсти
1. Рассудительному (γνωστικός) необходимо знать, когда его ум в области смыслов (νοημάτων), когда в области (χώρο) помыслов (λογισμών), а когда в области (χώρο) чувств. И в этой последней (τελευταίο) опять, когда в веществе (πράγματα) вовремя, а скорее более не вовремя обретается.
2. Когда ум находится не в смыслах, то всецело в помыслах; будучи в помыслах — находится не в смыслах; в чувствах же бывая — со всеми обретается (βρίσκεται).
3. Через понимание (νόημα, смысл) ум приходит к мысленному; через помысел — к разумному (λογικό) слову, а через чувство воображения (φαντασίας) — приходит к действиям.
4. Когда ум собирается в себя, он ничего не видит ни от чувства, ни от помысла, но только (μόνο) обнаженные (γυμνά) умы (νοερά) духов (πνεύματα) и божественное сияние (λάμψεις), источающее мир и радость.
5. Одно дело ум (περιεχόμενο, содержание) вещи (πράγματος), другое слово (έννοιά, представление) [объекта] и третье — воспринимаемое (αντιληπτό) чувством. И первое — естество, второе — случайное [свойство естества], а третье — различие (διαφορά) подлежащего (υποκειμένου, субъекта).
6. Ум, проходящий многие пути, кажется ненасытным. А собираемый молитвой к одному, видится утесняемым прежде достижения совершенства, умоляя того, кому принадлежит, быть отпущенным к тому, из чего вышел.
7. Ум, низведенный сверху, не возвратится туда снова, если не презрит полностью дольнее (κάτω, нижнее), посвятив себя Божественным деланиям (ασχολία, занятиям).
8. Если ты не можешь душу объединить с присущими ей помыслами, [то] по крайней мере заставь свое тело уединиться, чтобы всегда помышлять о убогости (αθλιότητά, злострадании), которому оно подчинено. Так, со временем и с милостью Божией, сможешь вернуться и к первому достоинству (αξίωμα) божественного (θείας) благородства.
9. Делатель легко может подчинить ум молитве; созерцатель — молитву уму. Первый закрывает чувство от воображаемых образов, второй душу переносит к сокровенным в формах (σχήματα) слов. И первый повинует свой ум не ведать плоть слова, а второй постигает бесплотное слов. Бесплотное же слов во плоти — свойства и сущность их.