51. Деятельный имеет покрывало на сердце во время молитвы, по причине познания (γνώση) чувственных (внимания к чувственному), которое (покрывало) не может быть снято из-за отношений с ним (чувственным). [Лишь] один созерцатель, не имеющий такого препятствия, может
открытым лицем отчасти зреть
славу Божию (2 Кор. 3, 18).
52. Молитва происходящая с духовным созерцанием — это земля обетованная,
где течет молоко и мед (Исх. 3,
, познание слов, связанных с промыслом и судом Божиим. Молитва с некиим естественным созерцанием — Египет, в котором у молящихся бывает память материальных (υλικών) вожделений (επιθυμιών). А молитва простая — манна в пустыне (см. Чис. 11, 7), которая единовидно (μονοειδές) закрывается для тех, кто не терпеливо желает обетованных хорошо (καλά) /не смог сформулировать мысль/. Но те, кто терпит в утесненной (στενόχωρη) пищи, приводит к лучшему вкусу, который не теряется.
53. Деяние с созерцанием, как тело с
владычественным Духом (Пс. 50, 14), а деяние без созерцания — как плоть, объединенная (ενωμένη) с духом непостоянно (ευμετάβολο).
54. Двор разумной души есть чувство; храм — мысль (η διάνοια); архиерей — ум. Итак, на дворе стоит ум, пресекаемый неразумными помыслами; в храме – пресекаемый благовременными помышлениями; сподобившийся же войти в Божественное святилище – не касается ни одного из них.
55. В доме души деятельной пребывают
рыдание, жалость и горе (Иез. 2, 10), по причине тяготы трудов; а в душе созерцательной слышится
глас радования и исповедования (Пс. 41, 5), по отрадности познания.
56. Деятельный, по причине тяжести,
имеет желание разрешиться и быть со Христом (Филип. 1, 23); а созерцательный благоволит более
оставаться во плоти (Филип. 1, 24). И от радости, которую принимает от молитвы, и от пользы, бываемой для ближнего.
57. У более одаренных (προικισμένους) в разуме (λογικό), созерцание предшествует деянию, у менее одаренных деяние предшествует созерцанию. И оба, в конечном итоге, приводят к одному и тому же концу. Но это будет происходить скорее у тех, у которых созерцание предваряет деяние.
58. Созерцание мысленных вещей есть рай. В него разумный (γνωστικός) входит молитвой, как в свой дом; а деятельный, в отношении к нему, выглядит как прохожий (περαστικός), желающий попасть внутрь, но не способный, потому что забор превышает его духовный возраст.
59. Телесные страсти подобны зверям, душевные — птицам. От первых ограждает забор (φράχτη) из разумного винограда делателя, но не от птиц, если он не достиг духовного созерцания. Даже если много будет прилагать усилий ко внутреннему хранению.
60. Делатель не может украситься совершенным благообразием нравственным, если, подобно патриарху Аврааму, и он не
изыдет из дома своего, — естественного закона,
и от сродства своего, — сравнившейся с ним самоугодливой жизни. Ибо таким образом и он, как печать, получит обрезание родительного (γενικής, общего) удовольствия (ηδονής) (Рим. 4, 11), по причине которого от рождения лежит на нас покрывало. не дающее нам принять совершенную свободу.
61. Весной жеребенок не терпит долго находится в яслях, в которых вкушает пищу; так и ум новообучаемый (νεοδίδακτος) не может долго терпеть тесных пределов молитвы. Больше желая выйти к широте обзора естественного созерцания, которая обретается в чтении и псалмопении.